В ряду ярких концертов классической музыки нынешнего концертного сезона стал «Вечер инструментальной музыки», представленный в прошлую пятницу камерным оркестром «Туркистон» (художественный руководитель и главный дирижёр коллектива, заслуженный деятель искусств Узбекистана, профессор Эльдар Азимов), за пультом которого был лауреат международных конкурсов, заведующий кафедрой оркестрового дирижирования, доцент Гайрат Абраров.
В концерте приняли участие известные узбекистанские исполнители – лауреаты международных конкурсов, педагоги консерватории Василя Умарова и Эльнура Мирзакамалова, Мария Жукова, а также солист Заслуженного коллектива Национального симфонического оркестра Узбекистана Икбол Имамов. В тот вечер под сводами Большого зала Государственной консерватории Узбекистана прозвучали произведения Д. Чимарозы – А. Бенджамина, А. Шнитке и К. Сен-Санса – композиторов разных эпох и направлений.

Забегая вперёд, отмечу, исполнители постарались создать для слушателей такое пространство, такое настроение, чтобы они ушли чуточку счастливее, светлее, радостнее. И у них это получилось: публика действительно получила от этого классического вечера положительные эмоции, заряд радости и света, покидая Большой зал консерватории с чувством огромной благодарности.
Вспомнился вдруг Бетховен, который говорил: «Музыка – это один из языков, на котором Бог разговаривает с нами». И с гением немецкой музыки нельзя не согласиться, ведь классическая музыка развивает в человеке все лучшие качества – сознание, интеллект, мышление, делая его более коммуникабельным, добрым и милосердным. Музыкальные опусы прошедшего вечера и их душевное исполнение погрузили слушателей в богатый, невообразимо прекрасный мир классической музыки.
Весь вечер за дирижёрским пультом был Гайрат Абраров. Под его руками солисты и камерный оркестр «Туркистон» являли собой вдохновенно творивший единый организм. Имя этого дирижёра, обладающего хорошей техникой, ясным жестом, вниманием не только к деталям, но и нюансам исполнения, хорошо известно узбекистанцам.
И всё-таки напомню – маэстро Абраров родился в семье музыкантов, так что его будущая профессия была предопределена с рождения. Он – выпускник известной специализированной музыкальной школы имени Р. М. Глиэра (класс гиджака Б. М. Яминова). За его плечами бакалавриат народного отдела Государственной консерватории Узбекистана (класс гиджака профессора М. И. Ташмухамедова и класс дирижирования профессора Ф. Р. Абдурахимовой), а также магистратура по специальности оперно-симфонического дирижирования (класс профессора З. В. Хакназарова) и ассистентура-стажировка (класс профессора В. Б. Неймера).
Гайрат Абраров принимает активное участие в музыкальной жизни Ташкента, исполняя симфонии Л. Бетховена, Й. Брамса, А. Дворжака, П.Чайковского, С. Прокофьева, М.Таджиева, инструментальные концерты Ф. Шопена, Ф. Листа, Э. Грига, Й. Брамса, С. Рахманинова, Ф. Амирова, а также немало оркестровых опусов как композиторов западноевропейской классики, так и Узбекистана. С не меньшим удовольствием он дирижирует спектаклями Государственного театра музыкальной комедии (оперетты): «Аршин мал алан» У. Гаджибекова, «Украденная невеста» Г. Канчели, «Любовный вертеж» Д. Ильина, «Тётя, я женюсь» А. Икрамова, «Наша Майсара» А .Эргашева. На его счету выступления с симфоническим оркестром Музыкального театра-студии Государственной консерватории Узбекистана, художественным руководителем которого он был в течение нескольких лет, с Заслуженным коллективом Национальным симфоническим оркестром Узбекистана, с камерными оркестрами «Туркистон» и «Юные дарования Узбекистана, а также со студенческим оркестром узбекских народных инструментов, которым он руководит уже четырнадцать лет.


В последние годы Абраров активизировался и с выступления в дальнем зарубежье. Так, он успешно выступил в Бельгии, Тунисе и Италии, дирижируя произведениями композиторов Узбекистана. Буквально на днях маэстро вернулся с коллегами из итальянского города Лаквила. Там состоялась Неделя музыки композиторов Узбекистана, в рамках которой итальянская публика смогла познакомиться с произведениями наших авторов разных поколений. Исполнителями выступили оркестр консерватории имени А. Казелло и солисты из Узбекистана под управлением маэстро Абрарова. Концерты имели большой успех у слушателей, которые с искренним восторгом реагировали на каждый музыкальный опус.
Однако вернусь к прошедшему «Вечеру инструментальной музыки», который открылся исполнением светлого, виртуозного с лёгкой грустью первой части Концерта для гобоя с оркестром (до минор) Д. Чимарозы – А. Бенджамина. Солировал замечательный музыкант Икбол Имамов, владеющий всеми тонкостями своего инструмента.
Напомню, итальянский композитор Доманико Чимароза (современник Моцарта) вошёл в историю музыкальной культуры как один из наиболее ярких представителей неаполитанской оперной школы, как мастер оперы-buffa, завершивший в своём творчестве эволюцию итальянской комической оперы XVIII века. И хотя он написал большое количество инструментальных и церковных произведений, наибольшую известность ему принесли и продолжают приносить оперы.
Однако Чимароза написал немало сонат для клавесина. И в середине ХХ века австралийский пианист, композитор и дирижёр Артур Бенджамин выбрал из них четыре и оркестровал для гобоя и струнного оркестра. Таким образом, получился четырёхчастный гобойный концерт «как бы Чимарозы». На сегодняшний день он признан самым исполняемым из всех написанных произведений этого жанра для гобоя.


Икбол Имамов прекрасно провёл своё соло, пленив красивым звуком, разумной и продуманной фразировкой. Ему удалось передать и возвышенность, и изящество гобойного концерта, а также тонкость и изысканность его красок. В результате на сцену обрушились бурные аплодисменты.
Далее прозвучало сочинение российского композитора Альфреда Шнитке, чьё имя является символом российского музыкального авангарда. В 70-80-х годах он имел репутацию непризнанного и гонимого властью гения. Его запрещали, исполняли крайне редко, а если исполняли, то концерты сопровождались невиданным ажиотажем (вплоть до вмешательства конной милиции). Позже, когда его стали играть очень много, о нём стали снимать фильмы, писать книги. Шнитке стал символом перестройки и свободы совести.
Автор четырёх опер, трёх балетов, 10 симфоний, 15 инструментальных концертов, многочисленных произведений камерной, вокальной, хоровой и инструментальной музыки, музыки к кинофильмам, мультфильмам и театральным постановкам Шнитке в своё время оказал огромное влияние на умы и сердца людей.


Его Адажио из балета «Эскизы» прозвучало в концерте достойно на большом артистическом подъёме в исполнении пианистки Марии Жуковой и камерного оркестра «Туркистон» под управлением Гайрата Абрарова. Эта потрясающая музыка, доступная и звёздам, и широкой публике, никого не оставила безучастным в зале: её нельзя ни равнодушно играть, ни равнодушно слушать. Адажио прозвучало в полутонах, заставив аудиторию прислушаться. Кстати, многие из сочинений этого композитора стали классикой. И сегодня уже невозможно представить себе картину музыкального мира ХХ столетия без музыки Шнитке.
Завершился концерт известной сюитой «Карнавал животных» французского композитора Камиля Сен-Санса, сочинявшего во всех современных ему музыкальных жанрах. Среди наиболее часто исполняемых сочинений: Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром (1863), Второй фортепианный концерт (1868), симфоническая поэма «Пляска смерти» (1874), опера «Самсон и Далила» (1877) и сюита «Карнавал животных» (1887).
Идея шуточного названия последнего в перечисленном ряду опуса возникла у Сен-Санса в начале 60-х годов XIX столетия, однако он осуществил её спустя 20 с лишним лет. В феврале 1886 года прославленный композитор и пианист, утомлённый гастрольной поездкой по Германии, уединился в маленьком австрийском местечке и за несколько дней написал «Карнавал животных». Это был сюрприз, адресованный Сен-Сансом
превосходному французскому виолончелисту Лебуку, которому предстояло выступить в карнавальном концерте. Сыгранный им тринадцатый номер из этой сюиты под названием «Лебедь» принёс успех как исполнителю, так и композитору. И вот уже более ста лет «Лебедь» остаётся самой популярной пьесой Сен-Санса, имеющей переложения чуть ли не для всех существующих инструментов. И не только. На эту музыку знаменитый русский хореограф Михаил Фокин поставил балетный номер «Умирающий лебедь» для великой балерины начала ХХ века Анны Павловой.
В тот вечер истинное наслаждение доставил слушателям фортепианный дуэт Василя Умарова – Элнура Мирзакамалова, мастерски исполнивший с оркестром все четырнадцать номеров «Карнавала животных». Они заворожили публику с самого первого номера прекрасным ансамблевым звучанием, эмоциональной приподнятостью, ярким звуком, пальцевой техникой, замечательной фразировкой, отличным балансом, а элемент бравуры в их партиях удачно дополнялся оркестром, который выступил здесь полноправным партнёром. Вдобавок маэстро Абрарову удалось выстроить форму этого крупного сочинения, протянув единую линию от первой до последней ноты.
Остаётся только пожелать всем участникам «Вечера инструментальной музыки» дальнейших творческих успехов, поблагодарить за торжество классики, за праздник музыки, за полтора часа удовольствия и счастья! Безусловно, впереди у них немало совместных выступлений. А мы будем радоваться, и ждать новых встреч!
Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото Козима Улмасова.