Домой Свободное мнение И празднословно, и лукаво

И празднословно, и лукаво

0
И празднословно, и лукаво

Решила поделиться своими тревогами. Они вызваны откликами на концерт Национального симфонического оркестра Узбекистана, который состоялся в Ташкенте 7 февраля.

За пультом был известный, несмотря на свою молодость, маэстро Азиз Шохакимов; в солистах — гость, виртуоз итальянской скрипичной школы, русский по рождению и действительно, как убедил концерт, выдающийся музыкант Сергей Крылов.
После концерта поделилась с кругом своих друзей в сети фейсбук — это полторы тысячи друзей моей страницы и друзья друзей — видеозаписями фрагментов программы, благо устроители не возражали против такой популяризации. А вот что касается отзыва — на время отложила, хотя концерт очень впечатлил, как и восторженный приём, оказанный артистам публикой. Но пусть уляжется первый восторг — будет еще время поговорить о концерте и вызванных им размышлениях.

Наутро, 8 февраля, в СМИ появляется первый большой отклик на концерт. Была бы отрадна такая оперативность, если бы не некоторые «но»… По тексту видно, что отзыв написан заблаговременно: в нем много общих слов, цветистых фраз, нет описания интересных моментов вечера, которые непременно были бы отмечены. Фотографии, что тоже удивило, позаимствованы в сети — на них «печать» иного времени и событий: иные залы, зарубежный оркестр.

К вечеру неожиданно получаю из-за границы пожелание обратить внимание на заметку о выступлении скрипача Крылова в Ташкенте. Вначале обрадовалась — слух о концерте в нашей столице прошёл по всей планете великой… Тут же перешла по ссылке, присланной виртуальным другом — профессиональным музыкантом. Внимательно прочитала текст. Забавно, хоть плачь. Оказывается, Крылов исполнил «российские и узбекские классические произведения.»
Далее автор заметки решил блеснуть еще более глубоким знанием музыкальной жизни Узбекистана: «Дебютной совместной работой для «российского Паганини» и коллектива Узбекистана также стала прозвучавшая симфония «Хорезмское праздничное шествие» узбекского композитора Сулеймана Юдакова, ранее исполнявшаяся только местными музыкантами. (Источник — http://ru.sputniknews-uz.com/culture/20160208/1717417.html#ixzz3zd6KJEyJ)
Друг по переписке оценил заметку как образец «непрофессионализма и полной некомпетентности», с чем нельзя не согласиться.

Держу пари, автору этого шедевра, если он вдруг живёт в Ташкенте, не досталось билета на концерт. Потому и не знает, какие именно «произведения из музыкального «золотого фонда» Крылов исполнил вместе с Национальным симфоническим оркестром Узбекистана». Он не в курсе, что произведение Юдакова открыло концерт, что это симфоническая сюита, которая исполняется оркестром, — в ней нет партии солирующей скрипки. Крылов вышел на сцену только ко второму номеру программы для исполнения Концерта для скрипки с оркестром Ре-мажор, соч.35 П.И. Чайковского, после чего был объявлен антракт. Замечу, скрипач прилетел в Ташкент с температурой и все же выступил блистательно, и никто не заметил его недомогания. Несмотря на простуду, Сергей Крылов еще раз вышел на сцену в самом конце программы после бурных аплодисментов публики, скандирующей его имя, и исполнил на бис сонату для скрипки соло.

Поделилась поначалу своей тревогой в фейсбуке. Но реплика утонет в недрах сети, как обычно и бывает со ссылками. Потому решила взять на себя смелость и высказаться в «Новостях Узбекистана», попробовать достучаться до молодых авторов. Понимаю, в новом веке, полном парадоксальных событий, некомпетентность, безграмотность, горячность или грубость в статьях или при контактах в интернете — казалось бы, не самая страшная угроза. Есть на свете вещи и пострашнее. Но для культуры , как мне думается, всё это катастрофично. Потому прошу авторов — возраст, профессиональный и читательский опыт, как мне кажется, позволяют обратиться к пишущим и общающимся в интернете людям: уважайте читателей, собеседников — друг друга. Не унижайте себя сами. И дорогие авторы, не пишите рецензий до начала концерта, не размещайте в откликах фотографии из других залов и других стран. Послушайте вначале игру исполнителей, прислушайтесь к собственным чувствам и мыслям, поговорите с музыкантами и зрителями — всё это поможет найти искренние слова и позволит рассказать, что и как было на самом деле.

Понимаю, что в Ташкенте, где круг читателей и друзей в сети довольно узок, мое мнение может вызвать если не открытое, то молчаливое или закулисное неодобрение и вопрос, по какому праву я беру на себя смелость о ком или о чём бы то ни было судить. Право это есть у каждого. Главное, чтобы оно было выражено в вежливой форме и по существу. Я тоже читатель и в этой роли заинтересована в достоверности и качестве текстов, предлагаемых средствами массовой информации. А в том, что касается уровня общения в комментариях по тому или иному поводу, в особенности, когда речь идёт о культуре, не стану прибегать к мудрости великих, приведу слова такого же человека, как мы с вами — Дж. Вильсон: «Никогда не опускайтесь до грубости, будьте выше. Чем больше грязных слов, тем ниже показатель интеллекта.» Я бы добавила к этой очень простой и разумной фразе: не празднословьте и не лукавьте.

Тамара САНАЕВА
Фото автора

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Прошелся по ссылке и пару раз перечитал критикуемую заметку. Небольшая информационная заметка о событии. Почему такой сыр-бор?

  2. "Почему такой сыр-бор?"

    Потому что в этой заметке искажена — до смешного и нелепого! — сама информация.
    В реплике написано, что автор "не знает, какие именно "произведения из музыкального "золотого фонда" Крылов исполнил вместе с Национальным симфоническим оркестром Узбекистана". Он не в курсе, что произведение Юдакова открыло концерт, что это симфоническая сюита, которая исполняется оркестром, — в ней нет партии солирующей скрипки."

    То есть человек не видел и не слышал концерта и не знает, что исполнял солист Крылов.
    Сыр-бор горит по поводу качества новостных материалов, и еще горячее — по поводу музыкальной критики. Участники дискуссии о заметке в электронном издании "Спутник Узбекистан" речи и не ведут — эта нелепость никого особенно и не взволновала, кроме меня самой. Все согласны, что так писать нельзя.

    Дискуссия развернулась по ссылкам на реплику на моей странице в фейсбуке, и она коснулась статьи молодого критика — имени я не упоминала. Может быть, есть резон поделиться всеми комментариями и здесь, но реплика больно ударила по людям, которых люблю. Не хочется подвергать их новым волнениям, я и сама переживаю и волнуюсь не меньше них. Говорить о качестве новостной информации, о музыкальной жизни, как и о многом другом, необходимо. Лишь бы эти разговоры приносили пользу.

  3. "виртуоз итальянской скрипичной школы, РУССКИЙ ПО РОЖДЕНИЮ … ????? зачем это уточнение?

  4. Получила глубокое удовлетворение от достаточно корректной дискуссии, развернувшейся в фесбуке (https://www.facebook.com/sanaevat/posts/1067843296593589?comment_id=1068973419
    813910&reply_comment_id=1068992859811966¬if_t=feed_comment).
    Всем спасибо.
    Не зря пережила столько волнений. Автор заметки в "Спутник Узбекистан" не откликнулся, но зато молодой критик, студентка консерватории, поняла, в чем суть моей реплики. Более того, мы с нею виртуально познакомились и стали по ее запросу друзьями. Сила характера и воспитанность студентки заслуживают уважения. У нее прекрасные наставники — жаль, они моей тревоги о критике не разделили и высказали обиду. Право на мнение есть у каждого — я их понимаю. Но повторю еще раз — дело важнее личных симпатий и антипатий.
    Вопрос о качестве критических выступлений благодаря этой дискуссии обсудят между собой молодые — дирижер и музыковед. Им жить дальше, развивать музыкальное и исполнительское искусство и писать лучше представителей нашего поколения.
    Искренне рада такому завершению дискуссии. Еще раз всех искренне благодарю.

  5. Цитата: Rustam
    "виртуоз итальянской скрипичной школы, РУССКИЙ ПО РОЖДЕНИЮ … ????? зачем это уточнение?

    Так обозначено в биографии Крылова. Он родился в России, но с 10 лет вместе с родителями жил и учился в Италии, отец был скрипичным мастером. Можно было написать "россиянин по рождению", но за рубежом. наверное, вы осведомлены, всех выходцев из СССР называют русскими.

  6. Из-за чего разгорелся сыр-бор — понял, когда прочитал ответ музыковеда Инессы Гульзаровой на эту гневную статью -"Дорогая Тамара, места под солнцем хватит всем!" (https://nuz.uz/svobodnoe-mnenie/10984-otvet-na.html)
    Вот в чем причина праведного гнева Т.Санаевой, несоизмеримого с таким мелким поводом — опередили. Да успокойтесь, уважаемая , места под солнцем на самом деле всем хватит

  7. Каждый судит в меру своего разумения.
    Я давно уже не спешу с написанием статей — сначала делюсь в фейсбуке видеозаписями, фотографиями, первыми впечатлениями, а для статей с недельку собираю материал и думаю. И только лишь приветствую новостные сообщения и оперативные отклики, просматриваю их.
    Так это вы анонимный Гость под репликой И.Гульзаровой, как я поняла по почтовому адресу — его всегда можно увидеть, кликнув на имя))))! Будем знакомы. Да мы с вами и знакомы. Иначе вас представляла себе.
    По-вашему, Владимир, писать о том, что С. Крылов исполнил произведение Юдакова — нормально? И это все спокойно приняли. Но то, что я высказала свои пожелания молодому критику — это великий грех?
    Обсуждать надо не меня, тем более — осуждать. Не надо из меня делать девочку для битья — стоит озаботиться качеством предлагаемых авторами текстов. Если у меня есть погрешности в материалах — готова прислушаться и подумать, как писать лучше. Все мы не боги, и я никогда не возносилась, но и цену себе знаю. Моё место под солнцем никто не занимает, мне же его вполне хватает — интернет безграничен. И писать, независимо от вашего мнения, я буду о том, что меня волнует, о чём думаю, что нужно донести до общественности в статьях, рассказывая о событиях и людях.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь