В прошлую субботу, 21 июня, Большой зал Государственной консерватории Узбекистана стал местом настоящего музыкального праздника – здесь состоялся грандиозный концерт Государственного оркестра русских народных инструментов «Метелица» из Санкт-Петербурга, который был наполнен необычайной энергетикой и способностью пленить сердца даже самых требовательных слушателей.
Это было великолепно! Перфектно! Потрясающе! Впрочем, как и три года назад, когда узбекистанцы впервые услышали этот коллектив и приобщились к его творчеству. А музыкантов «Метелицы» тогда с первых минут покорила живая и тёплая аудитория зала, и его невероятно добрая энергетика, пронизанная радостным настроением, восторгом и фейерверком положительных эмоций. В финале слушатели стоя аплодировали артистам, и они пообещали ещё раз приехать в прекрасный Узбекистан, который им очень понравилось. Незаметно пролетели три года. И они приехали.
Как известно, гастроли – это всегда эмоциональное событие, вызывающее, с одной стороны, волнение, а с другой – радость. Петербуржцы тщательно готовились к этой встрече, которую с нетерпением ждали. В тот вечер на сцене были лучшие из лучших. Их встретили самыми громкими аплодисментами и добрыми возгласами, ведь на сцену вышли самые неповторимые, самые творческие и самые талантливые артисты.
Напомню, «Метелица» – один из самых ярких и виртуозных национальных коллективов России, который по праву называют музыкальной «визитной карточкой» её Северной столицы. В 2023 году оркестр отметил свое 35-летие. В нём собраны лучшие традиции и передовые профессиональные достижения в области исполнительства на национальных инструментах. В этом огромная заслуга его основателя и бессменного руководителя, заслуженного артиста Российской Федерации Игоря Тонина – яркого, талантливого, целеустремлённого представителя художественной интеллигенции, высокопрофессионального, харизматичного музыканта-инструменталиста и дирижёра, преданно служащего русской музыке.

Новая встреча стала поистине праздником души для всех тех, кто пришёл на концерт «Метелицы». В тот незабываемый вечер каждый музыкант жил тем, что он делал. Яркие костюмы, зажигательные ритмы инструментальных номеров, проникновенные песни, горящие глаза артистов – всё это создавало особую и неповторимую атмосферу концертного действия, объединившего в одно целое сцену и зрительный зал. Это был обмен той самой энергией, когда ты отдаёшь слушателю, и слушатель возвращает тебе в приумноженном объёме. Чувствовалось, как люди наслаждались концертом, в котором звучали знакомые мелодии. Петербуржцы и в этот раз продемонстрировали оригинальную трактовку музыкальных опусов и самобытный исполнительский стиль.
Как отметил один из рецензентов: «Индивидуальность «Метелицы» – это гармония театральности, актёрское и исполнительское мастерство оркестрантов, фольклор и ярмарочная удаль». Всё это имело место на прошедшем концерте. Артисты дарили слушателям позитив, положительные эмоции, атмосферу волшебства и концертную феерию. Зал, не отрываясь, следил за происходящим на сцене, наслаждаясь живой музыкой: звучанием народных инструментов – балалаек, домр, гуслей, а также русскими народными песнями в современной трактовке, эстрадными композициями и песнями военных лет – грустными и весёлыми, задумчивыми и нежными.
Так свежо и мастерски была исполнена оркестром под управлением лауреата международных конкурсов Виталия Силиванова широко известная «Праздничная увертюра» Н. Будашкина, которая задала тон концертной программе, вызвав горячие аплодисменты зала. Потом в сопровождении оркестра зазвучала балалайка – музыкальный символ России, которая в руках лауреата международных конкурсов Амвросия Тарасова передавала все тончайшие нюансы известной русской народной песни «Кольцо души девицы» в обработке А. Шалова. В её нежном звучании ощущались безграничная теплота, искренность, проникающая в самое сердце. Затем за пульт встал руководитель оркестра Игорь Тонин, под управлением которого прозвучали два опуса П. Куликова – зажигательный «Русский пляс», которым дирижёр буквально «завёл» зал, и проникновенная обработка русской народной песни «Липа вековая». И вновь бурные аплодисменты.


А какой удивительный голос у лауреата международных конкурсов Елены Курской. Известные песни военных лет «Синий платочек» Е. Петерсбурского, «Ах, эти тучи в голубом» В. Темнова и «Катюша» М. Блантера поразили в её исполнении своей уникальностью, оставив незабываемые впечатления. Трогательно и красиво прозвучала и песня Г. Пономаренко «Снег седины», которую коллектив посвятил памяти узбекским женщинам, подарившим в годы Великой Отечественной войны любовь и материнскую заботу детям, эвакуированным из пострадавших регионов бывшего Союза, среди которых были тысячи из блокадного Ленинграда. Елена Курская покорила слушателей не только красотой голоса, но артистизмом и проникновенностью, исполняя «От печки» Г. Заволокина и русскую народную песню «Я на горку шла». Бурные аплодисменты и крики «Браво» были наградой ей от благодарных поклонников её таланта.
Великолепным было исполнение «Лирической и разудалой» В. Городовской, солистами в которой выступили лауреаты международных конкурсов Любовь Саматова (гусли) и Андрей Касьянов (балалайка).
Следующим инструментальным сочинением стал вальс «Грёзы» В. Андреева – музыканта-новатора, композитора, блестящего исполнителя на балалайке, создавшего в 1888 году в Санкт-Петербурге первыйв истории профессиональный коллектив русских народных инструментов. Его опус прозвучал под управлением Виталия Силиванова проникновенно, восторженно, широко, красиво.


В. Андреева сменил А. Пьяццолла, чьё «Violentango» на подъёме исполнил на баяне лауреат международных конкурсов Андрей Кузьминов.
В следующем концертном номере «Выйду на улицу» В. Городовской вновь в сопровождении «Метелицы» прозвучала балалайка. Вдохновенная виртуозная игра лауреата международных конкурсов Евгения Желинского никого не оставила равнодушным в зале.
Безупречное мастерство и эмоциональный посыл продемонстрировал дуэт домр в составе лауреатов международных конкурсов Лейлы Ахмедовой и Ольги Галаевой, исполнивших «Песню и танец» М. Галаева.
Горячими аплодисментами слушатели приняли как Фантазию на тему русской народной песни «На улице дождик» С. Плеханова (соло на гуслях – Любовь Саматова), так и «Melange» М. Галаева (соло на домре – Лейла Ахмедова).
Завершился концерт, сыгранными на бис жизнеутверждающими «Коробейниками» (обработка В. Дителя) под управлением Игоря Тонина, которые были исполнены на невероятном подъёме – публика в зале и музыканты на сцене уже отлично понимали друг друга.
Несмотря на большое количество номеров, концерт получился очень душевным. Искреннее восхищение вызывали не только талант и мастерство исполнения, но и оригинальный творческий подход, и продуманность каждого номера. Слушатели горячо поддерживали артистов аплодисментами, даря друг другу хорошее настроение. Поэтому приятно было наблюдать, когда весь зал на фразу: «Наш концерт подошёл к концу», – ответил протяжным: «Не-е-ет!». Люди просто не хотели уходить, аплодируя артистам стоя, очень долго. Постепенно их бесконечные овации переросли в возгласы: «Браво!». Всё это было лучшим доказательством высочайшей оценки работы «Метелицы» и того, что на сцене подлинные мастера, отдающиеся ей честно и по-настоящему. Причём, мастерство оркестрантов доведено до совершенства. Перед узбекистанцами в очередной раз предстал незабываемый оркестр виртуозов.


Аплодисментами была встречена и руководитель представительства Россотрудничества в Узбекистане И. А. Старосельская, которая поблагодарила всех артистов, солистов и дирижёров «Метелицы» за прекрасный концерт и за вклад в укрепление культурно-гуманитарных связей между народами России и Узбекистана, вручив Игорю Тонину благодарственное письмо.
Ну а публика не хотела покидать Большой зал консерватории и восторженно продолжала благодарить артистов за невероятный музыкальный подарок, оставивший яркий след в их жизни. Им не хотелось, чтобы музыка «Метелицы» заканчивалась, они хотели её продолжения…
Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото из открытых источников.