26 и 27 апреля в Ташкенте работал первый в Узбекистане экспо-маркет «Керамистан»
«Керамистан» – это страна керамики. Она невелика, вся умещается в небольшом помещении. Но здесь прописаны творческие люди, которые не боятся выходить за привычные рамки, покидать зону комфорта, чтобы попробовать себя в чем-то новом, раскрыть внутренний потенциал. Мастера гончарного круга, лепки и обжига заселили это место котиками и сказочными персонажами, обставили неповторимыми предметами быта, уникальной посудой, сувенирами, накрыли дастархан с красочными фруктами, декорировали пространство всевозможными керамическими изысками.

– Для меня это большой праздник и начало чего-то нового, – поделилась организатор креативного экспо-маркета художник, керамист Александра Романова. – Я родилась и выросла в Санкт-Петербурге. Два с половиной года назад приехала в Ташкент и открыла здесь мастерскую. За это время познакомилась с интересными керамистами, обучила около 15 человек, некоторых практически с нуля. Мне захотелось объединить мастеров и показать, что керамика – это инструмент, посредством которого можно выразить себя, она полифонична. То, что есть внутри каждого мастера, отображается в его работах. Я привезла в Ташкент немецкие и российские керамические массы, которые дают большую прочность, чем местная глина. Появился новый подход к формообразованию. Мы перерабатываем традиционные формы и темы. Мой проект «Шато колхоз» – это высококачественная посуда, трансформирующая в том числе и узбекские мотивы: перец, хлопок, гранат, но не в классической, а в современной манере. Есть и исследования человеческих состояний, выраженное в керамике. Например, здесь представлена моя серия, которая является постижением темы узбекского дома. Узбекский дом – достаточно закрытое пространство. Было интересно проанализировать, как человек себя чувствует внутри него. Я отобразила разные состояния в форме чаш: любопытство, полное погружение в себя, молчание, ростки чего-то нового. И учеников учу реализовывать свои идеи в материале.
Реализовать себя, наверное, мечтают все. Кто-то сразу идет в профессию, кто-то проживает определенный опыт. Каждого судьба ведет своим путем. Санжар Кубаев из Самарканда, прежде чем освоить мастерство гончара, лечил животных – 10 лет проработал ветеринаром. Параллельно выращивал бонсай. Именно искусство выращивания точной копии настоящего дерева в миниатюре и привело его в керамику.


– Нужны были горшки и плошки под мои деревья. У нас на рынке не смог найти то, что мне бы подходило. Тогда начал интересоваться гончарным ремеслом. Купил себе маленький круг, печь и начал что-то ваять. Познакомился с самаркандским мастером усто Ильхомом. Он мне объяснил, что и как, рассказал про материалы, дал толчок. У него местная традиционная керамика из нашей глины, она в основном низкотемпературная, а мне нужна была высокотемпературная. Поиски привели меня в Ташкент, посчастливилось попасть к Александре в «Шато колхоз». У неё были высокотемпературные массы, глазури, как раз то, что мне подходило. Она меня взяла себе в помощники. Год я учился работал, помогал. Чуть больше двух месяцев уже работаю отдельно. Сейчас нацелен на производство, хочется делать что-то интересное, красивое, – рассказал Санжар Кубаев.
На столике Санжара была представлена не только красивая и функциональная, но и стилизованная под национальную посуда – симбиоз местной культуры и видения мастера. Емкости для салатов, супов, сухих сыпучих продуктов были выполнены в виде миниатюрного традиционного казана – идея автора.


Бахтиер Назиров – мастер традиционной риштанской керамики уже более 40 лет занимается любимым делом. Он пошел в ученичество, когда ему было 12 лет. После армии начал работать на заводе керамических изделий. С тех пор ваяет любимую в Узбекистане керамику цвета неба и всех его оттенков. В 2017 году в Центральном выставочном зале в Ташкенте проходила его персональная выставка. Когда-то мастер пошел по стопам старшего брата. Сегодня его дело подхватил и развивает сын.
– Династия Назировых продолжает дело предков. Они ведь не просто так расписывали посуду, в каждый узор вкладывали определенный смысл. И я, расписывая пиалы, ляганы, тарелки, тоже вкладываю в них свой подтекст. Вот, например, эта коса. Внутри из стилизованного миндаля выложены четыре стороны света, рядом с ними четыре стихии. А внешняя сторона – хлопковое поле. А в этой пиале внутри, видите, половина земля, половина вода. Вот в центре семечка, она проросла, поднялась, в дерево превратилась. Вода ее питает, солнце тоже. Это жизнь. Всё, что рисую, имеет свой смысл. Вдохновение дает природа. Я объясняю это всем, кто интересуется. Очень много бывает туристов, иностранцы обучаются в моей мастерской, месяцами живут. Например, в том году из Франции, Бразилии, даже из Австралии приезжали. А в основном из ближнего зарубежья – Россия, Казахстан, – поделился Бахтиёр Назиров.
Когда начинаешь вникать в каждый завиток и изгиб узора, то оживают образы, и пиалы и ляганы становятся не столовыми приборами, а инструментами, с помощью которых мастер раскрывает красоту жизни.


Но керамика – не только посуда и гончарный круг, это еще и возможность выразить внутреннее состояние посредством лепки и обжига. Это создание фантастических форм, уникальных произведений, игра с материалом, эксперименты и радость от того, что твое видение мира понимают и разделяют знакомые и незнакомые люди.
Две Анны – Новицкая и Телей приехали несколько лет назад из Москвы, Анна Новицкая – уже сложившийся мастер, Анна Телей – ее ученица. Они открыли мастерскую «Хурма и котики» – во дворе дома, где живет Анна Новицкая, растет хурма и живут три котика. В мастерской изготавливают значки, сувениры, пуговицы, магнитики, брошки, фигурки. Стараются все время придумывать что-то новое.


– С приездом в Ташкент изменились ассортимент и материал. Так как мы работаем на местной глине, то делаем декоративные вещи, которые не нуждаются в высокотемпературном обжиге. Глина красная, на ней по-иному смотрится глазурь, поменялась цветовая гамма. Маки, гранаты, перчики, хлопок – все национальное очень красиво смотрится в виде брошек и имеет большой успех, – рассказала Анна Новицкая. – Но я еще создаю скульптуры. Здесь представлена моя серия, которую я делала методом спонтанной лепки. Просто закрывала глаза, лепила и смотрела, на что похоже. Получилась такая женщина. А потом я стала делать ее вариации. Серия называется «Образ тела». Это о том, как с возрастом меняется тело, как ты его воспринимаешь, как его воспринимают другие, что ты чувствуешь, одним словом, ощущения от восприятия себя. При этом я люблю воспроизводить природную фактуру. Это работа с разными минеральными добавками, которые дают неровности, пузыри, близкие к природной фактуре. Я соединила свои мысли о себе с природной фактурой, и получилась такая серия. Ее продолжением явилась серия «Образ мыслей». В общем, творчество.
Говорят, сколько людей, столько и мнений. В данном контексте можно сказать: сколько мастеров, столько миров, и каждый керамист смог показать свой мир, рассказать о нем посредством глины и огня, безграничной фантазии и ваяющих рук.
Хочется надеяться на то, что со временем «Керамистан» раздвинет границы пока еще камерного пространства и превратится в место, куда можно будет прийти за покупкой, общением, вдохновением, где можно будет просто отдохнуть душой.
Динара Шамухамедова