back to top
8.2 C
Узбекистан
Воскресенье, 24 ноября, 2024

Правитель и поэт

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Творчество великого поэта темуридского Возрождения Бабура, несомненно, получило достойную оценку в наше время. Значительно меньше знает рядовой читатель о полной приключений жизни этого человека. А между тем, она, пожалуй, могла бы стать основой для остросюжетного кинофильма…

Правитель и поэт

Родившийся в феврале 1483 года,Захириддин МухаммадБабур происходил по прямой линии от самого Амира Темура. Потомки Мираншаха, третьего сына Сахибкирана, в конце XV века управляли всем Мавераннахром, и один из них – отец Бабурамирза Омаршейх– имел во владении Ферганскую долину. РодинойБабурастал город Андижан.Хотя это и была дальняя окраина Темуридской империи, мирза Омаршейх, по примеру гератского и самаркандского дворов,собрал здесь множество просвещенных людей своего времени, ученых, писателей и поэтов. Поэтому Бабур в детстве успел получить достаточно хорошее образование. Но из-за безвременной трагической смерти отца он уже в двенадцатилетнем возрасте был вынужден вступить в междоусобные войны за наследство, так как, будучи старшим сыном в семье,10 июня 1494 года был провозглашен правителем Ферганы.

Конечно, в свои одиннадцать лет государственными делами занимался не он сам, а его мать-регентша, в прошлом ташкентская принцесса Кутлуг Нигар Ханум, происходившая из рода Чингизхана, а также бабушка Эсан Давлатбегим и преданный семье атабек по имени Ходжа Казий. Однако всеми военными делами ведалбыстро взрослевший мирза Бабур. А воевать пришлось сразу же, так как на лакомый кусок – благодатную Ферганскую долину– объявилось сразу три претендента. Дядя Бабура самаркандский мирзаСултан Ахмад захватил Куву, в нескольких километрах от столицы– Андижана. Другой дядя – Султан Махмуд-хан – покорил Касан и осадил Ахсикет, а правитель Кашгара Абу Бакрдуглатштурмовал Узгенд. Бабур в специальном послании просил не начинать несправедливой войны, но его посланников-дипломатов не послушали.

В тот момент юному принцу помог случай. Современники так писали о наступлении на Андижан самаркандских войск:
«На хлипком мосту через топь у Кувы столпилось много всадников, и мост обрушился. Многие утонули. Кроме этого, началась эпидемия, погибли сотни лошадей. В результате во вражеских войсках наступила паника. В это время местное население тоже начало борьбу против завоевателей. Эти обстоятельства вынудили мирзу Султана Ахмада согласиться на перемирие и повернуть назад».

Затем воины Бабура дали решительный отпор остальным претендентам на престол Андижана.

Юный принц жаждал отомстить за набег. Случай представился через год, когда дядя Бабура умер, а на самаркандском троне оказался сын Султана Ахмадамирза Байсункар. Воспользовавшись тем, что жители Самарканда не очень-то жаловали нового мирзу и даже подняли против него восстание, Бабур еще с двумя своими родственниками-мирзамидважды (в июне 1496-го и в мае1497 года) осаждал Самарканд, – но безуспешно. Правивший Самаркандом двоюродный брат Бабура после того, как в осажденном городе кончился провиант, обратился за помощью к злейшему врагу Темуридов – узбекскому хану Шейбани, войска которого стояли тогда в городе Туркестане. Бабур сам жаждал сразиться с Шейбани-ханом и преградил ему путь к столице Мавераннахра, но тот не принял на этот раз вызова и повернул обратно в свои владения, так как вызвавшие его самаркандцы почему-то не захотели открыть ему ворота города. Оставшийся ни с чем мирза Байсункар вынужден был бежать, а Бабур торжественно въехал в конце ноября 1497 года в Самарканд и объявил себя правопреемником Амира Темура.

Однако первое его правление в Самарканде продолжалось всего 100 дней. Город из-за войны лежал в руинах, имущество населения разграблено. Поддавшиеся панике беки покидали Бабура. На родине принца поднял восстание некий Узун Хасан. Он казнил атабека мирзы Ходжу Казия и объявил о независимости Андижана от Темуридов.

Так начались двухлетние скитания и невзгоды Бабура. Покинув на произвол судьбы Самарканд и не получив Ферганского владения, юный принц должен был отбиваться от многочисленных врагов, и если бы не помощь его дяди ташкентского хана Султана Махмуда, неизвестно, какая судьба ожидала бы будущего великого поэта и падишаха.

Между тем, население Андижана было недовольно правлением Узун Хасана. Этим умело воспользовался младший брат Бабура – Насир мирза: он отвоевал столицу Ферганской долины у Узун Хасана и в июле 1499 года торжественно передал Андижан Бабуру.

Но злоключения на этом не кончились. Сначала другой брат Бабура – мирза Джахангир–поднял братоубийственную смуту и добился в феврале1500 года выделения себе во владениесеверной части Ферганской долины с центром в городе Ахсикете.А затем произошла самаркандская трагедия: из-за распрейсреди правящей элиты Самарканда ворота столицы Мавераннахра были без боя открыты Шейбани-хану, и тот приказал казнить всех попавших в плен Темуридов, в том числе и правителя города мирзу Султана Али.

Бабур явился к месту событий как мститель. Он разгромил захватчиков, вынудил Шейбани-хана бежать из Самарканда и в конце 1500 года во второй раз овладел столицей Амира Темура.

Но, увы, то была пиррова победа. Самарканд к этому времени представлял собой одни развалины, и там царил страшный голод.Потери в войске Бабура были слишком велики, – и он, скрепя сердце, решается на мирные переговоры с Шейбани-ханом. В то же время вместе с верными людьми Бабур покидает Самарканд, чтобы сколотить антишейбанидскую коалицию, в которую он убедил войти своего дядю, ташкентского хана Султана Махмуда, и правителя Кашгара Султана Ахмад-хана.

Коалиции удалось собрать тридцатитысячное войско. Но успеха это не принесло: в 1503 году под Ташкентом союзники потерпели сокрушительное поражение от Шейбани-хана. Теперь у Бабура,у которого оставалось не более двухсот верных воинов,не было иного выхода, кроме как отступать.
Отряд Бабура, преследуемый шейбанидскими войсками, двинулся на юг, где находились владения прославленногомирзы Хусейна Байкары, венценосного друга и покровителя Алишера Навои. По дорогев нынешний афганский Туркестан к Бабуру присоединялись части войск правителей Гиссара, Кундуза и Термеза, опасавшихсяШейбани-хана, так что образовалось значительное войско.При помощи его Бабур взял штурмом город Кабул, принадлежавший в тот момент некоему Мухаммаду Мукиму, сыну Зуннунаргуна. С тех пор Кабул стал столицей владений Бабура.

Первоначально здесь, на юге, задумывался эффективный оборонительный союз противагрессии Шейбанидов. Но могущественный владыка этой части Темуридской империимирза Хусейн Байкара умер 5 мая 1506 года во время военного похода, а его враждовавшие друг с другом сыновья и внуки были, как убедился Бабур, ненадежными союзниками. Оставалось рассчитывать только на себя.

Столкновения с шейбанидскими войсками продолжались, особенно за город Кандагар, переходивший из рук в руки. Но когда в 1510 году сам Шейбани-хан был убит под Мервом в сражении с войском иранского шаха Исмаила, Бабур заключает наступательный военный союз с шиитским иранским государством Сефевидов и идет походом на Самарканд.
Так в 1511 году Бабур в третий раз воссел на трон Амира Темура.

Но теперь отношение самаркандцев к нему стало иным. Пятничная хутба в мечетях ныне читалась на имяшахиншаха Исмаила Сефеви, значительная часть контингента войск-победителей состояла из иранцев-шиитов. Недовольные беки распространяли лживые слухи, что Бабур сам уклонился в шиитскую ересь. Наконец, наследник Шейбани-хана бухарский правитель Убайдулла-хан в битве у Кулималика28 апреля 1512 года неожиданно одержал победу над войском Бабура. И молодой полководец и правитель вынужден был теперь уже навсегда покинуть родину и возвратиться в Кабул.
Еще в 1508 году, после рождения наследника – мирзы Хумаюна, Бабур принял титул падишаха, который, по словам Амира Темура,могли носить единственно владыки Индии.

Его помыслы отныне направлены на юг.Пять раз Бабур снаряжал военные походы из Кабула на юг с целью завоевания владений мусульманских правителей из мамлюкской династии Лоди. Наконец, 21 апреля 1526 года, в знаменитой Панипатской битве он с небольшимсобственным войском наголову разбил огромную армию делийского султана ИбрахимаII, у которого одних только боевых слонов было около полутора тысяч. Показав себя достойным воинской славы своего предка Амира Темура, падишах Бабур с этого времени действительно становится падишахом в Дели и Агре и основывает вИндии новое государство, которое европейцы называютимперией Великих Моголов. «Он приумножил мощь и славу страны, слава о государстве Бабуридов распространилась по всей Азии и Европе», – писал о Бабуре Джавахарлал Неру.

Свою многотрудную, полную приключений и подвигов жизнь поэт-падишах отразил не только в великолепных стихах,написанных по всем правилам классического восточного стихосложения (аруза), но и в поразительных по точности, честности и прекрасному литературному стилю мемуарах «Бабур-наме», без использования которых сегодня нельзя себе представить ни одного серьезного труда, посвященного той эпохе. Западноевропейские исследователи творчества Бабура еще в XIX веке отмечали, что его «можно поставить в один ряд с Цезарем, как военачальника, администратора и литератора».

Творческое наследие Бабура,хоть не дошедшее полностью до наших дней,тем не менее очень разнообразно. Кроме стихотворений и мемуаров, он создал научные трактаты о музыке и военном искусстве, перевел на тюрки теологическое сочинение одного из основателей суфийского ордена накшбандиев, знаменитого ташкентского шейха Убайдуллы Ходжи Ахрара – «Валидия». Даже замечательный по красоте почерк Бабура стал каноническим,получив название «хаттибабури», и используется каллиграфами доныне.Удивительно, что при такой бурной жизни, с детства заполненной военными походами и сражениями, этому выдающемуся человеку удалось создать так много.

В памяти знавших его людей он осталсясправедливым и добрым. И сегодня афганцыпоют песни о пламенной любвипадишаха Бабура и красавицы из рода юсуфзаевБибиМубораки (иначе ее называют Афгани Агача). Именно эта женщина перевезла из Дели в Кабул останки Бабура и похоронила падишаха, как он хотел, в его первой столице. До сих пор рассказывают и легенду о том, как на прогулке, увидев тонущего шестилетнего ребенка-индуса, падишах без колебаний бросился в бурный поток и спас малыша. Свидетелем этогоблагородного поступка правителя Дели стал убийца, подосланный к Бабурузаговорщиками. Очевидцы рассказывают, что, пораженный произошедшим, враг приблизился к падишаху, протянул ему свой кинжал и, прокляв заговорщиков, обязался верой и правдой служить, как он сказал, самому человечному из правителей.

Бабур умер 25 декабря 1530 года в возрасте всего 48 лет. Современники считали, что его предательски отравили по приказу жаждавшей мести матери побежденного им делийского султана Ибрахима II, которую падишах из милосердия уважил и оставил при своем дворе.

У Бабура было девять сыновей и столько же дочерей. Но лишь семеро из его детей дожили до взрослых лет. Одна из дочерей, принцесса Гульбаданбегим,унаследовавшая литературный талант отца, продолжила его труды, написав книгу «Хумаюн-наме» – достойное и ценное дополнение мемуаровБабура – полководца, правителя и поэта.

Т.Солиходжаев.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Ташкент объединяет: итоги главного научного события года в литературе

23 ноября 2024 года в Национальном Университете Узбекистана состоялся третий Ташкентский литературоведческий форум. Это знаковое событие в научной жизни не...

Больше похожих статей