Памяти Дилором Амануллаевой…

0
472

Позавчера, 31-го мая, на 66-м году жизни завершился земной путь известного композитора, музыканта, заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан, профессора, великой труженицы и подвижницы Дилором  Амануллаевой. Она была абсолютно уверена, что её дело – музыка. Очень тяжело и больно говорить о Диле в прошедшем времени. Мы потеряли не только коллегу и близкого человека, которая всегда готова была прийти на помощь, поддержать словом и делом, умела разрядить обстановку, но и огромную, очень яркую личность в нашей музыке. Невольно задумываешься о том, сколько бы она ещё могла сделать для всех нас, если учесть, что она любила дарить радость людям…

Я слышала много её произведений, которые всегда  находили отклик в душе слушателей. И это вполне закономерно, ведь Диля с детства мечтала писать музыку, которая заряжала бы слушательскую аудиторию. И ей это удавалось практически во всех жанрах, причём, как в академическом, так и в эстрадном. Она была известна и любима, но это не сделало её сколько-нибудь высокомерной или самоуверенной. Автор многочисленных  музыкальных опусов, Амануллаева оставила насле­дие, главными сферами  которого являются  симфонические, вокальные и фортепианные сочинения без которых сегодня невозможно представить узбекскую музыку. Я не буду перечислять,  созданные ею произведения: те, кто был погружён в её творчество, прекрасно их знают. Ну а если кто-то ещё не знаком, то я очень  рекомендую их послушать, благо они есть в интернете. Творчество этого композитора не имеет идеального адресата, оно доступно  каждому вне зависимости от национальности и вероисповедания.

Свою первую песню «Сумалак» на стихи Пулата Мумина Дилором Амануллаева написала тридцать пять лет назад, приняв участие в конкурсе на лучшую песню о Наврузе, заняв второе место (первое осталось открытым). Этот песенный опус стал поворотным в её творческой биографии, когда она окунулась в эстрадную музыку, овладев до этого многими жанрами  академической, среди которых были симфония, камерно-инструментальные и вокально-инструментальные произведения, фортепианные и хоровые опусы, инструментальный концерт. Позже появились гимны, песни для детей и взрослых, музыка к мультфильму «Цветочная песенка» и другие. Её музыку исполняют  известные узбекистанские и зарубежные музыканты.

Выпускница знаменитой «Успенки» (РСМШ имени В. А. Успенского) и Ташкентской консерватории Дилором Амануллаева всегда с теплом и благодарностью вспоминала своих педагогов. Профессора А. М. Литвинова по классу специального фортепиано, композиции она училась у профессоров Б. И. Зейдмана, Р. Д. Вильданова и Т. У Курбанова (у последнего занималась в ассистентуре-стажировке).  Каждый из них дал ей великолепную композиторскую школу. А её необыкновенная одарённость, мощный интеллект, сильный характер позволили ей твёрдо следовать по избранному ещё в юности пути.

Замечу, Ташкент был и остаётся городом с сильной музыкальной школой и традициями. Амануллаева не только впитала эти традиции, но и изучала специально, называя национальную музыку Узбекистана самобытной и уникальной, сохранившей азиатский колорит. Этим и объясняется национальная природа многих её сочинений, в которых можно обнаружить уникальный сплав музыкальных черт Востока и Запада.

С первых же опусов Дилором Амануллаева смело заявила о себе, сделав это ярко, искренне, уверенно. Её музыка подкупала какой-то кристальной чистотой эмоций, сердечностью. Достаточно вспомнить «Сюиту для струнных, ударных и фортепиано», которая в исполнении Государственного симфонического оркестра Узбекистана (в настоящее время Заслуженный коллектив Национальный симфонический оркестр Узбекистана) под управлением народного артиста республики Захида Хакназарова, имела ошеломляющий успех. В тот вечер партию фортепиано играла автор. Назову ещё фортепианные циклы «Самаркандские картины», «Детский альбом», а  также сонаты, прелестные романсы на стихи узбекских поэтов и, наконец, Первую симфонию, вызвавшую  одобрение не только наставников, но и их коллег. В этом сочинении уже было всё, что характерно для симфонической музыки Амануллаевой: симфоническое чутьё, ощущение оркестра, его необъятных, безграничных возможностей, сочетаний, тембров.А самым главным для неё была внутренняя правда её музыки.  Она удивительным образом слышала  мир, ощущая пульс времени, и этим бесценным даром всегда делилась со слушателями через свои произведения.

Среди известных широкой публике работ Амануллаевой, в первую очередь, назову область вокальной музыки, в частности, песенное творчество, принесшее ей известность и любовь народа. У неё около трёхсот песен. Многие из них стали шлягерами. Без них не обходится ни одно праздничное мероприятие, ни один большой концерт на республиканском радио и телевидении. Но написать эстрадную песню, чтобы она стала нужна людям, чтобы её услышали, запомнили, запели, не так-то просто. Однако, благодаря мелодическому дару, Дилором Амануллаева почти всегда находила в этом жанре ту мелодическую «изюминку», которая сразу ложилась на сердце. Именно поэтому она быстро завоёвывала слушателей своими простыми и душевными песенными опусами, помогающими жить и радоваться жизни, несмотря ни на что.

У неё не было ни одной проходной песни, все с высочайшим художественным вкусом. Например, лирические песенные опусы, не оставляющие равнодушным практически каждого слушателя, вне зависимости от его возраста. Среди них, написанные на слова известных поэтов современности: У. Азима, Н. Нарзуллаева, П. Мумина, М. Мирзо, М. Омона, З. Муъминовой, С. Туйчиевой и других, отличающихся неповторимостью, особым режиссёрским замыслом, имеющим свой шарм, свои сюрпризы                       

Создание песни для Амануллаевой являлось процессом, в котором важны были и все художественные ресурсы, и мелодия, и сопровождение. Композиции, написанные ею, очень быстро разносились по нашему Узбекистану и становились популярными. Среди её исполнителей назову заслуженную артистку Узбекистана Кумуш Раззакову, которая достойно и бережно, трепетно и нежно исполняет такие песни, как «Сиз еккансиз менга», «Саратон», «Мен сени бермайман», «Ёмгир ёгди» и другие, от которых тает душа. Не случайно у  композитора сложился с певицей счастливый творческий союз.

 В чём же секрет популярности песен Амануллаевой? В первую очередь, в таланте композитора, во-вторых, в высоком мастерстве, раскрывающемся в подходе к избранному жанру, представленному широким спектром: мечтательным вальсом, романтической балладой, мини-спектаклем, монологом-размышлением, представляющим собой душевную исповедь человека, который делится своими переживаниями. Они привлекают слушателя ярким мелодизмом, красотой и пластичностью форм, самобытностью стиля, психологизмом, национальным колоритом, лиризмом, романтизмом и гуманистической направленностью.

Есть среди них и патриотическая песня, без которой сегодня невозможно представить песенное творчество Амануллаевой – композитора, очень чутко ощущающего эту тематику, пробуждающую в поющем человеке всё самое лучшее, что в нём есть: его чувство к Родине, ощущение её красоты и величия

Вообще можно взять любую мелодию этого композитора, независимо от популярности, и обнаружить, что Дилором Давроновна использует приёмы развития, которые свойственны самой высокой классической музыке – настолько глубоко её академическое образование, которое она получила. Композитор знает, где какую гармонию поставить, как привести мелодию к нужной точке. В оркестровке вроде бы и простые находки, но единственно верные. В каждой песне необыкновенная «изюминка», о которой хочется говорить отдельно.Это относится и к песенным опусам, написанным с любовью  и радостью для детей.

Амануллаева – художник-творец.В беседе со своими студентами мы часто говорим о «хорошем» или «дурном вкусе». И это не отвлеченные понятия. Что касается песен Дилором Амануллаевой, то они, как правило, являются примером высокого вкуса. Она всегда была впереди. Каждый раз, слушая её песенные опусы, ловила себя на мысли, что они действительно воспитывают хороший вкус. Кстати,  это ещё один штрих к их жизнестойкости.

Известно, что для «реализации» песни, продвижения её к слушателю, осуществляют музыканты другого профиля, среди которых следует назвать аранжировщиков, исполнителей, редакторов. Но Амануллаева отличалась здесь тем, что синтезировала в себе и автора, и исполнителя, и режиссёра, причём, все формы её присутствия в искусстве переплетались теснейшим образом. Так, представляя Союз композиторов и бастакоров Узбекистана на каком-нибудь творческом мероприятии, она в то же время могла выступить в концерте как исполнитель собственной песни, а затем, в разговоре с представителем прессы могла дать серьёзную характеристику процессу развития композиторского творчества. Кстати, несмотря на то, что песни Амануллаевой входят в репертуар известных узбекистанских артистов, лучшим их интерпретатором, несомненно,  являлась она сама. От Дилором Давроновны исходил невероятный магнетизм. Меня, например, всегда покоряла её доверительная, непосредственная манера, создававшая в зале атмосферу первозданности происходящего, словно музыка рождается тут  на наших глазах.

Педагогическая деятельность – ещё одна сфера многогранного таланта Дилором Амануллаевой. Коллеги называли её «педагогом от Бога». Будучи профессором и заведующей кафедрой «Эстрадного пения» Института национального эстрадного искусства имени Б. Закирова при Государственной консерватории Узбекистана, Дилором Давроновна активно  во всё включалась, полностью вкладываясь в каждого своего ученика, помогая раскрыть его индивидуальность и преодолеть все трудности  в освоении профессии. Её личное участие  в судьбе каждого из них – бесценно.

Она всегда успевала сделать огромный круг работы, была открыта всему новому, сказав своё слово в методике, культуре и музыке. Свидетельством этому являются её выступления на международных научно-практических конференциях. Профессор Амануллаева – автор  ряда монографий, журнальных статей, учебных пособий, среди которых «Эстрадно-джазовые вокализы», написанные в разных стилевых направлениях эстрадно-джазовой музыки. Они посвящены  светлой памяти выдающихся певцов  и звёзд мировой эстрады: Муслима Магомаева, Лучано Паваротти, Тамары Ханум, Фрэнка Синатры, Далиды, Джо Дассена, Батыра Закирова, Людмилы Гурченко и многим другим. В них отражается стиль и особенности манеры пения того, кому они посвящены, а само пособие включает методические рекомендации к каждому из вокализов.

Заслуги Дилором Давроновны отмечены высокими государственными и общественными наградами и званиями, среди которых: Заслуженный работник культуры и Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан, кавалер ордена «Дўстлик», обладатель нагрудного знака «Фидокорона хизматлари учун», многочисленных дипломов республиканских конкурсов и почётных грамот, профессор, член Союза композиторов и бастакоров Узбекистана. Её ярко национальные произведения стали истинно интернациональными, доступными и понятными всем, являясь гордостью узбекского искусства.

Она запомнилась мне многогранной личностью, активной и целеустремлённой. Меня  всегда поражала её необыкновенная трудоспособность, а также блеск в глазах, жизнелюбие, невероятная воля  и мужественность. Мудрая и позитивная – она торопилась жить. Заболев неизлечимой болезнью, трижды пережив сложнейшие реабилитационные периоды, она, еле живая после операций, продолжала работать. Так, в это сложное для неё время, были написаны балет «Амир Тимур», Концерт для скрипки с оркестром, инструментальные  пьесы и новые песни. Кто не знал – никогда бы не поверил, что Амануллаева, после каждой операции буквально  «спрыгивала» с операционного стола. Она была бойцом по жизни, всякий раз побеждала,  проиграв лишь последний бой…

Уход Дилором Амануллаевой – большой удар для музыкального искусства Узбекистана и для всех нас – её коллег и учеников. Как бы банально ни звучало, но это на самом деле огромная невосполнимая утрата! Больно, очень больно, когда уходит из жизни большой художник, уходит в расцвете своих творческих сил и таланта. Сегодня мы скорбим со всем музыкальным миром,   отдавая дань глубокого уважения дорогому  нашему человеку – коллеге, которая всю свою жизнь, бескорыстно и преданно,  служила профессии. Самый низкий поклон Вам, Диленька, за Ваше творчество. С Вашим уходом мир потерял одну из ярчайших личностей музыкальной культуры Узбекистана. Пусть Ваша душа обретёт покой на небесах. Вы ушли, как комета, в какой-то другой, неведомый нам мир, где, надеюсь, Вам хорошо и не больно, где сбываются мечты, и откуда Вы, подобно огромной звезде, будете светить долго и ярко!

Светлая память прекрасному Человеку и Музыканту…

 Инесса Гульзарова, музыковед.

Фото из личного архива автора.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь