В Ташкенте в разгаре Международный фестиваль оперы и балета, организованный Фондом развития культуры и искусства Узбекистана на сцене Государственного академического Большого театра имени Навои.
Хореограф Эдвард Клюг и возглавляемый им Словенский Национальный театр в Мариборе представили 19 и 20 марта на Международном фестивале оперы и балета в Ташкенте балетный спектакль CLUSTER («Кластер»).
Невероятно интересным оказался для любителей балета танцевальный язык хореографа. Один из ведущих европейских мастеров, он развивает своё направление в современном танце.
Балет «Кластер» Клюг впервые поставил и показал с Нидерландским театром танца NDT. Исследуя в этой работе человеческое тело и его динамические возможности, Клюг раскрыл в своей постановке силу и красоту, поэтику человеческого тела. И показал – то возвышенно, то с иронией – непростые человеческие связи и отношения.

Стилистически, как отмечают критики, хореография «Кластера» абстрактна и носит минималистский характер, демонстрируя его творческие поиски в области языка танца.
Почему балет получил название «Кластер»? Если обратиться к значению слова cluster, то в переводе с английского оно означает «скопление, кисть, рой». То есть кластер – это объединение однородных элементов, которые становятся самостоятельной единицей с определёнными свойствами. В другом значении кластером называют графическую систематизацию информации в виде схемы с обозначением связей между её единицами. Поняв многозначность этого термина, яснее осознаётся замысел хореографа, смыслы танца на сцене.
Эдвард Клюг и сам признавался, что искал новый хореографический язык. Но считал обязательной и театральную часть, которая несколько условна, но присутствует в постановке. «Она нужна, потому что в ней всегда есть абсолютно чёткая мысль – о чём это сочинение» – говорит автор.


Мировая премьера балета CLUSTER состоялась в апреле 2022 года в Гааге. Как рассказывает сам Э. Клюг, к началу репетиций не было никаких идей и музыки, работа началась в пустом пространстве. Репетиции мягко объединили всех, сформировав человеческое скопление, – кластер, который естественным образом стал основой произведения. И, разделяя свою глубочайшую близость с танцорами, Клюг стал одним из них. Слушая саундтреки, он находил себя таким, которого ещё не знал.
– Это было похоже на соединение прошлого и настоящего, – признавался хореограф.
Подход Клюга к столь необычной постановке как «Кластер» основан на стремлении продемонстриовать уникальный опыт каждого танцора. Он умело освещает противоречия, свойственные человеческому духу, находя в его проявлениях моменты спонтанной иронии или пронзительной красоты.
«Кластер» – это плавное путешествие, где сон и явь соединяются мимолётным встречами женщины и мужчины, женщины и женщины, мужчины и мужчины. И это хореографическое путешествие с его встречами достигает кульминации в общих танцевальных композициях под музыку британской группы Radiohead и словенского композитора Милко Лазара Милко Лазара с их пунктирной отрывистостью чётко прорисованных жестов, движений и линий и, казалось бы спонтанной, связью между танцорами.


В двадцатом веке балет с пуантов спустился на полную стопу – эпизодически мы видели это в творчестве Майи Плисецкой, затем в коллективах современного танца. В новом веке он смело вобрал в себя горизонталь танцевального пола, выразив в свободном движении артиста на плоскости подсознательные эмоции.
Интересны и глубоки не только постановки, но и высказывания Эдварда Клюга в различных интервью. Они, как и идеи его балета, о мире и человеке в нём, свободе творчества, взаимоотношениях человека с человеком и связях между людьми:
– Я уверен, что суть искусства остается неизменной, что люди идут и будут идти на балет за высоким мастерством и сильными идеями, которые стоят за каждым настоящим спектаклем.
– Опыт работы с другими труппами позволяет мне оставаться свободным и без предубеждения смотреть на мир.
– Талант — это большая ответственность, и в первую очередь перед собой. Его нужно «заточить». Хотя нельзя рассчитывать только на талант.
– Параметры соответствия понятию «идеальный артист балета» значительно меняются. Больше нет чётких правил. Все зависит от каждого конкретного танцовщика, насколько существенно он и его тело могут расширить привычные представления о балете.
– Для меня аплодисменты всегда остаются чем-то нереальным. Это фантастика, ты можешь делиться с людьми своими идеями и виденьем, и они реагируют на это! Это благословление. Когда на сцене есть двое персонажей — это уже история.


Перед спектаклем в Ташкенте ведущая танцовщица Operabalet Maribor Катерина Мнезеш встретилась с журналистами.
– Думаю, «Cluster» – это четыре прекрасные постановки Эдварда Клюга, – сказала она. – В них нет конкретной истории, но каждый может найти в этом произведении что-то для себя. Это может быть просто эстетическое восприятие, наблюдение или некие открытия в персонажах. Кому-то понравится одна постановка больше, чем другая. Это возможность увидеть много разного в одном представлении.
Я уже много лет работаю с Эдвардом, нашим хореографом и художественным руководителем. Это особенное сотрудничество. Мы хорошо знакомы с его языком, но всё равно снова и снова он умудряется удивлять нас. С каждым спектаклем и показом мы узнаём что-то новое на протяжении многих лет, и я это очень ценю.
Каждая часть балета Cluster для меня как балерины очень разная по ощущению. Иногда это музыка, которая меня трогает. Иногда – мои коллеги или отлаженная работа в группе. В некоторых номерах ты не покидаешь сцену, так что возникает особая связь с коллегами. В целом для меня – это музыка и моя среда, мои коллеги, танцующие со мной: всё это глубоко меня трогает во время выступления.
Мы наслаждаемся репетициями и выступление для меня действительно настоящее удовольствие.
Конечно, классика никогда не выходит из моды, она всегда актуальна. Но в современном балете есть пространство для разных языков, разных людей, разных идей, и приятно видеть, как это меняется с годами.
Современный балет захватывающий. Мы не знаем, что будет завтра, кто и что создаст в нём новое. Но думаю – это прекрасно.
Традиционно выразив восхищение столицей республики и оказанным в Узбекистане гостеприимством, Катерина высоко оценила Международный фестиваль оперы и балета в Ташкенте как особенный способ представить произведения, которые публика нашей страны иначе не смогла бы увидеть.
– Это очень важно – распространять искусство по всему миру, оно не должно иметь границ, и я думаю, такие фестивали очень нужны, – сказала она.


Мы единодушны с мнением балерины. Ежегодный Международный фестиваль оперы и балета, организованный Фондом развития и культуры Узбекистана, открыл ташкентским зрителям лучшие балетные и оперные коллективы и произведения, раздвинув границы зрительского опыта и культуры мира.
Фестиваль продолжается. Впереди новые встречи.
Следующая состоится 3-5 апреля. Три вечера на сцене Большого театра Узбекистана будет царить легендарный Балет Бориса Эйфмана –на сей раз со спектаклем «Братья Карамазовы» по мотивам произведения Достоевского. Это грандиозное событие.
Затем, 9-10 апреля, впервые в Ташкенте будет показана постановка известного американского хореографа Каролин Карлсон – балет «Дерево» (Carolyn Carlson Company).
Урал Балет из России 12-13 апреля покажет «Сказки Перро» – четыре балета с прологом и эпилогом («Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Синяя борода», «Мальчик-с-пальчик»), написанные тремя композиторами и поставленные тремя хореографами.
Завершит фестивальную программу 25-28 апреля ташкентская премьера оперы Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана». Постановщик – известный итальянский режиссер, художник и сценограф Стефано Пода, знакомый ташкентцам по постановке оперы Tamerlano Генделя. Какие сценические сюрпризы ожидают зрителей, сказать трудно. Но они, уверена, непременно будут. Кстати, музыку Оффенбаха исполнит Национальный симфонический оркестр Узбекистана под управлением маэстро Алибека Кабдурахманова.
Не пропустите события Международного фестиваля оперы и балета в Ташкенте. Они уникальны.
Тамара Санаева.
Фото автора и Мухаммадрасула Йулдашева.