back to top
28.6 C
Узбекистан
Понедельник, 19 мая, 2025

Снижение вреда или запреты: какой путь выберет Узбекистан в борьбе с никотиновой зависимостью?

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,570ПодписчикиПодписаться

Ахмедов Миразиз — активный блогер и менеджер по рекламе в рекламном агентстве. Около 4-5 лет назад Миразиз перешел на никотиновые паки, так как запах и вкус сигарет перестали ему нравиться. Сегодня он активно делится своим опытом и знаниями в блогосфере, поддерживая осознанный выбор потребителей и здоровый образ жизни.

Война Узбекистана с никотиновыми пакетами терпит поражение — пора переходить к разумному регулированию

Рост незаконной торговли никотиновыми пакетами в Узбекистане демонстрирует провал запретительной политики правительства в отношении бездымных никотиновых продуктов. Несмотря на строгий юридический запрет на импорт и продажу таких продуктов, как снюс и никотиновые пакеты, черный рынок процветает. Количество изъятий незаконных продуктов растет, преступные сети получают огромную прибыль, а потребители вынуждены прибегать к использованию нерегулируемых и потенциально опасных продуктов. Между тем, государственная терпимость к насваю — высокорисковому и вредному бездымному табачному продукту — выявляет вопиющую непоследовательность в политике Узбекистана в области общественного здравоохранения. Этот двойной стандарт не только нелогичен — он опасен. Пришло время Узбекистану отказаться от запретительной позиции и установить рациональную нормативно-правовую базу, в которой приоритет будет отдаваться снижению вреда и безопасности потребителей.

Текущая ситуация с незаконной торговлей

Статистика рисует четкую картину: запрет на никотиновые пакеты не работает. Только в Ташкенте около 40 000 потребителей используют никотиновые пакеты — несмотря на их незаконный статус. Рынок этих продуктов подпитывается контрабандой и подделками, что подтверждается рядом недавних мер по пресечению незаконной торговли:

● Изъято 2 393 и 960 единиц жевательных никотиновых продуктов в двух жилых домах на сумму более 200 миллионов сумов.

● В Ташкенте было конфисковано 800 банок снюса стоимостью 66,3 миллиона сумов ($5 000); возбуждено уголовное дело.

● Конфисковано 8 519 коробок табачных изделий и 1 328 электронных устройств на сумму 493,4 миллиона сумов; ведется еще одно уголовное расследование.

● Таможня Сырдарьинской области перехватила 1 680 коробок жевательных никотиновых продуктов, скрытых в партии безалкогольных напитков, стоимостью 117 миллионов сумов.

Несмотря на эти меры, рынок незаконных никотиновых продуктов продолжает расти. Почему? Потому что запреты создают спрос на нелегальные продукты. Когда потребителям отказывают в доступе к регулируемым и безопасным продуктам, они обращаются к черному рынку — где качество и безопасность товаров не могут быть гарантированы.

Двойные стандарты и риски для общественного здоровья

Что делает политику Узбекистана еще более нелогичной, так это легальный статус насвая. Насвай — бездымный табачный продукт, широко потребляемый в Центральной Азии — не только легален, но и свободно производится и продается в Узбекистане. Тем не менее насвай значительно опаснее никотиновых пакетов. Насвай содержит высокие уровни канцерогенов, тяжелых металлов и токсичных веществ, что увеличивает риск возникновения рака полости рта, заболеваний десен и сердечно-сосудистых проблем. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) классифицировала насвай как канцероген группы 1 — наивысший уровень риска развития рака.

Согласно действующим нормативам, насвай подлежит техническому регулированию, включая ограничения на содержание химических и микробиологических веществ. Однако эти нормы фактически игнорируются, так как государственный контроль отсутствует. Производители насвая действуют безнаказанно, наводняя рынок продуктами, представляющими серьезные риски для здоровья. Это поднимает очевидный вопрос: почему опасный продукт, такой как насвай, разрешен, в то время как менее вредные никотиновые пакеты остаются под запретом?

Необходимость стратегии снижения вреда

Решение заключается в принятии стратегии снижения вреда в отношении табака и никотина. Подход снижения вреда основан на идее, что, хотя полное прекращение потребления табака и никотина является идеальной целью, предоставление более безопасных альтернатив высокорисковым продуктам может значительно уменьшить ущерб для общественного здоровья.

Никотиновые пакеты — содержащие никотин, но не табак — считаются гораздо менее вредными, чем бездымные табачные продукты, такие как насвай. В отличие от насвая, никотиновые пакеты не содержат канцерогенных табачных нитрозаминов (TSNAs) или тяжелых металлов. Органы регулирования в Европейском союзе и США признали, что никотиновые пакеты представляют собой альтернативу с пониженным риском по сравнению с традиционными табачными изделиями.

Легализация и регулирование никотиновых пакетов позволят Узбекистану предоставить потребителям более безопасную альтернативу насваю. Открытый и регулируемый рынок позволит государству контролировать качество продукции, ограничивать концентрацию никотина, вводить возрастные ограничения и собирать налоговые поступления — при этом подрывая черный рынок.

Запреты подпитывают черный рынок

Провал политики запретов — не уникальное явление для Узбекистана. История многократно показывала, что запрет популярных потребительских товаров лишь загоняет их в подполье. Сухой закон в США в 1920-х годах привел к расцвету организованной преступности. Глобальная война с наркотиками привела к росту наркокартелей и торговле людьми. Запрет никотина ничем не отличается.

Преступные сети процветают, когда потребители вынуждены обращаться к незаконным источникам. Поддельные никотиновые продукты — часто изготовленные без соблюдения каких-либо стандартов безопасности — представляют неизвестные риски для здоровья. И поскольку эти продукты продаются нелегально, они часто становятся более доступными для несовершеннолетних, чем законно регулируемые продукты.

Более разумный путь вперед

У правительства Узбекистана есть четкий выбор: продолжать идти по провальному пути запретов или принять стратегию снижения вреда и разумного регулирования. Решение очевидно:

1. Легализовать никотиновые пакеты в рамках регулируемой системы.

2. Установить четкие стандарты безопасности для никотиновых пакетов, включая ограничения на содержание никотина и добавок.

3. Ввести возрастные ограничения для предотвращения доступа несовершеннолетних.

4. Обеспечить соблюдение стандартов качества для насвая.

5. Облагать налогом никотиновые пакеты для получения доходов в бюджет и снижения стимулов для контрабанды.

Создание легального регулируемого рынка никотиновых пакетов позволит Узбекистану одновременно сократить вред для здоровья, подорвать черный рынок и получить налоговые поступления. Это не радикальная идея — это здравый смысл. Страны, такие как Швеция, достигли значительных успехов в улучшении общественного здоровья благодаря регулированию продуктов с пониженным риском. Узбекистан может последовать их примеру.

Заключение

Текущая политика Узбекистана в отношении никотина — это провал в области общественного здравоохранения. Разрешение на продажу опасных продуктов, таких как насвай, при одновременном запрете на менее вредные альтернативы, такие как никотиновые пакеты, является не только непоследовательным, но и безответственным. Пришло время Узбекистану признать преимущества снижения вреда, ввести разумное регулирование и сделать более безопасные никотиновые продукты доступными на законных основаниях. Научно обоснованный подход защитит здоровье населения, подорвет преступные сети и приведет политику Узбекистана в сфере никотина в современную эпоху.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

«Припятские» или просто ребристые? Ташкентцы обсуждают необычные помидоры на прилавках

Жители Ташкента активно обсуждают необычные ребристые помидоры, появившиеся на прилавках рынков и магазинов города. Фотографии овощей, приобретенных на рынке...

Больше похожих статей