back to top
3.5 C
Узбекистан
Понедельник, 20 января, 2025

Самаркандец Нозим Толибов и его «Большой дебют» с «Туркистоном»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,200ПодписчикиПодписаться

Одним из самых ярких событий прошлой недели стало выступление в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана юного виртуоза, скрипача Нозима Толибова – триумфатора недавних международных музыкальных форумов: конкурса «World Music Collection» (2023) и фестиваля-конкурса «Open Asia» (2024). Запомните это имя! Юный виртуоз играл в сопровождении Государственного камерного оркестра «Туркистон» (художественный руководитель и главный дирижёр, заслуженный деятель искусств Узбекистана, профессор Эльдар Азимов). В тот вечер за дирижёрским пультом была известный музыкант, художественный руководитель и дирижёр камерного оркестра «Юные дарования», обладательница медали «Шухрат» Муборак Лутфуллаева.

Программа концерта, названная «Большой дебют», включала произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Дж. Тартини, Н. Паганини, П. Сарасате, Ф. Шопена. Это было первое солидное выступление Нозима Толибова с оркестром, который одиннадцать лет учится игре на скрипке, расширяя свои музыкальные горизонты. Ну а лучшая учёба  как раз приходит в момент музицирования. И это даёт новые  импульсы талантливому музыканту.

Впрочем, давайте познакомимся с ним поближе. Юный скрипач, известный своими недавними победами на международных исполнительских конкурсах, родился 8 мая 2007 года в Самарканде в музыкальной семье. Музыка звучала в их доме всегда. С мамой, Лайло Умаровой, актрисой Самаркандского областного театра музыкальной драмы, которая вдобавок ещё и дутаристка, мальчик часто ходил в этот театр, ведь тогда на сцене блистала его любимая бабушка Анзират Умарова. Она была ведущей артисткой театральной труппы, прекрасно играла и пела. Её талант был отмечен медалью «Шухрат». Бабушка очень любила своего внука, который однажды порадовал её исполнением небольшой роли пирата-скрипача в «Бременских музыкантах», поставленных на сцене театра, в котором она служила. А дедушка Нозима – Холбой Умаров – прекрасный рубабист. Его игру  внук мог слушать часами. Помимо этого, Холбой Умарович был успешен и в педагогической деятельности, работая как в музыкальных школах, так и в общеобразовательных, а также в Самаркандской филармонии.

Поэтому неудивительно, что Нозим начал заниматься музыкой в возрасте шести лет, поступив на подготовительное отделение ДШМИ №4 в класс замечательного педагога Р. А. Ибрагимовой, а когда ему исполнилось семь, впервые попробовал свои силы в городском конкурсе «Камалак юлдузи», в котором принимали участие юные музыканты. Там он завоевал 1 место. Свой первый сольный концерт Нозим дал в 4-м классе. В его солидную программу вошли произведения, А. Вивальди, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта, И. Брамса и многих других. Он уже тогда полюбил сцену. Играл с удовольствием. Те, кто побывал на том выступлении юного скрипача, остались в восторге, как  и от конкурса имени Мухтара Ашрафи, проходившем в 2017 году, на котором десятилетний скрипач занял 3 место, играя сложную программу наравне со старшими по возрасту участниками. Жюри без всяких «скидок на возраст», отметило его не уступающий взрослому исполнительский профессионализм и невероятную энергетику юности.

Безусловно, успешный творческий путь Нозима невозможен был бы без участия его педагога Р. А. Ибрагимовой, которая  стимулировала развитие музыкальных способностей своего талантливого ученика с абсолютным слухом, поддерживая его интерес  к занятиям. На первых  уроках она скрупулезно работала с ним над постановкой и ведением смычка по открытым струнам, терпеливо контролируя Нозима.

Роберт Шуман сказал: «Настоящий мастер взращивает не учеников, а новых мастеров». Так вот из класса Розы Азизовны вышло  немало талантливых виртуозов. С её именем связан успех самаркандской школы скрипичного искусства не только в Узбекистане, но и далеко за его пределами. В своё время она была ведущей альтисткой оркестра Самаркандского театра оперы и балета, получив   прекрасную школу  у Станислава Вингерта, выпускника Ташкентской консерватории, и Анатолия Коптелова, выпускника Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных (ныне Российская академии музыки имени Гнесиных). Сродни своим педагогам Роза Азизовна в работе над техникой скрипача  воспитывает в своих учениках умение «петь» на скрипке даже в самых виртуозных пассажах. Техническая свобода при этом никогда не является для неё самоцелью, а становится лишь средством достижения художественной выразительности. Так что успех Нозима Толибова с таким педагогом был не случайным, а закономерным. И он с благодарностью вспоминает  годы учёбы в её классе: Роза Азизовна хорошо понимала его детскую душу и умела настроить её на музыкальный лад, ведя к вершинам скрипичного совершенства.

Однако по объективным причинам Нозим седьмой класс заканчивал в ДШМИ №3, где его педагогом был молодой Аскар Хожикурбонович Холов, а в Ташкенте он консультировался у Фазлиддин Махмудовича Жаббарова – преподавателя известной «Успенки», к которому регулярно приезжал из Самарканда. Школу мальчик окончил с отличными отметками, и легко поступил в Ташкенте в известный Республиканский техникум музыки и искусства в класс известного музыканта М. Б. Лутфуллаевой. Нозиму и здесь повезло. Муборак Бахруллаевна продолжает повышать его музыкальную культуру и развивать художественный вкус. Будучи руководителем камерного оркестра «Юные дарования», она стала приобщать своего ученика к игре в оркестре, прекрасно понимая, что у него будут формироваться положительные личностные качества необходимые для работы в коллективе, он будет учиться применять  свои силы, музыкальные способности. Кроме этого, игра в оркестре способствует развитию мелкой моторики, координации движений, чувства ритма, развивает слух и мелодическую память.

Отмечу и положительное отношение Муборак Бахруллаевны к участию её ученика в конкурсах, для которых она тщательно выбирает произведения. Помимо обязательных конкурсных сочинений, он играет те, в которых есть что-то особенное: ритм, мелодия  или оригинальная эмоциональная составляющая. Нозим учится у Муборак Лутфуллаевой второй год и за это время успел выиграть два международных конкурса, а также выступить с камерным оркестром «Туркистон».

Со стороны может показаться, что удача сопутствует во всем и всегда семнадцатилетнему виртуозу, но за этим стоит колоссальный труд, твёрдость духа и безграничная преданность музыке.

Удивительная вещь – специально ради концерта Нозима приехала группа из Самарканда, среди которой были его педагоги, родственники, друзья, коллеги его мамы и просто любители классической музыки. Естественно, им хотелось поддержать своего талантливого земляка. А потом они несколько часов добирались обратно до дома. Фантастика, не так ли?!! Где ещё увидишь нечто подобное? И это здорово, потому что среди них не было случайных слушателей, они все были творчески очень нацелены…

Нозим начал своё выступление с Адажио и Престо из Сонаты №1 для скрипки соло соль минор (соч. 1001) И. С. Баха, чьи скрипичные сонаты и партиты считаются библией. Практически все композиторы учились у этого немецкого гения эпохи барокко, ведь он был первым, кто показал, что музыка не просто развлечение, она соединяет нас с другим тонким миром. Исполнение Толибова произвело впечатление на слушателей, отметивших невероятно чистоту интонации и певучий звук скрипки в его руках.

Следующим номером концертной программы была первая часть Концерта №5 для скрипки с оркестром Ля мажор (соч.219) В. А. Моцарта. И здесь звук скрипки Нозима оставался чистым и полностью подчинялся его замыслам. А концепция этого опуса отличалась широтой и стройностью.

Далее было представлено замечательное и труднейшее в виртуозно-техническом и образном плане сочинение – знаменитая Соната соль минор «Дьявольские трели»  итальянского виртуоза и композитора Джузеппе Тартини (редакция Фрица Крейслера), которая была и будет мерилом виртуозности. Однако Нозим справился со всеми невероятно замысловатыми для исполнения пассажами, особенно в заключительной части Сонаты, где он легко выводил трели на одной струне, играя быстрые пассажи на другой. В итоге зал взорвался бурными аплодисментами.

В рамках концерта «Большой дебют» маэстро Лутфуллаева включила в программу не только выступление солиста в сопровождение «Туркистона», но и чисто оркестровый номер – известный Седьмой вальс до-диез минор, соч.64 №2 Фридерика Шопена (переложение для камерного оркестра А. Конаржевского). Оркестр не только дал возможность отдохнуть Нозиму Толибову, но и сбалансировал классический вечер по репертуару, придав ему некий чувственный «выдох», как раз перед исполнением одного из самых сложных и виртуозных произведений для скрипки – «Цыганскими напевами» Пабло Сарасате, которые солист исполнил блестяще. И вновь зал взорвался аплодисментами.

А затем последовал известный Ноктюрн Ми-бемоль мажор, соч.9 №2 Ф. Шопена, переложение которого для скрипки и камерного оркестра Нозим сделал сам. Его скрипка звучала предельно выразительно как естественно льющаяся песня, как живой человеческий голос.

Свою программу солист завершил двумя произведениями Никколо Паганини – итальянского скрипача-виртуоза и композитора, жизнь и слава которого сияли ярким солнечным блеском и которого весь мир признал королём всех музыкантов. Венцом  виртуозного мастерства скрипачей до сих пор считают его знаменитые 24 каприса для скрипки соло и некоторые вариации. В концерте прозвучали Интродукция и вариации на 4-й струне на тему оперы «Моисей в Египте» Джоаккино Россини (соч. 24) в редакции Эльдара Азимова и Каприс №24 (соч.1) Н. Паганини (переложение для скрипки с оркестром Э. Шакирова), требующие от  скрипача большого мастерства. Слушатели были восхищены не только ослепительной яркостью красок музыки композитора, но и эмоциональным накалом и виртуозностью солиста. Скрипка в его руках каждый раз оживала и заставляет трепетать их сердца и души.

На бис Нозим Толипов и камерный оркестр «Туркистон» под управлением Муборак Лутфуллаевой, выступивший его достойным партнёром, исполнили для слушателей известный салонный опус «Привет любви» Эдварда Элгара (переложение для скрипки с оркестром О. Иванова).

Зал рукоплескал юному виртуозу и не хотел его отпускать. И это понятно, потому что в игре Нозима слышна, прежде всего, его искренняя любовь к музыке, юношеская взволнованность, эмоциональность. У него, безусловно, большое будущее, если он будет продолжать трудиться с искренним интересом и усердием, не останавливаясь на достигнутом. Пожелаем Нозиму всегда ставить перед собой новые цели и воплощать их в жизнь!

Инесса Гульзарова, музыковед.

Фото Козима Ульмасова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Чем грозит переизбрание Дональда Трампа для ННО в ЦА и Узбекистане

Переизбрание президента Дональда Трампа открывает новую эру во внешней политике США, которая имеет значительные последствия для неправительственных организаций (НПО),...

Больше похожих статей