back to top
12.6 C
Узбекистан
Понедельник, 17 ноября, 2025

Сайёра Гафурова: творческий путь длиною в сорок лет

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,900ПодписчикиПодписаться

В прошлую среду одна из известных узбекистанских пианисток отметила два значимых события: 55-летие и 40 лет творческой деятельности. К этой дате лауреат международных конкурсов, заслуженная артистка Республики Узбекистан, профессор кафедры специального фортепиано, доктор философии по искусствоведению (PhD), проректор по науке и инновациям Государственной консерватории Узбекистана Сайёра Гафурова представила в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана программу под символичным названием «Эволюция фортепианного концерта: от Баха до Чайковского».

Вместе с Государственным симфоническим оркестром Узбекистана (художественный руководитель и главный дирижёр коллектива народный артист Республики Узбекистан, профессор Камолиддин Уринбаев) под управлением лауреата международных конкурсов Аббосбека Вахобова пианистка прошла через вековые стили – от барочного строгого сияния до романтической полноты чувств. Своё выступление Сайёра Гафурова посвятила своим наставникам – педагогам и дирижёрам, которые сопровождали и вдохновляли её на протяжении всего творческого пути.

Концерт был построен как музыкальное путешествие: отдельные части известных концертов Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шопена и Чайковского образовали единую музыкальную линию, в которой можно было услышать, как рояль шаг за шагом превращался из аккомпанирующего инструмента эпохи барокко в мощный солирующий голос XIX века.

Корни, которые определили судьбу

Сайёра Гафурова выросла в семье, где музыка была не просто профессией – она была способом существования. Её мама, заслуженный деятель искусств Узбекистана и Каракалпакстана, профессор Офелия Юнусовна Юсупова, первая узбекская пианистка, выступавшая за рубежом, стала для дочери первой школой артистизма, требовательности к себе и безусловного уважения к сцене.

От отца – профессора Акмаля Аббасовича Гафурова – Сайёра унаследовала качество, без которого в искусстве бессмысленно начинать путь: упорство. Это внутреннее чувство долга и дисциплина, удивительным образом дополняющие музыкальный темперамент, оказались её главным ресурсом.

Учителя, концерты, первые победы

Учёба в Республиканской специализированной музыкальной школе имени В. А. Успенского – сначала у Т.А. Попович, затем у Г.Б. Калмыковой – стала школой не только мастерства, но и внутреннего роста. Позднее – Ташкентская консерватория (класс профессора А.М. Геккельмана) и аспирантура у профессора О.Ю. Юсуповой. На сцене Гафурова появилась очень рано: её первый сольный выход состоялся в десять лет, и с тех пор она не покидает концертные площадки.

Ей аплодировали не только в Узбекистане, но и в Турции, Германии, Италии, Англии, Китае, Казахстане, Азербайджане. Она выступала  и продолжает выступать как солистка и ансамблистка, исполняя музыку от европейской классики до произведений композиторов Узбекистана.

Творческие вершины и музыкальные марафоны

За годы работы Гафурова неоднократно становилась инициатором проектов, которые в музыкальной среде называли «неподъёмными» – до момента их осуществления. Так было с исполнением всех шести клавирных концертов Баха в один вечер с камерным оркестром «Туркистон» под управлением заслуженного деятеля искусств Узбекистана Эльдара Азимова: редкий случай даже по мировым меркам. Два из этих концертов прозвучали в Ташкенте впервые; позже запись всего цикла стала коллекционной.

Одним из ярких эпизодов 1990-х остаётся исполнение знаменитого моцартовского концерта для двух фортепиано (Ми-бемоль мажор, К.365), где Гафурова вышла на сцену вместе с Барно Хакназаровой. Публика тогда отмечала тонкость диалога между двумя молодыми пианистками, которые уверенно владели материалом и при этом сохраняли редкую камерную свободу.

В 2006 году она стала одной из ключевых участниц фестиваля «Приношение Моцарту», а в 2011 – организатором проекта «Золотой музыкальный Листопад», посвящённого 200-летию со дня рождения великого венгерского композитора Ференца Листа. Концерты прошли в Ташкенте и Самарканде, собирая полные залы.

Особой страницей в творческой биографии пианистки и музыкальной жизни Ташкента стал в 2015 году цикл «Все фортепианные концерты Бетховена», когда в течение трёх вечеров были исполнены три масштабные программы в сопровождении Заслуженного коллектива Национального симфонического оркестра Узбекистана под управлением талантливого и харизматичного Камолиддина Уринбаева. Это был её собственный вызов самой себе и одновременно результат многолетнего изучения музыки немецкого гения, и этот проект стал одним из самых обсуждаемых музыкальных событий года.

 Педагог и музыкант: две стороны одного сердца

Несмотря на насыщенную концертную жизнь, Гафурова успешно занимается и педагогической деятельностью, пройдя путь от преподавателя до профессора. Аудитория её класса специального фортепиано – её пространство силы: здесь она передаёт студентам не только технику, но и своё философское видение музыки. Она много играет на уроках, предпочитая показывать, а не объяснять. Для каждого ученика она ищет собственный путь, ориентируясь не на спортивный результат, а на пробуждение внутреннего художника.

Особенно трогательными были её совместные выступления с учениками на баховских вечерах, в которых звучали концерты великого немецкого гения для двух, трёх и четырёх фортепиано. Позже студенты неоднократно признавались, что присутствие Сайёры Акмаловны за соседним роялем снимало напряжение – рядом с ней они впервые научились играть «с удовольствием».

 Юбилей, который стал продолжением пути

В канун своего 55-летия Сайёра Гафурова вновь вышла на сцену – уверенная, светлая, с неизменной внутренней собранностью. Её юбилейный концерт-путешествие показал, что она воспринимает своё творчество как живой организм, постоянно меняющийся и растущий. В тот чудесный, незабываемый вечер слушатели устроили ей горячий приём с криками «браво», нескончаемыми аплодисментами и огромными букетами цветов.

Ученики и коллеги искренне поздравляли пианистку, вспоминая главные уроки, которые они от неё вынесли: честность перед искусством, дисциплину, вкус, уважение к труду и способность поддерживать каждого, кто идёт по нелёгкому пути музыканта.

Сегодня Сайёра Гафурова – человек, в котором соединяются концертирующая пианистка, учёный, педагог, вдохновляющий лидер и организатор масштабных музыкальных проектов. Её творческая вселенная не замкнута – она продолжает расширяться, открывая всё новые горизонты узбекской фортепианной школы.

Инесса Гульзарова, музыковед.

Фото из открытых источников и архива автора.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Жители «Дома специалистов» заявили о несогласии со застройкой зелёной зоны в Ташкенте

Жители жилого комплекса «Дом специалистов» в Ташкенте выступили с открытым обращением к государственным органам и общественности, выразив несогласие с...

Больше похожих статей