В Государственном академическом Большом театре Узбекистана 22 февраля состоялся очередной показ оперы Жоржа Бизе «Искатели жемчуга» с участием ведущих солистов отечественной сцены.
«Искатели жемчуга….» Что увлекло в XIX веке француза Бизе в восточной экзотике? Жреческие устои племени на Цейлоне, жившего добычей жемчуга? Любовь и человеческие характеры? Всё, что волновало его воображение.

Помню премьеру 2010 года в театре Навои – второй в истории ГАБТа постановки этой оперы. Первая постановка «Искателей жемчуга» 1956 года сошла со сцены. Новая версия – на языке оригинала, явилась громким событием. «Французский давался сложно, – поделился тогда исполнитель партии Надира Немат Синха-Биби». Но вокал солистов звучал прекрасно – опера в Ташкенте славится сильными голосами.
Думаю, если бы композитор не создал позднее «Кармен», то вошёл бы в историю оперной музыки благодаря «Искателям жемчуга». Правда, либретто по стилю напоминает нынешние боливудские мелодрамы (кино во времена Бизе никому и не снилось!), а публика в любом веке с восторгом принимает мелодраму. Наш век – не исключение.
Поклонники оперы ценят это произведение прежде всего за музыку – прекрасные арии и хор. Ташкентская публика, как и во времена первой постановки оперы в Париже (1863), бурно аплодировала в этот вечер трогающим сердце лирикой и патетикой дуэтам Надира – молодого охотника, и Зурги – его друга, вождя племени ( Рамиз Усманов, тенор и Рахим Мирзакамалов, баритон); Надира и Лейлы (Латифе Абиева – блистательное сопрано), главного жреца в исполнении баса – и баса великолепного! – Джабраила Идрисова.
Звучала музыка, летели в зал голоса, шла борьба героев во имя любви – и невольно пришли на память слова из «Песни Песней»: «Любовь сильна, как смерть, а страсть крепка, как могила, искра любви становится пламенем и разгорается в большой огонь. Наводнение не потушит любви, реки её не утопят. Никто не обвинит того, кто за любовь отдаёт все богатства».
Задушевно прозвучал в исполнении народного артиста Узбекистана Рамиза Усманова романс Надира – истинная жемчужина оперной классики.
Помню радость приобретения диска «Леонид Собинов» – на нём была запись романса Надира. Пластинка была самой «заезженной» в моей домашней фонотеке. «Искателей жемчуга» слушаю именно ради романса Надира.
Загадка, как Рамиз Усманов сохраняет артистическую форму, когда же он репетирует? Ведь обязанности генерального директора театра очень хлопотны и трудоемки, связаны с массой неотложных дел. Но его голос не теряет звучания. Рамиз Усманов выходит на сцену вместе с артистами и на равных с другими солистами поёт в главных теноровых партиях. Видимо, сцена прибавляет сил и энергии. Артист, певец, наделённый талантом, не может жить без творчества и публики, без вдохновения и выхода на сцену.
Восхитил драматичным и сильным характером Зурга, образ которого великолепно воплотил Рахим Мирзакамалов. Звучание его сильного голоса подчеркивало незаурядность героя, который, рискуя жизнью, спас от казни Надира и Лейлу. И принял смерть.
Браво постановщикам, солистам и артистам хора! Несколько смутили балетные сцены, мне они показались недоработанными. Или это задумка хореографа — показать , что в народе не танцуют синхронно, как принято в балете.
Красочную постановку заслуженного работника культуры Узбекистана Хайдарали Касимова в год премьеры, помнится, мы дружески обсуждали с оперным режиссером Ф.С. Сафаровым, и он с сожалением отметил статичность в массовых сценах. Жаль, конечно, но это так. Зато хор звучит прекрасно!
Музыкальный руководитель и дирижер оперного спектакля – заслуженный деятель культуры Узбекистана Фазлиддин Якубжанов передал вместе с артистами всю красоту и выразительность музыки французского композитора.
Особо отмечу грандиозные декорации художника-постановщика: заслуженного работника культуры Узбекистана Зубайдулло Батырова. Светлая память талантливому художнику театра, унесённого пандемией.
Публика приняла оперу с благодарностью: бурные аплодисменты, цветы, крики браво – всё говорило об успехе очередного показа. Каждое исполнение спектакля –это рождение произведения заново: общими усилиями постановочной группы, оркестра, солистов, хора, рабочих сцены. Это праздник не только для ценителей оперного искусства, но и для артистов. Постановке исполнилось 15 лет, но она продолжает волновать и восхищать зрителей.
Ходите в театр, друзья. Только о билетах позаботьтесь заранее. Зал театра Навои обычно полон. Высокое искусство привлекает всё более широкий круг публики.
Тамара Санаева.
Фото автора