back to top
-0.9 C
Узбекистан
Понедельник, 15 декабря, 2025

Саодат Кабулова. К юбилею легенды узбекской оперной сцены

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
8,060ПодписчикиПодписаться

Сегодня, 15 декабря, исполнилось бы 100 лет народной артистке СССР, профессору, кавалеру многочисленных государственных наград Саодат Кабуловой – певице, имя которой неразрывно связано с историей узбекской оперы второй половины XX века. Любовь к ней со стороны узбекистанского слушателя находится  вне времени: её неизменно помнят и чтят, хотя уже восемнадцать лет этой оперной дивы нет среди нас. Её творческая судьба стала отражением целой эпохи, а сама она навсегда осталась символом подлинного сценического благородства и музыкального служения.

Саодат Кабулова обладала редкой внешней и внутренней гармонией. Её лучистую улыбку помнили зрители Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои, где она долгие годы царила на сцене, и студенты консерватории, и просто прохожие на ташкентских улицах. В любой обстановке она оставалась безупречно ухоженной, элегантной, сдержанной в стиле, но яркой по внутреннему свету. Саодат Кабуловна умела быть женщиной сцены и женщиной жизни одновременно – с одинаковым достоинством и вкусом.

Будущая оперная дива родилась в Маргилане в семье, где музыка была естественной частью быта. Отец, Кабул-ака, прекрасно пел и играл на дутаре и трубе, мать Сабоат обладала мягким красивым голосом и часто пела дома под аккомпанемент дутара. Именно здесь маленькая Саодат впервые услышала народные напевы, которые позже станут важной частью её репертуара. Девочка рано начала подпевать, а затем втайне училась играть на дутаре. Уже в школьные годы она выступала на вечерах и в художественной самодеятельности.

Решающий поворот в судьбе произошёл благодаря встрече с народным певцом Джураханом Султановым. Он разглядел в юной Саодат подлинный дар и настоял на её переезде в Ташкент. Так шестнадцатилетняя девушка оказалась в музыкально-драматическом театре имени Мукими, где её профессиональное становление проходило под руководством Тохтасына Джалилова.

Несмотря на ранний сценический успех, Саодат Кабулова мечтала о высшем академическом образовании. После войны она поступила в Московскую консерваторию. Уже на вступительных экзаменах члены приёмной комиссии отметили её красивый голос. Кабулову определили в класс профессора Доры Борисовны Белявской, которая отличалась деликатностью и бережным отношением к своей ученице, но вместе с тем и строгой взыскательностью. Она требовала полной самоотдачи в работе, умения всё в жизни подчинять служению музе. Ежедневно Саодат с утра до вечера работала над голосом, училась владеть собой, следить за мимикой, движениями. Эта школа стала для неё фундаментом не только певческой, но и будущей педагогической карьеры. Саодат Кабуловна всегда с благодарностью вспоминала своего профессора Белявскую, которая открыла ей широкую дорогу на музыкальный Олимп.

В 1954 году она вернулась в Ташкент – уже в статусе профессиональной певицы и матери двух дочерей, Гульнары и Нодры. В том же году была зачислена солисткой Государственного академического Большого театра имени А. Навои, а уже через пять лет была удостоена высокого почётного звания народной артистки СССР. На этой сцене ею были созданы наиболее значимые образы – Дилором, Лейли, Зухра, Майсара, Джильда, Виолетта, Розина, Мими. Репертуар певицы охватывал как национальную оперу, так и мировую классику: «Риголетто», «Травиата», «Севильский цирюльник», «Богема» и многие другие.

Самое первое выступление Саодат Кабуловны состоялось в опере «Зайнаб и Омон», в которой она исполнила партию Хури, и которую её авторы – Талибджан Садыков и Рейнгольд Глиэр включили специально для неё. Профессионалы с восхищением вспоминали, что в тот её дебютный вечер музыканты оркестра в знак особого признания «аплодировали» ей традиционным постукиванием смычков по декам инструментов. Они сразу же оценили красивое и сильное колоратурное сопрано молодой певицы. Так родилась большая артистка, одна из лучших певиц ХХ века, колоратурное сопрано которой потрясало слушателей далеко за пределами Узбекистана

С первых спектаклей певица стремилась к масштабному созданию каждого образа, раскрытию лирического начала через сложную борьбу характеров, к анализу любой жизненной ситуации через столкновение противоречий. Нежность, пылкость, пленительность – прекрасные свойства женской натуры подчёркивала Кабулова в ролях вердиевских героинь: Виолетты («Травиата») и Джильды («Риголетто»). Её пение было словно голосом той, довоенной, уже давно ушедшей эпохи: оно не было   старомодным, а было совершенным, отточенным до блеска, со сверкающей певческой беглостью. Её искусство  удивляло и пленяло так, как это было когда-то.

Особое место в творчестве Саодат Кабуловой занимали народные песни. Она исполняла их на разных языках, глубоко изучая традиции каждого народа, его историю и особенности вокальной культуры. Эти исполнения вошли в золотой фонд музыкального искусства народов бывшего Союза. Большой театр стал для неё вторым домом, а сама она на протяжении тридцати лет оставалась его ведущей солисткой.

Её творческий союз с композитором и дирижёром Мухтаром Ашрафи стал одной из самых ярких страниц в истории узбекской оперы. Этот  выдающийся, легендарный мэтр деликатно вводил её в мир высокого искусства. Именно для неё он создал образ Дилором. Эта партия принесла певице особый успех – как в Ташкенте, так и на Декаде узбекской литературы и искусства в Москве. Саодат Кабуловна вспоминала, как однажды во время финальной арии маэстро опустил руки, позволив ей полностью раскрыть импровизационную свободу, слушая её пение с закрытыми глазами.

Своим искусством она соединяла чистоту лирического колоратурного сопрано с выразительной драматической игрой. Для коллег она была примером строгой дисциплины, безупречного профессионализма и высокой требовательности к себе. В каждом образе она искала правду, внутреннюю логику чувств, искренность переживаний – и это делало её сценических героинь живыми и убедительными.

Не все роли давались ей сразу легко. Так, образ Розины в опере Россини первоначально оказался для неё далеким по характеру. Однако, преодолев внутреннее сопротивление, она сумела создать одну из самых ярких своих интерпретаций – темпераментную, смелую, остроумную. Певица исполняла партию Розины легко, играючи, удивляя теми техническими возможностями, которые были доступны её голосовому аппарату: острота и точность стаккато, бешеные темпы в выпевании пассажей, различные эффекты, идеально выполненные украшения любой сложности.

Вместе с поразительным техническим блеском в пении Кабуловой присутствовали и теплота, сердечность, задушевность, подлинная выразительность, умение достигать эмоционально-психологических вершин в своём искусстве. Она была певицей строгой школы, выразительных, но сдержанных эмоций, для которой не был характерен эмоциональный пережим и излишняя аффектация.

Гастрольная география Саодат Кабуловой была обширной: города бывшего Советского Союза, а также Бирма, Индия, Афганистан, ГДР, Болгария, Польша, Канада и многие другие. Где бы наша землямка ни выступала, она неизменно скучала по родному Узбекистану. Вернувшись однажды из Монреаля, певица бережно прижала к губам узбекскую лепешку – как символ родной земли.

Отличная вокальная школа, музыкальность, свежий, чистый, тёплого тембра голос, свобода звуковедения поставили Кабулову   в  число самых крупных певиц ХХ столетия. Со сцены она ушла тихо, без пышных прощаний, сохранив достоинство, присущее всей её жизни. Мне думается, Саодат Кабуловна придерживалась известной для артиста формулировке: «Лучше уйти со сцены на год раньше, чем на час позже».

Многолетний опыт работы оперной дивы в опере позволил ей стать талантливым наставником для молодых вокалистов. С 1969 года она посвятила себя педагогике в Ташкентской консерватории. Ученики обожали своего педагога, а она  получала большое  удовольствие от занятий с ними. В 1988–1997 годах она возглавляла кафедру академического вокала, воспитав целую плеяду певцов. Профессор Кабулова чувствовала природу голоса и возможности каждого своего ученика, поэтому её студенты прогрессировали из года в год и заканчивали консерваторию готовыми к серьёзной работе. И сегодня они работают на ведущих сценах не только Узбекистана, но ближнего и дальнего зарубежья.

Один из её учеников, солист Большого театра имени А. Навои, заслуженный артист Узбекистана Кирилл Борчанинов, вспоминает: «Она первой органично соединила национальную манеру с европейской вокальной школой. Как  педагог Саодат Кабуловна никогда не давала невыполнимых задач и очень тонко чувствовала природу голоса. Она умела ждать, беречь и развивать. Это был редкий педагогический дар».

В быту Саодат Кабулова оставалась удивительно открытым и сердечным человеком. Её дом всегда был наполнен учениками, коллегами, друзьями. Она умела создавать вокруг себя атмосферу тепла, уюта и доверия. Прекрасно готовила, щедро угощала гостей, встречала каждого с искренней радостью. Её умение слушать, поддерживать, примирять делало её по-настоящему близкой людям. Саодат Кабуловна была человеком исключительно уравновешенным и аккуратным, она не делала неосторожных заявлений, не раздувала сенсаций, о коллегах всегда говорила  уважительно, свою личную жизнь перед камерами не обсуждала.

До последних дней она продолжала работать, учиться, слушать музыку, следить за молодыми голосами, интересоваться искусством во всех его проявлениях. Её имя стало своеобразным знаком качества – как в искусстве, так и в человеческих отношениях.

Саодат Кабуловой не стало 12 октября 2007 года. Она ушла внезапно, собираясь на работу. С её уходом завершилась целая эпоха узбекской оперы. Но её голос, школа, любовь к профессии и к людям продолжают жить в её учениках, в памяти зрителей и в истории национальной культуры Узбекистана.

Инесса Гульзарова, музыковед.

Фото из открытых источников

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Хиве на Фестивале плова приготовили 9 тонн традиционного блюда

14 декабря в туристическом комплексе "Arda Xiva" в Хиве состоялся Фестиваль плова, в рамках которого было приготовлено 9 тонн...

Больше похожих статей