Кабинет Министров Узбекистана принял постановление № 778 от 21 ноября 2024 года. Оно внесло изменения в документ № 542 от 28 сентября 2022 года, регулирующий создание и ликвидацию юридических лиц, не являющихся субъектами предпринимательства.
Основное новшество, как сообщает правовой портал «Норма» — упрощенный порядок выведения товариществ собственников жилья (ТСЖ) из государственного реестра.
Основания для признания ТСЖ бездействующим
Согласно утвержденному положению, ТСЖ могут быть переведены в категорию бездействующих субъектов, если выполняются следующие условия:
- на банковские счета ТСЖ не поступали средства в рамках финансово-хозяйственной деятельности в течение 9 месяцев;
- в налоговые органы не была подана отчетность за тот же период.
Механизм перевода в категорию бездействующих субъектов
Если на протяжении 9 месяцев не поступают средства, банк в течение трех рабочих дней уведомляет налоговый орган. При этом проверяется наличие задолженности у товарищества. Если долгов нет, ТСЖ официально признается бездействующим.
Условия и порядок ликвидации
Через три года после перевода ТСЖ в категорию бездействующих субъектов Центр государственных услуг запускает процесс ликвидации. Это включает следующие шаги:
- Принятие решения о выведении из реестра: процедура занимает не более трех рабочих дней.
- Аннулирование свидетельства о государственной регистрации.
- Информирование заинтересованных организаций: уведомления направляются в коммерческие банки, Налоговый комитет и Агентство статистики.
Вступление документа в силу
Постановление опубликовано в Национальной базе данных законодательства и начало действовать с 23 ноября 2024 года. Оно направлено на оптимизацию процесса ликвидации неактивных ТСЖ, упрощение документооборота и сокращение нагрузки на государственные органы.
Тогда и ликвидацию бездействующих ООО УО(УК) и Биллинговой системы Мин.строя и жкх Узбекистана — упростить, стоит.
Непонятно… Порядок ликвидации ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ установлен ЗАКОНОМ — Гражданским кодексом. Как может исполнительный орган издавать ПОДЗАКОННЫЙ акт не соответствующий ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМУ? Запкон вообще не содержит такую категоризацию как «юридическое лица не являющиеся субъектами предпринимательства». Есть «коммерческие» и «некоммерческие» и среди них «государственные» и «частные». ТСЖ (ТЧСЖ) как не государственную некоммерческую организацию можно ликвидировать либо решением общего собрания его членов, либо судебным решением. Должен составляться ликвидационный баланс, решаться все вопросы с кредиторами и дебиторами, с передачей собственности ТСЖ (ТЧСЖ) его членам и други, особенно вопросы правопремства. Кстати, до тех пор пока ТСЖ(ТЧСЖ) не вывелено из госреестра, оно считается существующим и значит обязанности членов по обязательным взносам в него действуют. Это что же, с членов товарищества потребуют «оплаты задолженности» ему, хотя они уже платят «управляющей компании»(УК)? Или если член товарищества не заключал договор с УК и платил товариществу, то с него все равно взыскивать в УК будут за прошедший период?
Вопросов масса возникает и надо решать их по ЗАКОНУ, а не как дядям-чиновникам удобно (и выгодно?).