back to top
25.1 C
Узбекистан
Пятница, 24 октября, 2025

Использование водных ресурсов в ЦА: противоречия имеются, но страны идут в правильном направлении

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,860ПодписчикиПодписаться

Международный институт управления водными ресурсами (IWMI) в партнерстве с инициативой Blue Peace Central Asia (BPCA), финансируемой Швейцарским агентством по развитию и сотрудничеству (SDC), и при поддержке Министерства водного хозяйства Республики Узбекистан провел национальный семинар, посвященный обсуждению дорожной карты по реализации Компонента 2 — “Совместное использование выгод на уровне бассейна”.

Цель семинара — укрепление трансграничного сотрудничества в области устойчивого управления водными ресурсами, выработка критериев отбора малых трансграничных рек, а также разработка национальной дорожной карты для проведения совместных полевых миссий и внедрения механизмов управления, устойчивых к изменению климата.

В мероприятии приняли участие представители Министерства водного хозяйства Республики Узбекистан, научно-исследовательских институтов, университетов, гражданского общества, а также международных организаций и партнеров по развитию, включая SDC, IUCN и CAREC.

В регионе почти все водные ресурсы формируются на территории нескольких стран. Поэтому они трансграничны. А управление этими водными ресурсами требует сотрудничества, согласования позиций и водных политик стран. На это и направлен проект по совместному использованию выгод на уровне бассейна.

«С этой точки зрения проект как раз-таки направлен на поддержание такого диалога между нашими странами. Техническая поддержка, институциональная поддержка, подготовка кадров и в том числе пилотирование совместных проектов на этих трансграничных бассейнах, — разъяснил суть проекта Искандар Абдуллаев, старший научный сотрудник Международного института управления водными ресурсами (IWMI) — Уникальность проекта в том, что она, во-первых, с одной стороны базируется на результатах предыдущего опыта сотрудничества между странами Центральной Азии, с другой стороны, привносят новые элементы, например, создание возможностей совместного финансирования межгосударственных трансграничных водных объектов, создание совместных систем управления с этими трансграничными водными ресурсами и прецедентов создания новых соглашений, связанных с водными ресурсами и совместным водопользованием между странами Центральной Азии.

Актуальность проекта в первую очередь связана с изменением климата, который влияет на водные ресурсы. «Сегодня мы ученые обеспокоены сокращением водных ресурсов. Поэтому нам надо готовиться к этим сценариям заранее. Не ждать пока создадутся какие-то прецеденты, проблемы».

Для решения проблем, нужно подойти к таким вопросам подготовленными, создать возможные сценарии развития, подготовить механизмы разделения водных ресурсов между странами и усилить экономическое сотрудничество, через которое можно снизить нагрузку на водные ресурсы.

«С этой точки зрения наши страны готовы к этому. Мы знаем, что на политическом уровне создана степень доверия между нашими пятью странами. Мы хорошо знаем, что наши президенты ежегодно встречаются, и вопросы экологии, воды, климата всегда поднимают для того, чтобы прийти подготовленными к таким рискам и вызовам.

У нас есть огромные возможности в торговле, логистики, которая снижает нагрузку на ограниченные водные ресурсы. Но если мы будем делать упор только на разделение водных ресурсов, то она всегда спорная и очень сложная задача», — добавил ученый.

Отвечая на вопрос, все ли противоречия между странами в области использования трансграничной реки устранены, Искандар Абдуллаев ответил: «Нет, нельзя так сказать. Пока мы идем в эту сторону. Так как мы хорошо понимаем, что каждый день ситуация с водой меняется. Мы должны ожидать появления в нашем регионе еще одного нового водопользователя — это Афганистан и его надо интегрировать, найти с ним общий язык, договориться.

Этот процесс продолжается, но могу как ученый отметить что делаются огромные шаги к решению этих проблем. Раньше это было отложено на завтра. А сегодня уже видим, что страны ЦА этим занимаются упорно, в правильном направлении».

Какие именно противоречия ученый не уточнил, но скорее всего они касаются вопросов объёмов, режима водопользования и тарифов.

О роли Швейцарии в этом проекте рассказала региональный специалист по вопросам водных ресурсов, инфраструктуры и изменения климата Швейцарского агентства по развитию и сотрудничеству, Ашанти Блейх: «Швейцария присутствует в Узбекистане и других странах региона, поддерживая их национальные приоритеты. Благодаря своему нейтралитету и репутации надёжного партнёра, Швейцария способствует развитию доверия и сотрудничества. В рамках инициативы Blue Peace Central Asia Швейцария поддерживает диалог между странами Центральной Азии, особенно в вопросах совместного управления трансграничными водными ресурсами.

Поддержка оказывается не только в финансовой форме — это также реализация проектов, направленных на развитие гидродипломатии, создание экспертных платформ, а также внедрение технических решений. Именно поэтому мы сегодня здесь — чтобы обсудить отбор малых трансграничных притоков для пилотных проектов. Кроме того, Швейцария оказывает содействие в развитии человеческого потенциала — через образовательные программы, магистратуру и инициативы по расширению прав и возможностей женщин».

Руководитель проекта BPCA, IWMI Александр Николаенко рассказал о практических шагах, которые делаются в рамках этих программ: «Работают все пять стран в этом проекте. И одним из компонентов работы очень важных является реализация пилотных проектов на трансграничных бассейнах малых рек».

Существуют двухсторонние рабочие группы или межгосударственные комиссии по водохозяйственному вододелению или просто водохозяйственным проблемам между странами. Комиссии обсуждают общие вопросы между странами.

«Основная наша задача – это поддержать усилия стран в решении существующих проблем в вопросах межгосударственного и водохозяйственного сотрудничества. Помогать странам искать совместные проекты, которые позволяют продемонстрировать возможность разделения выгод между странами с финансовой точки зрения, с экономической точки зрения, не только разделения воды как таковой.

У нас есть несколько направлений работы по водной дипломатии, но если говорить про бассейны, основное отличие заключается в том, что мы фокусируемся на поддержку существующих межгосударственных рабочих групп между странами именно привлечении и поиска совместного финансирования тех или иных проектов, которые странами будут определены. То есть мы не просто подготавливаем планы, мы повышаем потенциал на месте, но включаемся именно с точки зрения вовлечения ГЧП, государственного частного партнерства или любых других форм совместного финансирования. То есть с просто водохозяйственного подхода или вододеления на уровне реки или на уровне страны, мы подключаемся именно с точки зрения повышения экономической эффективности водохозяйственного сектора».

Говоря о разработке дорожной карты, Александр Николаенко сказал, что говорить об этом пока рано.

«Пока у нас нет готового решения, есть общая идея, которую мы также с министерством выработали, но конкретные мероприятия, которые мы будем в рамках проекта делать, вырабатываем вместе с партнерами на местах.

Дорожную карту мы должны в начале следующего года странам представить. И она уже будет детализирована, когда будут выбраны пилотные бассейны между странами. Тогда для каждого бассейна конкретно будет понятно, что и как будет реализовано».

Инициатива Blue Peace Central Asia (BPCA), реализуемая IWMI и IUCN при поддержке SDC, направлена на продвижение водной дипломатии, совместное управление малыми трансграничными притоками и развитие человеческого капитала. Программа охватывает страны Центральной Азии и способствует укреплению региональной стабильности через совместные действия, обмен знаниями и внедрение природоохранных решений.

М.ДЖАНГИРОВ, фото автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Успешный старт — и ещё 500 вакансий: Дубай заинтересован в водителях из Узбекистана

Dubai Taxi Company планирует привлечь водителей из Узбекистана к работе в сфере пассажирских перевозок. На первом этапе предполагается трудоустройство...

Больше похожих статей