back to top
8 C
Узбекистан
Суббота, 14 декабря, 2024

Доклад о спасенных жизнях в Узбекистане: интервью с соавтором, доктором Делоном Хьюманом

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,110ПодписчикиПодписаться

Доктор Хьюман, прежде чем перейти к вопросам, непосредственно связанным с Узбекистаном, позвольте спросить вас как специалиста: могли бы вы кратко описать концепцию снижения вреда от табака (Tobacco Harm Reduction), ответив на следующие вопросы:

— Что это за концепция и как (и кем) она может быть реализована на практике?

Спасибо за вопрос. Во-первых, важен контекст. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) заявляет, что табачные изделия стали причиной 100 миллионов смертей только в XX веке. Каждый год в мире происходит 8 миллионов случаев смерти, связанных с табаком, причем 80% из них приходится на страны с низким и средним уровнем дохода. Если текущие тенденции сохранятся, в XXI веке еще миллиард человек, по прогнозам, умрет от заболеваний, связанных с употреблением табака.

Хотя полное прекращение курения остается идеальной целью, концепция снижения вреда от табака (THR) предлагает людям, которые курят, но не могут или не хотят бросить курить, альтернативный «пожарный выход». Переход на менее вредные бездымные никотиновые альтернативы и есть концепция «снижения вреда от табака». К таким продуктам с пониженным риском относятся никотиновые пэки, вейпы (или электронные сигареты) и изделия с нагреваемым табаком. Они все не производят табачный дым и дают возможность потреблять никотин без воздействия смол, которые образуются при сгорании традиционных сигарет.

— В чем, на ваш взгляд, заключается польза от внедрения этой концепции для государства и общества?

Если вкратце, данная стратегия способствует профилактике и контролю заболеваний, вызванных табакокурением, инвалидности, преждевременной смерти и снижению расходов на лечение этих заболеваний.

— Какие государства уже реализуют эту концепцию на практике?

Швеция является лидером в области THR, предоставляя доступные, приемлемые и безопасные никотиновые альтернативы без дыма, такие как снюс и никотиновые пэки. Примечательно, что в Швеции удалось достичь национального уровня курения в 4,%, что на глобальном уровне можно описать как «страну без курения».

Великобритания и Новая Зеландия — примеры стран, где значительное число курильщиков перешло на продукты сниженного вреда. В этих странах, в основном, используются вейпы, что привело к снижению уровня курения, заболеваний, связанных с курением, и преждевременной смертности.

В Японии, с 2011 по 2023 год, продажи сигарет значительно снизились, при этом более половины курильщиков перешли на продукты с нагреваемым табаком, что также привело к снижению заболеваний, связанных с курением, и преждевременной смертности.

Переходя к недавно опубликованному докладу «Lives Saved Report: Снижение вреда от табака и совершенствование лечения могут спасти почти 880 000 жизней к 2060 году в Малайзии и Узбекистане». Доклад утверждает, что внедрение концепции THR в Узбекистане, наряду с доступом к более эффективным препаратам никотинозаместительной терапии и лечению рака легких, может спасти 464,000 жизней в Узбекистане в период с 2020 по 2060 год. Более того, на долю THR приходится 304,000 спасенных жизней. Учитывая чувствительность темы, могли бы вы объяснить, какая методология была использована для этих расчетов?

Цель этого исследования — предоставить национальным регуляторам и экспертам в области общественного здравоохранения оценочные данные о стратегии снижения вреда, улучшенных программах отказа от курения и улучшенном доступе к диагностике и лечению рака легких в терминах «спасенных жизней» в течение следующих трех-четырех десятилетий.

Наша группа международных авторов использовала метод моделирования с помощью симуляции, при котором делаются определенные предположения и затем применяются к статус-кво, где для борьбы с бременем болезней, связанных с употреблением табака, в обществе используются только стандартные меры контроля. Мы задаем вопрос: что, если методы снижения вреда будут интегрированы в контроль за табаком, и прогнозируем возможное количество спасенных жизней.

Технически мы сравниваем прогнозы ВОЗ о будущих смертях, связанных с табакокурением, к 2060 году. Эти прогнозы основаны на продолжении и более эффективной реализации ключевых компонентов Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ), упрощенной до шести политических мер, обозначенных как MPOWER. Разочаровывающе, что концепция снижение вреда не была включена в данный подход. Прогнозы ВОЗ также не учитывают возможное улучшение эффективности служб отказа от курения, а также доступ к быстро развивающейся диагностике и лечению рака легких. Мы фокусируемся на раке легких по двум причинам. Он составляет 2,5 миллиона из 8,5 миллиона смертей, связанных с табаком, и улучшение диагностики и лечения рака легких предполагает, что в течение десятилетия уровень выживаемости при данном заболевании может приблизиться к уровню выживаемости при раке груди, который достиг 90%. Заболевания, связанные с табаком, развиваются постепенно, и все выгоды отказа от курения или снижения вреда становятся заметны в национальной статистике лишь спустя несколько десятилетий. Это важный аспект, требующий особого внимания. Последние данные о ценности отказа от курения показывают, что регуляторы переоценили сроки достижения положительных результатов: сокращения общей смертности и смертности от основных видов рака, связанных с табакокурением, можно достичь быстрее, чем считалось ранее.

Этот итеративный процесс завершается оценкой количества жизней, которые можно спасти, если методы снижения вреда будут интегрированы в борьбу с табаком, что полностью соответствует статье 1(d) РКБТ.

В Узбекистане по инициативе Министерства здравоохранения недавно был введен запрет на оборот никпэков. Обсуждается также запрет на электронные сигареты и нагреваемый табак. Основой для запрета является популярность этих продуктов среди несовершеннолетних. Что вы можете сказать об этом? Считаете ли вы такой подход оправданным?

Хотя предотвращение использования табачных и никотиновых продуктов среди молодежи должно быть приоритетом, это непоследовательно и нелогично оставлять только традиционные сигареты на рынке, при этом запрещая «пожарный выход» для взрослых курильщиков. Запрет менее вредных бездымных никотиновых альтернатив для взрослых с целью ограничения употребления среди молодежи нигде в мире не оказался успешным. Напротив, наблюдается рост нелегальной торговли этими продуктами. Взрослые курильщики имеют право на достоверную информацию о здоровье и открытое информирование о рисках. Эти бездымные никотиновые альтернативы наносят значительно меньший вред по сравнению с традиционными сигаретами. Важно донести эту разницу в рисках до взрослых курильщиков. Эта практика уже осуществляется в таких странах, как США, Великобритания, Новая Зеландия и Швеция, и ее следовало бы рассмотреть и уполномоченным органам в Узбекистане.

В Узбекистане популярен табачный продукт под названием «насвай». Насвай производится из сырого табака, извести и мела в большинстве случаев кустарным способом. Однако в Узбекистане нет инициатив по запрету насвая. По вашему мнению, может ли насвай быть частью стратегии снижения вреда?

На мой взгляд, нет. Токсикологический профиль насвая и заболевания, связанные с его употреблением, не делают его пригодным для цели, которая заключается в предоставлении взрослым курильщикам, не желающим или неспособным бросить курить, бездымной никотиновой альтернативы.

На мой взгляд, ответ — нет. Токсикологический профиль насвая и заболевания, связанные с его употреблением, не соответствуют задаче обеспечения взрослых курильщиков, которые не могут или не хотят бросить, альтернативным бездымным никотиновым продуктом.

Я согласен с позицией ВОЗ в отношении насвая, согласно которой такие продукты связаны с рядом рисков для здоровья, включая рак полости рта, пищевода и поджелудочной железы, а также другие серьезные заболевания. Организация выступает за жесткое регулирование и профилактические меры, что я полностью поддерживаю.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), как известно, относится к никотиносодержащим продуктам, на которых основана концепция THR, довольно отрицательно. Можете ли вы прокомментировать эту позицию, считаете ли вы ее оправданной?

Нет, бездействие в данном вопросе нельзя оправдать. ВОЗ, будучи ведущим техническим органом в сфере общественного здравоохранения, обязана предотвращать болезни и преждевременную смертность. Тем не менее, в вопросе признания снижения вреда как важной составляющей контроля над табаком, предусмотренной статьей 1(d) РКБТ, организация не предпринимает необходимых шагов. Это приводит к миллионам преждевременных смертей и болезней, вызванных курением, которые можно было бы предотвратить.

На конференции сторон РКБТ COP10 правительство Сент-Китс и Невиса предложило создать рабочую группу ВОЗ для изучения возможной пользы снижения вреда в рамках контроля над табаком. Эту позицию поддержал бывший премьер-министр Сент-Китс и Невис доктор Дензил Дуглас в Нью-Йорке в сентябре 2024 года, призвав создать такую группу на уровне COP10. Этот шаг, по его мнению, может существенно снизить риски для здоровья, связанные с употреблением табака, и продвинуть подходы, ориентированные на улучшение общественного здоровья.

Я полностью поддерживаю эту инициативу. Создание рабочей группы ВОЗ для изучения рисков и преимуществ снижения вреда в рамках контроля над табаком является очевидным следующим шагом, который позволит предотвратить заболевания, связанные с курением, и спасти жизни.

В конце доклада («Доклад о спасенных жизнях: Снижение вреда от табака и совершенствование лечения могут спасти почти 880 000 жизней к 2060 году в Малайзии и Узбекистане») указаны действия, которые, по мнению авторов, должны быть реализованы в Узбекистане для снижения смертности от табакокурения. Могли бы вы выделить 3 действия, которые, по вашему мнению, окажут наибольший положительный эффект для Узбекистана?

Для нас, как авторов, ключевыми действиями, рекомендованными для Узбекистана, являются следующие:

  • Активизация медицинского сообщества. Врачи и другие специалисты в области здравоохранения должны информировать пациентов о преимуществах снижения вреда, противодействовать дезинформации о никотине и новых продуктах, а также разрабатывать национальные эквиваленты отчета Королевского колледжа врачей по снижению вреда.
  • Регулирование на основе пропорционального риска. Государство должно пересматривать законодательство для упрощения доступа к менее вредным продуктам и инвестировать в исследования.
  • Укрепление представительства и защиты интересов потребителей. Создание независимых, основанных на научных данных, потребительских и других защитных организаций, способных отстаивать свои интересы, опираясь на достоверные научные исследования. В Узбекистане такие организации, как Евразийская ассоциация снижения вреда, уже активно защищают методы снижения вреда в контексте контроля над наркотиками и ВИЧ/СПИДом. Подобные инициативы крайне важны и для развития системы снижения вреда от табака.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Награждены победители конкурса «Права человека глазами детей»

13 декабря Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека провел церемонию награждения победителей конкурса «Права человека глазами детей», проводимого...

Больше похожих статей