back to top
0.8 C
Узбекистан
Четверг, 5 декабря, 2024

Сказитель времени

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,090ПодписчикиПодписаться

Немного о векторах жизни

Бабур Исмаилов родился в 1973 году в семье известного оператора кино Абдурахима Исмаилов, благодаря чему он свободно бегал по территории «Узбекфильма», с детства проникся кино, творческим процессом. Рисовал он всегда. Его мама до сих пор  хранит в своем старом сундуке детские рисунки сына. Потом его работы попали в руки художника Шавката Абдусалямова.  Он получил  благословение и напутствие мастера.

Отец и сын

Бабур сначала получил образование в  республиканском художественном училище им. П. Бенькова, после его завершения поступил на отделение «Художник театра и кино» в Ташкентском Государственном институте искусств им. Уйгура. Будучи совсем юным студентом, его работы пользовались успехом. Несколько акварельных листов именно тогда были куплены  американскими художниками, прибывшими в Ташкент на симпозиум керамистов. Сразу после окончания вуза в 1998 году он отметился первой персональной выставкой в Ташкентском Доме кино, где я с ним и познакомилась. Творчество  молодого художника уже тогда восхищала меня своей неожиданной силой, свежим дыханием, полифонией красок и жанров.

Яркая, сочная палитра художника с множеством действующих персонажей (но «одинаковых с лица») не только притягивала к себе этой красочностью, но и невольно шел поиск смысла в каждом полотне. На них находили отражение бытовые сюжеты, прочитывались суфийские  корни, смыслы.

Аэростат
Когда спеет хурма
Дувал
Люди-птицы

Работа в ГАБТе им.  А. Навои у Исмаилова началась еще во время его учебы в институте: тогда он осуществил огромный проект – балет «Проделки Насреддина». Первая работа в кино — участие в фильме З. Мусакова «Яратганга шукур» («Благо создателю»). Затем сотрудничество с Юсуфом Разыковым в фильме «Дилхуродж». Его мультсериал «Алпомыш» в начале века получил приз Бухарского национального кинофестиваля, чему я сама была свидетельницей. Затем была работа над мультфильмом «Куш» по произведениям поэта Узбекистана Александра Файнберга.  В его практике было и восьмилетнее преподавание, которое было завершено, когда, по его мнению,  он передал все знания студентам.

Исмаилов был художником-постановщиком спектакля «Радение с гранатом», одной из лучших работ театра «Ильхом» (2009 г.). А после недавнего пожара (в декабре 2022 года) оказал помощь этому театру, создал его новый дизайн.

Танец бачча в спектакле «Радение с гранатом»

Цитата из моей рецензии на спектакль «Радение с гранатом» :

«Как сказал перед премьерой режиссер Марк Вайль, этот проект – самый сложный по технологии. И, несмотря на то, что для художника Бабура Исмаилова эта работа в «Ильхоме» была дебютной, она оказалась вполне успешной. Было найдено концептуальное решение сценографии спектакля — получить пустое пространство, в котором возникает красота. Как же это реализовывалось на деле?

При входе в зал человек недоумевает от возвышающей в центре сцены необычной конструкции. Это большие, с пола до потолка, три полотна, которые могут, как гармошка, раскладываться почти на всю ширину сцены или вертикально складываться, стягиваясь сбоку ремешком. В зависимости от того, с какой стороны идет освещения на эту ширму, спереди назад или наоборот, она (стена) получается глухой или прозрачной. На ней компьютерным лучом проецируются работы Усто, других русских художников, чья жизнь, так или иначе, была связана с Востоком, – Верещагина, Петрова-Водкина, Волкова, а также проступают бутафорские узоры, различные сюжеты, играющие роль декораций, обрамления для картин с участием артистов.

Изображение на раздвижной стене играет немаловажную роль в спектакле. Оно представлено статически на полотнах живописца. Оно же может трансформироваться в движение, обретает новые линии, положения. В частности, это  происходит при полете перепелки, или когда гранат окрашивается в алый цвет, а позже истекает кровавым соком. Увеличенная репродукция Усто Мумина «Чайханщик» видоизменяется: глаза этого персонажа медленно закрываются, а цветок над ухом вянет, сжимается, закрывается. Такое отображение на холсте получает смерть героя – чайханщика Тахира. Это еще одна грань в работе Бабура Исмаилова – в мультипликации.

Хотелось бы рассказать об одном революционном приеме, который поразил всех сидящих в зале. На всю площадь ширмы проецируются ворота. Его калитка синхронно открывается в виртуальном и реальном пространстве. Это достигается благодаря компьютерной графике и появляющемуся проходу при раздвижке нижнего сектора ширмы. Люди, пройдя сквозь резные ворота, как бы проделывают единственный путь в другой неведомый мир. Так реализовалась еще одна оригинальная идея режиссера. От таких находок человек наполняется предвкушением нового восторга и удивления».  

Исмаилов пришел в живопись из театра в начале 2000-х  годов. По признанию Бабура, у него нет особой привязки в театру, кино, мультипликации, как того требует его диплом. Он  предпочитает быть свободным, плавно мигрируя из одной территории искусства в другую — живопись, дизайн, графику и даже видеоарт.

Древо желаний                                               
Шелковый путь

Книжная иллюстрация — еще один конек этого художника. Удивительно ярко он сумел воплотить фабулу знаменитой повести «Озорник» узбекского поэта, прозаика  Гафура Гуляма.  И опять буйство красок, тончайшее наблюдение за литературными героями, их нравами, соблюдение традиционных обычаев и при этом фееричная трансформация окружающего мира, бытовых предметов в единую картину классического произведения.

Потом у него случилось достаточно долгое путешествие в Париж, с 2000 до 2016 год.  Плотная работа с французскими и другими галереями, а ещё выставки,  различные предложения подняли его творчество на новый уровень.

Ожидание
Ноев ковчег

Являясь участником международных выставок современного искусства, Б. Исмаилов создал несколько видеопроектов. Среди них видео «Лицо» (2010), отобранное для престижного фестиваля видеоарта «Rеncontres internationals» —  (Париж-Берлин-Мадрид), спецпроект  IV Московской биеннале, а также для Международной биеннале «Alluminum» в Баку. Работы художника выставлялись в России, Франции, Германии, Индии и других странах.

Три года его жизни, начиная с 2019 г., были отведены созданию уникального проекта «Вечный город», такого ранее не видел житель не только  Узбекистана, но и всего постсоветского пространства. Это был музей в Самаркаде, под открытом небом, созданный с нуля, где главным действующим лицом явились живые люди. При открытии музея присутствовало много зрителей. Атмосферу в  комплексе создавали актеры в сопровождении шумов, дыма, изображений в мультимедиа. Президент страны Ш. Мирзиёев одобрил созданный проект, уверив присутствующих, что музей работает на патриотизм, является мощным идеологическим инструментом – способствует возвращению к истокам наших земляков.

Бабур Исмаилов является членом творческого объединения художников при Академии художеств Узбекистана, награждён Золотой медалью Академии Художеств Узбекистана. С 1993 года входит в состав постоянных участников международных и республиканских выставок. Был участником международного творческого проекта Recоntres (Мадрид-Париж-Берлин).

Хочешь пить?

Его работы хранятся в Государственном Музее Искусств Узбекистана, в коллекциях Галереи изобразительного искусства США, Франции, в частных коллекциях — в музее Ван Гога, галерее Internatiоnal ART  Ltd (США).

О кредо

  1. «Я знал, что буду художником», — такими словами художник определил свою предначертанность еще в раннем возрасте. 
  2. В работе Бабура Исмаилова нет абстрактных сюжетных линий, экспрессионизма. Он не причисляет себя к какому-то направлению с окончанием        « -ИЗМ».
  3. Он уверен, что Узбекистан – один из колыбелей цивилизации. Надо не растерять этот исторический запал в том, что наша земля дала многое для развития цивилизации. Осознать, вернуть, продолжить дело наших предков.
  4. «Все должно проходить через сердце. Надо спокойно работать, не ставя себе какие-то сроки, ограничения, «спортивные достижения».
  5. «Каждая картина – это мои календари. В каждой работе должен быть какой-то посыл!!! Для меня каждый прожитый день – это мои картины, мои истории».
  6. Его картины всегда театральны. Его героями всегда является человек и всё то, что происходит вокруг.
  7. «Художники XXI века резко отвернулись от обслуживания каких-то идеологических конструкций — религиозных, политических. Художник развернулся к человеку».
  8. «Сегодняшний художник — это художник социальный, политический, который поднимает актуальные вопросы. Впрочем, если оглянуться назад, мы увидим, что большинство великих мастеров были отражением своего времени».
  9. «Смотрю на свои картины и понимаю, что то, что я делаю сейчас, имеет большой разрыв с тем, что я делал в юности и молодости. Для творческого человека важен эволюционный процесс», — размышляет зрелый мастер. 
  10. «В моём творчестве присутствуют гротескное смешение культур: Восток, немного средневековой Европы, немного современности. Это делает язык универсальным, даёт возможность быть понятным для всех. Понятность моих полотен — не самоцель, но у меня есть задача говорить о ценностях, которые волнуют нас всех сегодня».
Розы

Как смотреть картины мастера?

Я не буду слагать долгие велеречивые слова о моем герое. Он умен, талантлив и по-своему энциклопедичен. Сейчас редко встретишь такое явление в жизни. Его творчество носит прикладной характер, а не только представляет эстетическое  украшательство стен различных домов.

Мушка

О Бабуре Исмаилове можно много почитать в Интернете, через экран компьютера можно внимательно рассмотреть то, что невидимо обычному глазу на выставке, насладиться могуществом его кисти.Да, да. Я не вижу его мазок в его первозданности, но я ощущаю его героев, события, понимаю его мысли.

Отличное слово «создатель», которое подходит к образу Бабура Исмаилова. Он именно создает этот и параллельный миры, которые замешаны на буйной фантазии, и одновременно могут представлять очень локальные их отображения. Мне интересно наблюдать за его персонажами, выступающими в различных ипостасях, тональностях.

Хочу поговорить об этом чуть подробнее. Мой личный опыт, взгляд далек от понимания, разложения по полочкам, «выпекания» специальных художественных изысков, терминов, присущих специалистам.  

На площадке

Как я смотрю на картину в раме? Сначала я осматриваю, по возможности, всю площадь полотна, пытаясь охватить его содержимое, ощутить на физическом уровне, – какой посыл несет в себе это изделие художника? Затем устремляю взор на название картины, которое хоть как-то облегчает мне понять, о чем идет речь. Название картины – это тоже своя мудрость. Не просто прочитали, что подразумевает творец о созданном им детище. Но и что почувствовали мы, совмещая название и соответствующий образ на картине. 

В дороге

Полотна Бабура Исмаилова могут транслировать различные эмоции и мысли — умиротворение,  трепет, озарение, восторг или безразличие, непонимание, отторжение, ужас. Все зависит даже не от вкуса потребителя, а от степени его готовности понять и принять прекрасное. Неосознанно, но при  просмотре работ мастера идет дополнительный импульс  в мозг. В действие вступают пограничные состояния человека — интуиция, прозрение прошлого, предугадывание будущего. Интересно, что подобный посыл мы получаем и при просмотре полотен художников Возрождения.

Картины Бабура Исмаилова заполнены многоцветием, полифонией звуков, смыслов, динамическим потоком. Порой в них присутствует локальное одиночество, замирание, наблюдение со стороны. И хочется понять, но не то, что хотел сказать, отобразить художник. А что даёт, транслирует это полотно лично мне. Я жду. С распахнутой душой, расширенными глазами, пытаясь охватить весь этот чудной мир творца.

Смотрясь в зеркало

Порой мне хочется раздвинуть полотно, влезть в него, в этот удивительный мир людей, узнаваемых по типажу, выражению лиц. И тогда следует просто встать в тени, вслушаться, о чем рассуждают эти герои. Они говорят на особом языке. Шёпот, долгое молчание, созерцание переходит в сопение, вздох и вновь молчаливое созерцание героев.  Они живут своей жизнью, не пытаясь быть привлекательными, популярными в своем абгрейде. 

 «Гранатовое застолье» является одной из монохромных картин Бабура Исмаилова, решенных преимущественно в терракотовых тонах. За большим столом сидят, мудрят, спят люди-близнецы. Лица у всех худые, глаза раскосые, носы тонкие, будто крючки – половнички. Зрачки почти не видны, а порой они и отсутствуют. Лишь по прищуру глаз, морщинам можно судить о настроении персонажей. 

По желтой поверхности стола раскатились гранаты. Этот плод является символом плодородия, процветания, возрождения. Но ни один из них не съеден, не надкусан.  Гранаты украшают стол, но устрашают взор своим гнильем. Странное сообщество сделало свой выбор. Они не хотят есть рассыпанные по столу эти плоды.

Гранатовое застолье

Непримечательный персонаж, обернувшись на нас, зрителей, вопрошает долго и мучительно. Он ждет от меня ответа. У меня его нет. Он и дальше будет неустанно взирать в наше живое сообщество людей, ища для себя собеседника. Такой фантастически тихий, еле ощутимый диалог с героями картин для зрителя уникален.

Художник в каждом своем творении закладывает вопрос. Вопрос к нам. Но он не категоричен в утверждениях, он только вопрошает к нам. А мы можем ли дать ответ? Именно этот метод общения заставляет нас часами всматриваться в полотна создателя? И поэтому, без сомнения, Бабур Исмаилов уникален, единичен в человеческом восприятии…

Дама с Микки

И далее о сокровенном

Образкартины, вложенной в другую картину, подразумевает, в моем понимании, другую, потаенную жизнь, мысль человека у мольберта. Порой внутреннее изображение в рамке бывает четким, выступает по центру. Так она главенствует в данном ракурсе и отведенном промежутке времени. А порой внутренняя картина представлена фрагментарно, будто она уходит, утекает в бок, стремясь в следующий кадр.

Тайное вечерье

Работа «Тайное вечерье» из своего названия претендует на классическое прочтение – изображение двенадцати учеников и одного пастыря – Иисуса Христа.  Причем (по знаменитой фреске Леонардо да Винчи) четко идет рассадка персонажей вокруг Пророка – сидят по тройке с обеих его сторон.

У Бабура Исмаилова это нечто иное. Полотно, как бы, не закончено. Ведь за столом сидят 9 персонажей и пустой трон расположен по центру этой композиции.  На вечерней трапезе отсутствуют некоторые его сторонники и сам Иисус. Почему? Может он пошел по своим делам – проповедовать в последний раз?  А может еще не вернулся, оттягивая момент предательства своего ученика? 

И вдруг приходит ко мне осознание того, что Иисус — вне формата этой картины?  Еще глубже впиваясь в изображение, пытаюсь найти опровержение своим мыслям. Но, правда такова, что Пророка действительно в данном контексте нет и не должно быть.  И тогда приходит понимание, что данное изображение – это картинка в картине, которая держится на мольберте из неустойчивых линий, перекрестий. Эта внутреннее, узкое изображение упирается в бок картины. Таким методом создатель подталкивает зрителя найти свой ключ к пониманию этой художественной каверзы: «Тайное вечерье»  без главного персонажа. Мы должны сами решить, что с этим делать? И нужен ли он — Иисус  нам вообще? И если «да», то почему мы его не видим?

Смотрящий

Смотреть на огонь, воду можно долго, не уставая. В этом человек находит умиротворение, ответы на вопросы. Именно в такую медитацию автор работ пытается ввести нас, чтобы пробудился поиск истины, а заодно сложилось свое мировоззрение от увиденного у нас, обычных людей. Самое главное – во всем творчестве Бабура Исмаилова нет тревоги, ненависти, ужаса.

Он просто СКАЗИТЕЛЬ ВРЕМЕНИ. Правдивый и непредсказуемый.

Муяссар Максудова, журналист

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Кто виноват в том, что нервы педагогов стабильно неадекватны?

Только за последние полгода в Узбекистане произошло немалое количество скандалов в школах, в основном с участием педагогов и учеников....

Больше похожих статей