Бизнес-медицина – это трагедия общества

1
253

(Разночтения в стоимости платных государственных медицинских услуг)

Шум, поднятый в медиапространстве относительно подорожания платных медицинских услуг в государственных лечебных учреждениях, затих.

Затишье наступило после сообщения пресс-службы Минэкономфина, в котором «разъяснялось», что никакого подорожания нет, а наоборот, оплата за платные услуги в государственных больницах снизилась как минимум на 5 процентов (https://telegra.ph/Rasmiy-munosabat-05-15-6).

К слову сказать, выражение «снизилась как минимум на 5 процентов» как минимум неточно, так как 120:125 = 0,96, т.е. снижение равно 4 процентам.

Сообщение Минэкономфина заканчивается призывом к интернет-изданиям и к блогерам «не распространять информацию, вводящую в заблуждение при толковании принимаемых нормативно-правовых актов».

Однако, это как раз тот случай, когда интернет-издания и блогеры поняли всё так, как есть, адекватно, а возникшие «некоторые недоразумения» обусловлены совершенно различным, можно сказать противоположным содержанием первоначальной (первый вариант) и последующей (второй вариант) редакций пункта 8 утвержденного Минэкономфином и Минздравом Порядка финансирования лечебно-профилактических учреждений, оказывающих платные медицинские услуги (регистрационный номер Минюста 3603 от 27.01.2025 г.)

Если стоимость бесплатной медицинской услуги, оказываемой за счёт бюджетных средств, составляет, например, 100 тысяч сумов, то при оказании аналогичной услуги на платной основе, пациент должен заплатить за услугу:

в первом варианте — не более 25 тысяч сумов;

во втором варианте — не более 120 тысяч сумов.

Содержание первоначальной редакции пункта 8 Порядка и содержание последующего его изменения не может быть истолковано иначе!

Из вышеизложенного можно сделать два вывода.

Первый вывод заключается в том, что сами специалисты Министерства экономики и финансов, Министерства здравоохранения при написании пункта 8 Порядка допустили недоразумения, не уделив должного внимания содержанию пункта. Создаётся впечатление, что ответственные специалисты не поняли разницу экономического смысла выражений (1) “стоимость оплаты… не может превышать 25% стоимости услуг” и (2) “рентабельность не может превышать 20% от себестоимости”.

Второй вывод: ни наши ответственные ведомства в лице Министерства экономики и финансов и Министерства здравоохранения, ни наша общественность в лице экономистов-блогеров и интернет-сайтов, высказывавших свое мнение и распространявших информацию по данной теме, не обратили внимания на самую серьезную ошибку, не осознали её.

Эта ошибка заключается в том, что сфера охраны здоровья граждан подобно торговле, промышленности, строительству и т.д., рассматривается как обычная бизнес-деятельность, при этом предполагается, что медицинские услуги должны быть рентабельными, то есть приносить прибыль.

Комментируя пункт 8 порядка в новой редакции пресс-служба Минэкономфина пишет, что теперь «строго установлено, что при определении стоимости медицинских услуг, оказываемых населению на платной основе, к себестоимости соответствующих услуг может применяться надбавка до 20 процентов». То есть вместо понятия «рентабельность», использованного в самом документе и имеющего совершенно чёткий смысл – получение прибыли, использован более «мягкий» термин «надбавка» («устама»).

Согласно статье 1 нашей Конституции, Узбекистан — социальное государство. В социальном государстве социальная сфера, включая медицину, не должна быть просто одним из видов предпринимательской деятельности, предусматривающей получение прибыли.

Норму статьи 3 Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», определяющую предпринимательство как инициативную деятельность, направленную на получение дохода (прибыли), нельзя применять к сфере здравоохранения. В противном случае, коммерческая медицина окажется материально заинтересованной в том, чтобы люди больше болели! Абсурд!

Следует помнить, что постановлением Президента Республики Узбекистан от 12 ноября 2020 года № ПП-4890 определены задачи по внедрению системы медицинского страхования в сферу здравоохранения, создан Государственный фонд медицинского страхования. Накопленный опыт реализации мер, предусмотренных данным постановлением, необходимо учитывать при реализации последующих мер по преодолению коммерциализации здравоохранения.

Задача по большому счету сводится к тому, чтобы, развивая экономику – материальное производство – на рыночных принципах, поддерживая легальное, созидательное, социально-ответственное предпринимательство, увеличить бюджетные поступления, развивать медицинское страхование, создавать внебюджетные фонды – основу для некоммерческой социальной сферы, в том числе некоммерческого здравоохранения.

Не исключается, что некоторые медицинские услуги могут оказываться на частичной или даже полной платной основе (для покрытия расходов, в том числе расходов на оплату труда медработников). Однако платность не всегда подразумевает предпринимательскую деятельность и получение коммерческой прибыли. Платные медицинские услуги должны предоставляться не как услуги субъектов бизнеса, а как услуги некоммерческих организаций – государственных и негосударственных.

В целом, для исправления ситуации в сфере здравоохранения необходимо внести в законодательство нормы, предусматривающие, что (1) негосударственные медицинские организации могут создаваться только в форме ННО — негосударственной некоммерческой организации, (2) все существующие коммерческие медицинские организации должны изменить свою организационно-правовую форму и преобразоваться в негосударственные некоммерческие организации. В дополнение следовало бы (3) полностью запретить любую коммерческую рекламу медицинских услуг и лекарственных средств.

Это, так сказать, стратегические задачи, к решению которых должны подключиться наши законодатели.

А для начала Минэкономфину и Минздраву целесообразно было бы внести ещё одно изменение в свой Порядок и утвердить его пункт 8 в следующей краткой редакции: “Стоимость оплаты медицинской услуги не может превышать её себестоимость”.

И никакой прибыли. Не будем уставать повторять: в социальном государстве здравоохранение не должно быть бизнесом!

 (См. предыдущие публикации автора по данной теме[i])

Фархад Курбанбаев, кандидат экономических наук.


[i] https://podrobno.uz/cat/obchestvo/nelzya-pozvolyat-chastnikam-vvozit-vaktsiny-ot-koronavirusa-v-uzbekistan-i-zanimatsya-vaktsinatsiey-/?sphrase_id=2833839;

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Абсолютно согласен с автором,но вряд ли у нас смогут сделать медицину, а равно и фармацевтику — некоммерческой — уж слишком золотые яйца несёт эта курица… Да и

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь