На состоявшемся сегодня, 5 марта, расширенном заседании Национального совета по противодействию коррупции, посвященном результативности его работы, президент открыто выразил недовольство Агентством по борьбе с коррупцией, подчеркнув его низкую эффективность и формальный подход к исполнению обязанностей.
Серьёзной критике подверглась практика, при которой сотрудники агентства вместо глубокого анализа проблемных сфер и выработки конкретных решений ограничиваются простым подсчётом количества возбужденных уголовных дел.
Глава государства отметил, что вместо посещения министерств и регионов, где коррупционные риски наиболее высоки, агентство ведёт деятельность, не приносящую ощутимых результатов.
В частности, было подчёркнуто, что руководство агентства не проводило проверок в районных отделах здравоохранения, службах занятости и банковских учреждениях – именно там, где чаще всего выявляются коррупционные схемы. Отсутствие инициативного изучения ситуации и предложений по модернизации системы борьбы с коррупцией стало одной из главных претензий к ведомству. Более того, руководители этих структур получили замечания за их неспешные усилия в создании прозрачных и защищённых от коррупции процессов.
Президент напомнил, что благодаря ужесточённому контролю за реализацией инвестиционных программ за последний год удалось сэкономить 3 триллиона сумов. Существенные средства были сохранены и в сфере здравоохранения: запуск в 2024 году «Ситуационного центра» предотвратил неоправданные расходы на сумму 1,2 триллиона сумов.
«Почему подобные меры принимаются только после президентского указания?» – задал риторический вопрос глава государства, выразив недоумение по поводу отсутствия системного подхода к борьбе с коррупцией.
Кроме того, было отмечено, что парламентские бюджетные комитеты также не проявляют должной инициативы. Они не анализируют коррупционные риски в министерствах, которые получают наибольшее финансирование из бюджета, и не предлагают изменений, способных устранить коррупционные факторы. Такая пассивность вызывает серьёзные вопросы о качестве их работы и необходимости реформирования подходов к финансовому контролю.