Продолжаем публикацию очерка, посвященного юбилею великого индийского кинодеятеля и Дням индийского кино в Ташкенте.
Радж, Наргис и слава
Увидев Наргис, Радж сказал себе, что эта актриса будет героиней всех его фильмов. Он сумел уговорить Наргис сняться в своём первом фильме. Талант и обаяние режиссёра покорили её, и актриса сыграла вместе с Капуром в 16-ти его кинокартинах.
Отношения актрисы и режиссёра для всех были и остались неразгаданной тайной. Только ли творчество объединяло их? Любили ли они друг друга? Радж Капур отвечал на занимавший многих вопрос так: «Кришна дала жизнь моим детям. Наргис – фильмам».
Афиша фильма «Сезон дождей», 1949 год
Не страшась рисков, Радж Капур основал в 1948 году собственную студию R.K. Films (Р. К. Филмз). И тут же начал снимать свой следующий фильм – «Сезон дождей». Он был в то время едва ли не самым молодым режиссером в мире и уже заслужил признание в Индии.
Одним из главных секретов успеха в кино стало умение Раджа подбирать людей. Вскоре у него сложилась крепкая съёмочная группа, которую окрестили «команда Капура».
Фирменной маркой фильмов компании «Р. К. Филмз» была музыка, без которой в Индии не мыслят жизни – она звучит в этой стране повсюду. Капур, сам музыкально одаренный артист, был требователен к звуковой составляющей своих фильмов. Музыку к его фильму «Сезон дождей» сочинили композиторы Шанкар и Джайкишан, и этот саундтрек из лучших в индийском кино.
Кадр с Раджем и Наргис из «Сезона дождей» стал основой эмблемы компании «Р. К. Филмз», на которой изображён художник со скрипкой, обнимающий Музу.
Логотип R.K.Films основан на сцене из фильма «Барсаат», как это видно на постере к фильму. Позже логотип был упрощен. Звезда Болливуда Манодж Кумар говорил, что логотип был разработан Бэлом Теккереем.
Капуру исполнилось 26 лет. Президент компании, он одновременно выполнял работу режиссера, сценариста и даже завхоза. Поднимался на рассвете и, едва перекусив, спешил на студию. Если для фильма не хватало денег, мог даже продать мебель из своего дома и продолжить съёмки!
Следующей режиссёрской работой стал «Огонь», где Радж и Наргис вновь выступили главными героями. Артисты, казалось, были созданы друг для друга. Экранная любовь киногероев выходила за рамки кадра, и пылкие чувства, словно ток, передавались зрителям. Фильму аплодировали не только в Индии, но и по всему миру. Современные артисты, они оставались детьми своего народа, не утрачивая индийскую душу.
Актёр, режиссёр, продюсер
В 50-е годы у Капура уже было всё, о чём мог мечтать молодой кинематографист: слава, признание, любовь зрителей. Радж умел быть искренним и естественным, подвижным и пластичным перед камерой, был мастером гротеска и клоунады и одними глазами или улыбкой передавал тончайшие эмоции своих геров.
Эти таланты высоко ценили режиссёры и ещё больше – зрители. Успешными были картины «Бодрствуйте! (1956), «И снова будет утро» (1958), «Простофиля» (1959), «Третья клятва» (1966) с участием Капура.
Несмотря на актёрский талант и успех, Радж не забывал о режиссёрском призвании. Снимаясь, он зарабатывал средства для создания собственных фильмов. И лучшие роли сыграл именно в них – в знаменитых и популярных во многих странах фильмах Раджа Капура-режиссёра.
Особое место в его творчестве и в сердцах публики занимают кинокартины «Бродяга» (1951) и «Господин 420» (1955), в которых был создан классический образ человека из городских социальных низов.
Обаятельный бродяга (आवारा — аваара) Радж проходит в этих фильмах через невзгоды и испытания. Но его «золотое сердце» не утрачивает человечности. И в любых обстоятельствах он не теряет веры в лучшее.
Образ бродяги Раджу был навеян, конечно же, Чарли Чаплином – любимым актёром и режиссёром Капура. Бродяга стал своего рода его актёрской маской. И после всех иных ролей он вновь вернётся к этому образу в исповедальном фильме «Моё имя — Клоун».
Удивительно, как Капур умел соединять в своих фильмах, казалось бы, несоединимое: романтику и реализм, лирику и фольклор, мифологию и социальную критику, пафос и юмор. Их с упоением смотрели не только в Индии и странах Южной Азии, но и в Иране, Турции, арабских странах, КНР, странах Восточной Европы и Юго-Восточной Азии.
Радж Капур стал своеобразным послом народной дипломатии независимой Индии. Забавно, что во время визита первого премьер-министра Индии Джавахарлала Неру в СССР, Никита Хрущёв спросил у него:
— А вы знаете Раджа Капура?
Неру ответил:
— Я вижу, по популярности Радж Капур превосходит меня.
Говоря о картинах Раджа Капура нельзя не упомянуть песни из его фильмов. В них раскрывается утонченность и полнота чувств, все нюансы любви героев. Песни Раджа и Наргис из «Сезона дождей», «Бродяги», «Дыхания любви», «Тайком от всех» и других фильмов были на слуху у всех.
В 1957 году Наргис, после 10 лет преданного сотрудничества с Раджем Капуром, снялась в фильме Мехбуба Кхана «Мать Индия». И на эпогее славы, выйдя замуж, навсегда ушла из кино.
Капур, расставшись с Наргис, несколько лет не снимал новых картин. Играл в фильмах разных жанров и у разных режиссёров.
В картине «И снова будет утро» по «Преступлению и наказанию» Достоевского он исполнил роль образованного и интеллигентного героя, которого преследует полиция и мучает совесть. Радж Капур прекрасно справился с этой сложной психологической ролью. Не обошлось в фильме и без песен. Они были глубокими по содержанию, ведь автором текстов был выдающийся индийский поэт Сахир Лудхианви.
Кассовый успех и награды принес фильм «Простофиля», в котором Капур сыграл простака, – конечно же, с пустыми карманами и золотым сердцем! – полюбившего богатую девушку, не ведая о её состоятельности.
Следующим интересным этапом в летописи киностудии «Р. К. Филмз» и, следовательно, в творчестве Раджа Капура, стал фильм 1960 года «Страна, в которой течёт Ганг» на патриотическую тему. И хотя Радж Капур в этой картине был обозначен продюсером и исполнителем главной роли, а режиссёром в титрах указан оператор Радху Кармакар, в этом фильме, как и в некоторых других продюсируемых им лентах студии «Р. К. Филмз», режиссерский стиль Капура несомненен.
В 1964 году Капуру исполнилось 40 лет. Он зрелый мастер. Новый фильм режиссёра «Сангам» стал его первой цветной кинолентой. Капур тщательно продумал цветовое решение картины, которую снял в жанре семейной мелодрамы, отойдя от традиционных для него социальных проблем. Герои «Сангам» страдают от любви и страсти, мучимы ревностью, но связаны дружбой. История трогала жизненностью. Фильм не сходил с экранов во многих странах и побил все кассовые рекорды.
Тамара Санаева
Фото из сети.
Продолжение следует.