back to top
9.3 C
Узбекистан
Среда, 26 ноября, 2025

От мела к мышке: как онлайн-СОЧи становятся массовым инструментом оценки знаний в Узбекистане

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,950ПодписчикиПодписаться

По итогам первой четверти 2025–2026 учебного года более  1 185 308 учеников из 3064 школ Узбекистана сдали  онлайн-СОЧи на образовательной платформе eMaktab. Для сравнения, в первой и второй четвертях прошлого учебного года онлайн-формат СОЧей применялся лишь в 168 школах.

Критериальное оценивание — одна из ключевых образовательных реформ, инициированных Министерством дошкольного и школьного образования (МДШО) Республики Узбекистан в соответствии с поручением Президента Узбекистана. Основная цель реформы заключается в  создании прозрачной, справедливой и объективной системы оценки знаний учащихся. Успешное внедрение этой системы потребовало нормативных изменений, разработку технических инструментов, способных упростить работу педагогов и обеспечить цифровую трансформацию образовательного процесса.

В 2023 году на 100-балльную систему оценивания было переведено 500 школ Ташкента, а к 2025 году их число увеличилось до 3500. Расширение практики критериального подхода сопровождалось постепенным переходом проверочных работ в онлайн-формат. И перед платформой eMaktab была поставлена задача создать функционал для проведения СОЧей в электронном формате. Таким образомплатформа eMaktab сыграла важную роль в реализации образовательной реформы.

Команда разработчиков eMaktab создала и внедрила новые функциональные решения, направленные на адаптацию учителей и учащихся к критериальной системе оценивания. Одним из первых шагов стала разработка бесплатного обучающего курса для учителей о работе с критериальным оцениванием, который позволяет  быстро освоить принципы новой системы. Параллельно был создан критериальный электронный журнал.

Для адаптации учеников к новой системе оценивания и снижения стрессовой нагрузки в eMaktab появились онлайн-тренажёры по подготовке к суммативным оценочным работам. В библиотеке доступно более 40 тренировочных тестов по пяти и более предметам, а доступ к ним открыт для всех учащихся независимо от вида подписки. Ученики могут проходить тренировочные СОЧи в интерактивном режиме: при ошибке система сразу показывает правильный ответ, что помогает лучше усвоить материал и выстроить индивидуальную траекторию подготовки. Такой формат помогает снизить уровень стресса и делает процесс обучения более осознанным.

Поскольку вопросы работоспособности eMaktab, связанные с повышенной нагрузкой и серверами, были решены еще в начале проекта, сейчас платформа легко закрывает отраслевые задачи по массовому онлайн-тестированию в масштабах страны.

Список школ, переходящих на онлайн-формат СОЧей, формируется Министерством дошкольного и школьного образования. В то же время интерес к онлайн-экзаменам постоянно растет и все больше образовательных учреждений, оценив преимущества цифрового формата, самостоятельно принимают решение о переходе на формат онлайн-СОЧей. Это обеспечивает плавное и добровольное расширение цифровой практики в школах страны.

«Платформа eMaktab уже второй год является важной опорой образовательной реформы. Внедрение онлайн-СОЧ существенно снижает нагрузку на педагогов благодаря автоматической обработке и проверке заданий — до 20% рабочего времени учителя освобождается для главного: повышения качества обучения и работы с детьми.Онлайн-формат не только делает оценивание прозрачным и объективным, но и формирует у школьников ключевые цифровые навыки, необходимые в современном мире. Это последовательный шаг к современной, открытой и устойчивой системе образования, где технологии помогают раскрыть способности каждого ребёнка», — отмечает Сабина Юнусова руководитель проектов цифровых образовательных ресурсов eMaktab.

Ипатова Людмила Викторовна, завуч школы №257 города Ташкента:

«Онлайн-СОЧи позволяют учителю колоссально экономить время, так как не нужно ничего вручную проверять. Думаю, все преподаватели были бы рады возможности проводить СОЧи по всем предметам в онлайн-формате».

Махкамова Лазиза, ученица 8 “А” класса школы №257 города Ташкента:

«Мне нравится онлайн-формат СОЧей, потому что всегда можно вернуться к заданию, если есть сомнения, и изменить ответ. Процесс проходит быстрее и менее напряженно».

Исламов Марат, ученик 8 “А” класса школы №257 города Ташкента:

«Мне удобнее сдавать СОЧи на компьютере так как не нужно писать от руки, всечисто и быстро. Можно вернуться к нерешенному вопросу за пару кликов, а главное, результат виден сразу после сдачи».

Рост числа участников онлайн-СОЧей отражает не просто внедрение новой технологии, а системное обновление подхода к оценке знаний. Платформа eMaktab доказала свою эффективность как инструмент управления качеством образования, она обеспечивает объективность оценивания, прозрачность результатов и автоматизацию проверки, что минимизирует влияние человеческого фактора и снижает риск ошибок. Сегодня онлайн-СОЧи  уже не эксперимент, а новый стандарт, повышающий качество образования.

Скоро начнутся СОчи за 2 четверть. Тренируйтесь тут

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Очистные предприятия в 27 районах Узбекистана наказаны за некачественные услуги

Агентство по управлению отходами и развитию циркулярной экономики в апреле–ноябре 2025 года провело оценку деятельности санитарных очистных предприятий на...

Больше похожих статей