back to top
16.3 C
Узбекистан
Среда, 19 марта, 2025

Тандем ГАБТ и Государственного симфонического оркестра стал триумфом «Богемы»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,370ПодписчикиПодписаться

Дебют Государственного симфонического оркестра Узбекистана (ГСО) в оперном репертуаре явился настоящим событием музыкальной жизни Ташкента. Показ оперы «Богема» Джакомо Пуччини с участием оркестра под управлением народного артиста Узбекистана Камолиддина Уринбаева собрал 14 марта в зале Большого театра имени Навои истинных ценителей оперной классики, и публика устроила бурные овации спектаклю!

Творческий тандем оперной труппы и ГСО Узбекистана оказался не просто успешным – триумфальным.
– Это было потрясающе! – признавались зрители после спектакля.

Признаться, давно не испытывала такого наслаждение от живого звучания оркестра в театре, от оперной постановки, которая восхитила музыкой и вокалом солистов, актерской игрой и драматургией образов, искусной сценографией, в которой были выстроены декорации на фоне мультимедийной панорамы Парижа.

Долго не смолкали аплодисменты артистам! И, конечно же, постановщику – заслуженному деятелю искусств Узбекистана Андрею Слониму, а также оркестру и его художественному руководителю и дирижёру, народному артисту Узбекистана, маэстро Камолиддину Уринбаеву.

Эмоциональную атмосферу оперного спектакля о жизни парижской богемы сумел создать на сцене художник-
постановщик Даврон Раджабов.

Великолепно исполнили вокальные партии и воплотили драматургию образов своих героев солисты: изумительное сопрано Малика Норматова в партии главной героини – скоромной швеи Мими; потрясающий лирико-драматический тенор Рамиз Усманов в роли молодого поэта Рудольфо; блистательное сопрано Лятифе Абиева в партии Мюзетты; всеми любимый баритон Рахим Мирзакамалов в роли художника Марчелло; баритон Носир Юсупов, исполнивший партию музыканта Шонара; великолепный бас Джабраил Идрисов в роли философа Коллина. Зал аплодировал каждой арии солистов!

Вспомним историю оперы которую композитор писал в течение трёх лет (1893-1895), требовательно относясь к либретто, которое создавали Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза по роману французского писателя Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы».

Герои произведения Пуччини не сразу тронули сердца его современников. Поклонникам оперного искусства непривычно было видеть на сцене не великосветских или исторических персонажей, а нищую парижскую богему.

Но изумительная музыка композитора и драматичный сюжет, молодые, безденежные и не унывающие герои – представители парижской богемы, которые с юмором принимали бытовые невзгоды, – со временем растопили даже самые чёрствые сердца. Любовь и самоотверженность, чувство сострадания и милосердие не могли не тронуть зрителей. Опера восхитила и современников Пуччини, и многие поколения зрителей в прошлом веке. Она стала одной из самых исполняемых на мировых сценах.

Мы попросили режиссера-постановщика спектакля, заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан Андрея СЛОНИМА рассказать о работе над постановкой.

– Полагаю, у нас состоялся очень интересный творческий эксперимент, – поделился известный оперный режиссёр. – Коллектив Государственного симфонического оркестра Узбекистана под художественным руководством главного дирижёра, народного артиста Узбекистана Камолиддина Уринбаева успешно продемонстрировал своё творчество в постановке оперной труппы Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои. Безусловно, наш театр располагает прекрасным симфоническим оркестром, исполняющим обширный оперный и балетный репертуар. Но, пожалуй, впервые репертуарный спектакль «Богема» был подготовлен и показан зрителю при участии приглашенного оркестрового коллектива.

Первая «Богема» на сцене ГАБТ была поставлена в 1958 году народным артистом Узбекистана Э.И. Юнгвальд-Хилькевичем. Затем на долгие годы спектакль исчез из репертуара. В середине 90-х была осуществлена постановка «Богемы» режиссером В. Кудрявцевым, но она продержалась недолго.

И лишь в 2012 году этот спектакль вновь увидел свет рампы в моей постановке, осуществлённой с народной артисткой Каракалпакстана, дирижёром Аидой Абдуллаевой.
В 2024 году, по настоятельной просьбе директора ГАБТ Рамиза Бекназаровича Усманова, мы с Аидой Абдуллаевой осуществили новую постановочную версию «Богемы» со сценографией Даврона Раджабова.

В 2025 году, 14 марта, состоялся всего лишь четвертый показ этой версии постановки. До этого она была исполнена также и с приглашенными солистами и дирижерами.

Особенность нового показа в том, что мы представили «Богему» с Государственным симфоническим оркестром Узбекистана. Успешно исполняя разнообразный и многожанровый симфонический репертуар, ГСО впервые обратился к непростому эксперименту участия в театральном оперном спектакле.
В чём здесь главная трудность? Каждый дирижёр в трактовке произведения обращается к индивидуальным темповым особенностям, штрихам и краскам. А певцам-актерам, исполняющим спектакль, необходимо органично соразмеряться с каждой особенностью дирижёрской трактовки. Солистам необходимо было органично связать эту трактовку не только с собственным выразительным пением, но и вокально-сценическим действием, не прерывающимся ни на один момент спектакля, развернувшегося перед зрителями.

Первому совместному показу нашего спектакля предшествовала скрупулёзная работа с дирижёром в освоении музыкальных особенностей его трактовки и в поисках наибольшей вокальной выразительности в согласии с его установками.

В прочной конструкции постановки должны быть динамичные грани, позволяющие обновлять и оживлять детали действия. Иногда необходимо устремить внимание дирижёра именно на постановочную особенность, чтобы в необходимый момент какой-то нюанс был целостно связан и с режиссёрским решением, и с артистичностью исполнителей.

Повторю, что премьера спектакля в его новой сценической версии и соответствующем новом сценографическом оформлении состоялась около года назад – 30 апреля 2024 года. Спектакль был показан несколько раз, в разных составах.

Для показа с участием ГСО, в активных творческих встречах с замечательным оркестром и дирижёром, мы вновь и вновь искали выразительные краски и штрихи, чтобы наполнить жизнь героев особой органикой и драматизмом действия. Мне как постановщику в этой замечательной опере Джакомо Пуччини особенно важно его предостережение всем следующим поколениям. Показывая беззаботную жизнь парижской «богемы», раскрывая характеры героев и непростые обстоятельства их жизни, композитор чётко и точно обозначил проблему человеческих отношений и сохранения чувств и показал необходимость спасать свои чувства в жизненных испытаниях.
Юная вышивальщица Мими добра и прекрасна, ее любовь к поэту Рудольфу беззаветна и глубока. Но девушка смертельно больна. Именно этого испытания устрашился её возлюбленный Рудольфо. Видя страдания любимой и не имея средств помочь ей, он решил… расстаться с Мими до весны, до тепла, в надежде, что обстоятельства сами собой переменятся к лучшему. Тем самым Рудольфо со свойственным молодости эгоцентризмом безжалостно укоротил жизненный путь девушки.
Этот скрытый драматизм проявляется в каждом моменте музыки Пуччини. И мы с солистами старались максимально выявить острые грани этого конфликта.
К счастью, нам удалось соединить музыку и действие.

Маэстро Камолиддин Уринбаев раскрыл вместе со своим оркестром драматичность оперы, доходящую до истинного трагизма. Он чётко «вылепил» с оркестром, солистами и хором каждое мгновение звучащей партитуры. А мы в работе с солистами стремились в параллель к этому, а порой – и в некий «перпендикуляр» создать не прекращающееся ни на момент действие, в котором раскрывается не только внешняя жизнь героев, но и изменения их характеров, рост их души при столкновении с испытаниями.

В моих постановочных правилах – стремление совершенствовать спектакль в каждом новом исполнении, дополняя его свежими деталями и красками.
И к нашей общей радости, сильный по творческому потенциалу состав исполнителей, пройдя весь этот интересный путь совершенствования, создал убедительный, трепетный и живой ансамбль Красивое и выразительное пение было тесно сплетено с непрерывным сценическим действием, нюансы которого мы искали и удачно находили на наших совместных репетициях с маэстро Уринбаевым и его замечательным оркестром.
В звучании оркестра порадовала редкостная цельность воплощения партитуры, чистота строя, четкая синхронность. И, разумеется, тонкая динамика и выразительность исполнения, что в сплетении с пением и сценическим мастерством артистов помогло воплотить убедительное и целостное действо, горячо принятое многочисленными зрителями.
Порадовал и хор театра, и группа миманса, и детская студия «Солнышко» – они вписались в непростой репетиционный процесс и способствовали его доброму результату.

Я очень ценю значение этого интересного творческого эксперимента. И буду рад заново пройти подобный путь совершенствования других своих постановок в исполнении наших талантливых артистов с замечательным коллективом Государственного симфонического оркестра и его руководителем– маэстро Камолиддином Уринбаевым


Впервые зрители видели в оркестровой яме театра имени Навои столь полный состав оркестра. Наконец при исполнении музыки в зале зазвучала и арфа, а не имитация её звука синтезатором, как это было в последние годы. Строго и нарядно одетые, подтянутые, одухотворённые артисты оркестра ещё до открытия занавеса настроили зрителей на высокий лад.
Должна отметить, что коллектив ГСО отличает не только искусное и выразительное исполнение симфонических произведений, но и редкое чувство ансамбля, умение артистично представить и музыку, и сам оркестр.

После исполнения оперы мы связались с народным артистом Узбекистана Камолиддином Уринбаевым и попросили прокомментировать участие в оперном спектакле.

Маэстро Камолиддин УРИНБАЕВ:

– Выложились мы по-максимуму. Если для оперной труппы был очередной показ, то для нас – премьера. Наш оркестр никогда не играл эту оперу. Какие-то арии, конечно, мы исполняли в концертных программах с солистами: арии Рудольфо, Мими, Мюзетты. Но оперу целиком играли впервые, и для нас, естественно, это было премьерой.

В репертуаре нашего оркестра в основном симфонии. Есть дирижёры симфонисты, есть оперные и балетные дирижёры. В симфонии дирижёр предоставлен сам себе, и его инструмент – это оркестр. А в опере инструмент – голос, и потом уже оркестр, хор и так далее.
Исполнение оперной и балетной музыки имеет, конечно, свои особенности. Это совершенно разное искусство. Об этом говорят все дирижёры, в том числе и мои педагоги: например, мой педагог по оперному классу, народный артист России Валерий Кузьмич Полянский. И профессор был совершенно прав.
Я убеждаюсь в этом с каждым разом.
Опера – синтетический жанр, но в ней первичен голос, он доминирует, и оркестр выполняет аккомпанирующую функцию. Есть соблазн, особенно в такой романтической опере как «Богема», увлечься красотой музыки Пуччини – она безумно красивая.

«Богема», на мой субъективный взгляд, – из лучших опер. Не случайно я решил вектор оперного дирижирования начать с этой большой оперы. Технически она очень сложная: и по музыкальному материалу, и, главное, по форме. Едва ли не каждый такт меняется характер, музыка контрастная, и опера разнохарактерная.

К постановке мы готовились очень ответственно: репетиции шли в театре, но вокальные партии тщательно отрабатывались и в консерватории.

После спектакля ко мне подошла опытный концертмейстер и отметила, что не каждый дирижёр улавливает тонкости музыки Пуччини, так как это очень сложная по формообразованию опера. И нужно соблюсти хороший баланс с исполнителями на сцене. Было приятно услышать такую высокую профессиональную оценку.

Я бесконечно рад нашему сотрудничеству с Большим театром Узбекистана. Надеюсь, в коллаборации будем и впредь осуществлять совместные проекты. Мы открыты к ним.
Директор ГАБТ, народный артист Узбекистана Рамиз Усманов попросил повторить совместное исполнение оперы «Богема». Мы дали согласие и в начале июня состоится второй показ этой постановки с участием Государственного симфонического оркестра Узбекистана.

С предложением о новом совместном проекте выступил и оперный режиссёр, заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним. В ближайшее время мы встретимся, чтобы обсудить его предложение.

Словом, совместных творческих планов громадьё – очень много. Лично у меня есть планы вывести эту постановку ГАБТ на международную сцену. Если удастся, мы хотим предложить «Богему» в совместном исполнении на ежегодном международном Бангкокском фестивале музыки и танца. Это очень известный и престижный фестиваль, который пройдет в этом году в 27-й раз. И я хотел бы показать эту оперу именно там, где представляют свои спектакли лучшие театры мира. Надеюсь, нам удастся принять участие в фестивале в Бангкоке.

Первый опыт сотворчества оказался удачным. Пожелаем успеха совместным проектам Большого театра имени Навои и Государственного симфонического оркестра Узбекистана.

Тамара Санаева.
Фото Юрия Полянского

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

На какую поддержку от государства смогут рассчитывать женщины-предпринимательницы

Президент Узбекистана 14 марта 2025 года подписал постановление № ПП-103 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы поддержки семьи и...

Больше похожих статей