Таджикистан и Узбекистан подписали принципиальное соглашение о поставках электроэнергии с крупнейшего энергетического проекта региона — Рогунской ГЭС. Это соглашение открывает новую страницу в истории двустороннего сотрудничества и региональной энергетической интеграции.
Как сообщает Министерство юстиции Таджикистана, правительство страны одобрило проект соглашения, в котором заложены основные принципы будущих поставок электроэнергии с Рогунской гидроэлектростанции в Узбекистан. Партнёром со стороны Узбекистана выступает компания АО «Узэнергосотиш», а от таджикской стороны — ОАО «Рогунская ГЭС».
Ключевые параметры соглашения:
- Стоимость поставок составит 3,4 цента США за 1 кВт·ч с учётом НДС по нулевой ставке.
- Начиная со второго года действия, тариф будет индексироваться ежегодно на 1%.
- Поставки будут происходить по межгосударственным ЛЭП на условиях DAP (Incoterms 2010).
- До завершения строительства станции поставки будут происходить в сезон вегетации — с 1 апреля по 30 сентября. После выхода ГЭС на полную мощность поставки будут круглогодичными.
Электроэнергия будет передаваться по согласованному графику, с акцентом на покрытие часов дефицита мощности в узбекской энергосистеме.
Энергия с Рогунской ГЭС будет поставляться параллельно с объёмами, которые Узбекистан уже получает от госэнергохолдинга «Барки Точик». Таким образом, создаётся устойчивый энергетический канал между двумя странами.
Срок действия соглашения — 20 лет. Оно будет автоматически продлеваться на новые 10-летние периоды, если стороны не изъявят желания прекратить сотрудничество минимум за полгода до окончания текущего срока.
Соглашение предусматривает разрешение возможных споров через консультации и переговоры, а также возможность вносить изменения в текст соглашения по взаимному согласию.
Таджикистан начал поставки электроэнергии в Узбекистан ещё в 2018 году, но только в период вегетации. Новое соглашение знаменует переход от сезонных поставок к устойчивой модели энергосотрудничества.
Эксперты считают, что запуск поставок с Рогуна укрепляет региональную энергетическую безопасность и приближает страны Центральной Азии к формированию общей энергосети, основанной на взаимных интересах, балансе потребления и устойчивом развитии.