back to top
29 C
Узбекистан
Понедельник, 28 апреля, 2025

Керамика: образы, традиции, новации

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,470ПодписчикиПодписаться

26 и 27 апреля в Ташкенте работал первый в Узбекистане экспо-маркет «Керамистан»

«Керамистан» – это страна керамики. Она невелика, вся умещается в небольшом помещении. Но здесь прописаны творческие люди, которые не боятся выходить за привычные рамки, покидать зону комфорта, чтобы попробовать себя в чем-то новом, раскрыть внутренний потенциал. Мастера гончарного круга, лепки и обжига заселили это место котиками и сказочными персонажами, обставили неповторимыми предметами быта, уникальной посудой, сувенирами, накрыли дастархан с красочными фруктами, декорировали пространство всевозможными керамическими изысками.

– Для меня это большой праздник и начало чего-то нового, – поделилась организатор креативного экспо-маркета художник, керамист Александра Романова. –  Я родилась и выросла в Санкт-Петербурге. Два с половиной года назад приехала в Ташкент и открыла здесь мастерскую. За это время познакомилась с интересными керамистами, обучила около 15 человек, некоторых практически с нуля. Мне захотелось объединить мастеров и показать, что керамика – это инструмент, посредством которого можно выразить себя, она полифонична. То, что есть внутри каждого мастера, отображается в его работах. Я привезла в Ташкент немецкие и российские керамические массы, которые дают большую прочность, чем местная глина. Появился новый подход к формообразованию. Мы перерабатываем традиционные формы и темы. Мой проект «Шато колхоз» – это высококачественная посуда, трансформирующая в том числе и узбекские мотивы: перец, хлопок, гранат, но не в классической, а в современной манере. Есть и исследования человеческих состояний, выраженное в керамике. Например, здесь представлена моя серия, которая является постижением темы узбекского дома. Узбекский дом – достаточно закрытое пространство. Было интересно проанализировать, как человек себя чувствует внутри него. Я отобразила разные состояния в форме чаш: любопытство, полное погружение в себя, молчание, ростки чего-то нового. И учеников учу реализовывать свои идеи в материале.

 Реализовать себя, наверное, мечтают все. Кто-то сразу идет в профессию, кто-то проживает определенный опыт. Каждого судьба ведет своим путем. Санжар Кубаев из Самарканда, прежде чем освоить мастерство гончара, лечил животных – 10 лет проработал ветеринаром. Параллельно выращивал бонсай. Именно искусство выращивания точной копии настоящего дерева в миниатюре и привело его в керамику. 

– Нужны были горшки и плошки под мои деревья. У нас на рынке не смог найти то, что мне бы подходило. Тогда начал интересоваться гончарным ремеслом. Купил себе маленький круг, печь и начал что-то ваять. Познакомился с самаркандским мастером усто Ильхомом. Он мне объяснил, что и как, рассказал про материалы, дал толчок. У него местная традиционная керамика из нашей глины, она в основном низкотемпературная, а мне нужна была высокотемпературная. Поиски привели меня в Ташкент, посчастливилось попасть к Александре в «Шато колхоз». У неё были высокотемпературные массы, глазури, как раз то, что мне подходило. Она меня взяла себе в помощники. Год я учился работал, помогал. Чуть больше двух месяцев уже работаю отдельно. Сейчас нацелен на производство, хочется делать что-то интересное, красивое, – рассказал Санжар Кубаев.

На столике Санжара была представлена не только красивая и функциональная, но и стилизованная под национальную посуда – симбиоз местной культуры и видения мастера. Емкости для салатов, супов, сухих сыпучих продуктов были выполнены в виде миниатюрного традиционного казана – идея автора.

Бахтиер Назиров – мастер традиционной риштанской керамики уже более 40 лет занимается любимым делом. Он пошел в ученичество, когда ему было 12 лет. После армии начал работать на заводе керамических изделий. С тех пор ваяет любимую в Узбекистане керамику цвета неба и всех его оттенков. В 2017 году в Центральном выставочном зале в Ташкенте проходила его персональная выставка. Когда-то мастер пошел по стопам старшего брата. Сегодня его дело подхватил и развивает сын.

– Династия Назировых продолжает дело предков. Они ведь не просто так расписывали посуду, в каждый узор вкладывали определенный смысл. И я, расписывая пиалы, ляганы, тарелки, тоже вкладываю в них свой подтекст. Вот, например, эта коса. Внутри из стилизованного миндаля выложены четыре стороны света, рядом с ними четыре стихии. А внешняя сторона – хлопковое поле. А в этой пиале внутри, видите, половина земля, половина вода. Вот в центре семечка, она проросла, поднялась, в дерево превратилась. Вода ее питает, солнце тоже. Это жизнь. Всё, что рисую, имеет свой смысл. Вдохновение дает природа. Я объясняю это всем, кто интересуется. Очень много бывает туристов, иностранцы обучаются в моей мастерской, месяцами живут. Например, в том году из Франции, Бразилии, даже из Австралии приезжали. А в основном из ближнего зарубежья – Россия, Казахстан, – поделился Бахтиёр Назиров.

Когда начинаешь вникать в каждый завиток и изгиб узора, то оживают образы, и пиалы и ляганы становятся не столовыми приборами, а инструментами, с помощью которых мастер раскрывает красоту жизни.

Но керамика – не только посуда и гончарный круг, это еще и возможность выразить внутреннее состояние посредством лепки и обжига. Это создание фантастических форм, уникальных произведений, игра с материалом, эксперименты и радость от того, что твое видение мира понимают и разделяют знакомые и незнакомые люди. 

Две Анны – Новицкая и Телей приехали несколько лет назад из Москвы, Анна Новицкая – уже сложившийся мастер, Анна Телей – ее ученица. Они открыли мастерскую «Хурма и котики» – во дворе дома, где живет Анна Новицкая, растет хурма и живут три котика. В мастерской изготавливают значки, сувениры, пуговицы, магнитики, брошки, фигурки. Стараются все время придумывать что-то новое. 

– С приездом в Ташкент изменились ассортимент и материал. Так как мы работаем на местной глине, то делаем декоративные вещи, которые не нуждаются в высокотемпературном обжиге. Глина красная, на ней по-иному смотрится глазурь, поменялась цветовая гамма. Маки, гранаты, перчики, хлопок – все национальное очень красиво смотрится в виде брошек и имеет большой успех, – рассказала Анна Новицкая. – Но я еще создаю скульптуры. Здесь представлена моя серия, которую я делала методом спонтанной лепки. Просто закрывала глаза, лепила и смотрела, на что похоже. Получилась такая женщина. А потом я стала делать ее вариации. Серия называется «Образ тела». Это о том, как с возрастом меняется тело, как ты его воспринимаешь, как его воспринимают другие, что ты чувствуешь, одним словом, ощущения от восприятия себя.  При этом я люблю воспроизводить природную фактуру. Это работа с разными минеральными добавками, которые дают неровности, пузыри, близкие к природной фактуре. Я соединила свои мысли о себе с природной фактурой, и получилась такая серия. Ее продолжением явилась серия «Образ мыслей». В общем, творчество.

Говорят, сколько людей, столько и мнений. В данном контексте можно сказать: сколько мастеров, столько миров, и каждый керамист смог показать свой мир, рассказать о нем посредством глины и огня, безграничной фантазии и ваяющих рук. 

Хочется надеяться на то, что со временем «Керамистан» раздвинет границы пока еще камерного пространства и превратится в место, куда можно будет прийти за покупкой, общением, вдохновением, где можно будет просто отдохнуть душой.

Динара Шамухамедова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Фестиваль бахши в Хиве: Возрождение традиций через фольклор

27 апреля в древнем городе Хива, на территории легендарной Ичан-Калы, прошли фольклорные выступления в рамках Международного фестиваля искусства бахши. Этно-фольклорные...

Больше похожих статей