Индекс потребительской уверенности узбекистанцев в декабре показал незначительное месячное снижение, достигнув 129,2 пункта. Оно произошло по трем субиндексам из пяти, которые определяют индекс. Наибольшее снижение показал субиндекс благоприятности текущих условий для крупных покупок, в то же время значительно улучшились прогнозы по экономической ситуации. Завершившийся 2024 год для Узбекистана оказался негативным: CCI снизился на 6,1 пункта, причем заметное падение произошло почти по всем субиндексам.
За декабрь субиндекс благоприятности текущих условий для крупных покупок упал с 84,2 до 79,5 пункта. Это оказалось худшим результатом за все время исследования. За год показатель снизился на 7,2 пункта. Почти 36,9% опрошенных узбекистанцев считают, что условия для крупных расходов являются благоприятными, что на 2,4 п. п. меньше, чем в ноябре, и на 4,2 п. п. меньше, чем год назад.
В региональном разрезе наибольшее улучшение показателя произошло в Ташкенте. Там доля респондентов, выбравших позитивные варианты ответов, подскочила с 52,5 до 61,8%. Однако это не стало лучшим результатом декабря, так как он был зафиксирован в Наманганской области, которая с показателем в 70,1% перехватила лидерство у Ферганы. Снижение в сравнении с ноябрем отмечается лишь в четырех регионах, а хуже всех ответили жители Ташкентской области. Там лишь 58% ожидают улучшения экономической ситуации в течение следующих 12 месяцев.
Нейтральный декабрь предваряет субиндекс прогноза экономической ситуации, который компенсировал ухудшение условий для крупных покупок. Он вырос на 3,2 пункта, достигнув 157,2 пункта, что является лучшим показателем с марта (когда он достиг отметки в 159,2 пункта). Также за 2024 год этот субиндекс показал наименьшее ухудшение среди всех остальных – лишь на 1,8 пункта, тогда как другие упали на 5–9 пунктов. Примерно 65,6% жителей Узбекистана ждут улучшения экономической ситуации, тогда как в ноябре таких было 63,6%. Однако год назад этот показатель был выше, составив 68,9%.
Инфляционные оценки и ожидания жителей Узбекистана в декабре показали заметное снижение после ноябрьского роста. Так, за прошедший год значительное увеличение цен в декабре ощутили 46,7% жителей против 50,7% – в ноябре. Правда, в горизонте прошедшего месяца доля незначительно выросла – с 30,8 до 31,1%.
В декабре девальвационные ожидания жителей Узбекистана снизились в сравнении с ноябрем и оказались самыми низкими за последние 4 месяца. Узбекский сум продолжает слабеть в декабре. Это происходит пятый месяц подряд, к тому же темп роста курса доллара достиг 0,5%. Доля тех, кто ждет ослабления национальной валюты по отношению к доллару в течение следующих 12 месяцев, упала с 60,5% в ноябре до 58,6% – в декабре. В горизонте одного месяца доля пессимистов резко снизилась с 43,5 до 39,6%. Эти показатели хоть и не самые низкие в 2024 году, но все равно заметно ниже уровней декабря 2023 года.
Последний месяц 2024 года оказался умеренно позитивным для стран Центральной Азии по части инфляции и ожиданий ослабления национальных валют. В Узбекистане месячная динамика была нейтральной после слабого ноября. В целом в 2024 году потребительская уверенность в этой стране значительно снизилась, уступив вторую позицию условного рейтинга Кыргызстану. Узбекистанцы показали повсеместное уменьшение оптимизма по всем пяти вопросам. Менее всего жители страны уверены в улучшении личного материального положения в ближайшие 12 месяцев. Да и в целом за год уменьшилась доля респондентов, позитивно оценивающих фактическое улучшение как личного материального положения, так и экономической ситуации.
Динамика инфляционных оценок и ожиданий в декабре носила позитивный оттенок по всему региону после пессимистичных ноября, сентября и августа. Отметим, что инфляционные настроения как минимум остались на прежнем уровне или слегка улучшились в регионе. В Узбекистане инфляционные настроения респондентов значительно улучшились, особенно в вопросах ожиданий. Ноябрьский всплеск был единовременным, и доли ожидающих сильного роста цен вернулись на прежние уровни. Инфляционные оценки в Узбекистане также улучшились, но в меньшей степени.
Девальвационные ожидания в странах Центральной Азии в целом показали снижение, кроме Казахстана, в котором рост указанных ожиданий продолжается третий месяц подряд на фоне новых исторических рекордов курса доллара к тенге. В Узбекистане после нейтрального ноября девальвационные ожидания снизились впервые с августа после небольшого ослабления сума в декабре. В целом 2024 год оказался позитивным в этом вопросе, так как доли пессимистов в стране упали примерно на 8 п. п.
Восемнадцатая волна исследования потребительской уверенности населения четырех стран Центральной Азии в целом показала относительно позитивные результаты в разрезе государств и основных вопросов. В двух странах фиксируется нейтральная динамика потребительской уверенности, тогда как в двух других происходят и рост, и падение. Минувший 2024 год завершился для региона не слишком хорошо, так как две страны показали снижение потребительской уверенности.
Если падение результатов Таджикистана было не самым резким, то в Узбекистане снижение уверенности жителей куда более заметно. На фоне резкого улучшения настроений кыргызстанцев это привело к потере Узбекистаном второй строчки в рейтинге стран. Казахстан же, занимая последнее место, в целом продолжает показывать нейтральную годовую динамику.
Отметим, что в целом все четыре страны завершили год в позитивной зоне, и в общем позитивные ответы жителей значительно превалируют над негативными, кроме Казахстана, где эта разница несущественна. Что же касается инфляционных настроений, то они заметно ухудшились в конце лета по всему региону. В особенности инфляционные ожидания довольно заметно выросли в сравнении с 2023 годом. Девальвационные ожидания в 2024 году показали в среднем нейтральную динамику. Если в Казахстане и Таджикистане наблюдался рост, то в двух других странах жители оказались более оптимистичными, чем в конце 2023 года.
Данияр Оразбаев, аналитик Freedom Finance Global:
«Последний месяц 2024 года оказался умеренно позитивным для стран Центральной Азии по части инфляции и ожиданий ослабления национальных валют. В Казахстане зафиксировано восстановление индекса потребительской уверенности после ноябрьского снижения. В итоге 2024 год для Казахстана завершился нейтрально. Потребители показали чуть большую уверенность в благоприятности условий для крупных покупок, чем годом ранее. С другой стороны, слегка ухудшились прогнозы на 12 месяцев вперед. В Узбекистане месячная динамика была нейтральной после слабого ноября. В целом в 2024 году потребительская уверенность в Узбекистане значительно снизилась, уступив вторую позицию условного рейтинга Кыргызстану. Узбекистанцы показали повсеместное уменьшение оптимизма по всем пяти вопросам. Слабее всего жители страны уверены в улучшении личного материального положения в ближайшие 12 месяцев. Да и в целом за год уменьшилась доля респондентов, позитивно оценивающих фактическое улучшение как личного материального положения, так и экономической ситуации.
В Кыргызстане в декабре CCI также показал нейтральную динамику после неплохого роста в ноябре. В итоге прошедший год для Кыргызстана оказался позитивным, так как заметно больше жителей показывают более высокую потребительскую уверенность, чем в 2023 году. Значительно превышает прошлогодний показатель и количество людей, заметивших улучшение экономической ситуации, а также условий для крупных покупок. Да и в целом больше кыргызстанцев имеют позитивные прогнозы как по личному материальному положению, так и по экономике. В итоге Кыргызстан заканчивает год на второй строчке в Центральной Азии. У регионального лидера по CCI – Таджикистана – в декабре произошло резкое месячное снижение потребительской уверенности. Да и в целом за 2024 год произошло довольно заметное падение индекса. Тем не менее отрыв Таджикистана все еще значителен, несмотря на его сокращение в декабре. Отметим, что тогда, как и в целом за прошедший год, намного меньше жителей страны считали условия для крупных покупок благоприятными. Причем годовая динамика сразу трех показателей была положительной, но сильное и резкое снижение оптимизма по вышеупомянутому вопросу потянуло общую потребительскую уверенность вниз».
В Казахстане и Узбекистане аналитики ежемесячно собирают по 3 600 анкет, в Кыргызстане – 1 600, в Таджикистане – 1 200, соразмерно объему населения в исследуемых странах. Исследования базируются на методологии, используемой для получения индексов потребительской уверенности во многих странах мира и адаптированной под локальные задачи компанией United Research Technologies Group. Метод сбора данных – телефонный опрос. Анкета опроса адаптирована: исследование проводится на родном языке респондентов.