back to top
-1 C
Узбекистан
Среда, 21 января, 2026

Бахтиёр Эргашев: заявление Шерзода Кудратходжи нарушает условия Договора ЦАЗСЯО

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
8,340ПодписчикиПодписаться

Ректор Университета журналистики и массовых коммуникаций, Шерзод Кудратхужа, после заседания Совета Безопасности выступил с громким заявлением о том, что Узбекистану необходимо иметь ядерное оружие. Возможно ли обладание Узбекистаном ядерного оружия и каковы могут быть последствия громкого заявления?

Заявление повергло многих в шок, поскольку оно прозвучало в разрез миролюбивой политики государства, которая закреплена в Конституции Республики Узбекистан, где четко прописано, «Республика Узбекистан осуществляет миролюбивую внешнюю политику, направленную на всемерное развитие двусторонних и многосторонних отношений с государствами и международными организациями».

Узбекистан активно участвует в режимах нераспространения ядерного оружия (ДНЯО) и является ключевым инициатором создания зоны, свободной от ядерного оружия в Центральной Азии.

И стоит напомнить, что 8 сентября 2006 года был подписан и ратифицирован Договор о создании в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (ЦАЗСЯО), известный как Семипалатинский договор, пятью странами Центральной Азии — Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном, который вступил в силу в 2009 году. Этот договор обязывает страны не разрабатывать, не производить и не приобретать ядерное оружие.

То есть, подписав и ратифицировав соответствующий договор, Узбекистан тем самым, подтвердил свои обязательства не производить и не обладать ядерным оружием. Страна не имеет ядерного оружия и выступает за мирное развитие и разоружение.

Мало того, 6 мая 2014 г. пять ядерных держав, США, Россия, Великобритания, Китай и Франция подписали Протокол к Договору, который оформляет обязательства ядерных стран не применять и не прибегать к угрозе применения ядерного оружия против государств-участников безъядерной зоны.

В 2019 году в Узбекистане принят закон «Об использовании атомной энергии в мирных целях», где в статье 4 документа, прежде всего, запрещается производство ядерного оружия и других ядерных взрывных устройств. А закон, как известно, обязан соблюдать каждый гражданин Узбекистана.

Свой комментарий к заявлению ректора образовательного учреждения дал политолог, руководитель Центра исследовательских инициатив Ma’no, Бахтиёр Эргашев: «Когда делаются такие громогласные заявления, наверное, все-таки нужно думать о широком контексте данного вопроса. А широкий контекст заключается в том, что договор о нераспространении ядерного оружия в нашу эпоху остается последним барьером на пути полного уничтожения международного права, как последний краеугольный камень глобальной безопасности.

И, наверное, господину Кудратходже нужно было немножечко изучить этот вопрос, прежде чем делать такие громогласные заявления. Второе.

Страны Центральной Азии подписали Договор о создании в Центральной Азии зоны свободной от ядерного оружия. Это краеугольный камень, который обеспечивает региональную безопасность. Страны Центральной Азии получили гарантии от пяти ведущих ядерных стран в обмен на то, что страны ЦА никогда не будут иметь ядерное оружие. Господин Кудратходжа хочет сломать этот договор и нарушить этот договор о зоне, свободной от ядерного оружия в Центральной Азии?

Плохо, очень плохо, когда такие заявления делаются людьми, которые некомпетентны в этих вопросах и позволяют себе такие бессмысленные высказывания, которые могут влиять на взаимоотношения Узбекистана с внешним миром, с ведущими ядерными державами, которые являются гарантами договора о Зоне свободной от ядерного оружия в Центральной Азии».

Напомним, что еще 2 декабря 2024 года в Резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, говорилось, что «Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии  на основе договоренностей, добровольно заключенных между государствами региона, представляет собой важный шаг в сторону укрепления режима ядерного нераспространения и обеспечения регионального и международного мира и безопасности».

Может ли Узбекистан обладать ядерным оружием?

Теоретически да, а практически нет. Ядерное оружие не продается, его надо создавать или если удастся украсть технологии. А для этого надо иметь мощный научно-технический потенциал, сложнейшее оборудование, высококвалифицированные кадры и колоссальные финансовые ресурсы.

Но одно дело произвести ядерное оружие, а другое, как его доставить к цели. Для производства средств доставки, также требуется научно-технический потенциал, заводы, металлургию, электронику, инженерно-конструкторские кадры и опять-таки колоссальные финансовые ресурсы.

Помимо этого, нужна инфраструктура, хранилища для носителей, боеголовок, топлива, которые станут приоритетной целью и отметкой на картах генштабов, как ядерных, так и неядерных государств.

Однако, самым главным препятствием к ядерной кнопке, станет переход страны из безъядерного статуса в ядерный. Для этого придется менять законы республики, выходить из ряда многочисленных международных договоров, что практически маловероятно. В этом случае, Узбекистан рискует стать страной-изгоем. И, как кажется, Узбекистан на это никогда не пойдет.

Каковы последствия этого заявления могут иметь место?

Доверительные отношения с соседними и другими странами выстраиваются годами и даже десятилетиями. Но трещины в них могут появиться в один миг, а разрушить и того легче. Скажется ли заявление Шерзода Кудратходжи на взаимоотношениях с соседними странами?

«Конечно, скажется, потому что это прямое нарушение подписанного Узбекистаном и другими четырьмя странами Центральной Азии договора. Это однозначно испортит отношения, внесет неясность в эти отношения. Ну и, конечно же, не будет ясна реакция пяти ядерных стран, членов Совета безопасности ООН», — считает Бахтиёр Эргашев.

Да, действительно, слово не воробей – вылетит не поймаешь. В любом случае, заявление наносит ущерб миролюбивой политике государства, что, безусловно, может сказаться на имидже Узбекистана в целом.

М.ДЖАНГИРОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Жамшид Ходжаев допустил ответные меры на торговые ограничения со стороны Таджикистана

Вице-премьер Узбекистана Жамшид Ходжаев не исключил возможность введения зеркальных мер в ответ на торговые ограничения со стороны Таджикистана. Об...

Больше похожих статей