6 февраля на сцене Дворца искусств «Туркистон» состоится премьера первого узбекского мюзикла «Встреча, которая могла бы состояться. Батыр Закиров and Фрэнк Синатра». В преддверии этого действа в Союзе композиторов и бастакоров Узбекистана прошла пресс-конференция, в ходе которой идейный вдохновитель, режиссер и исполнитель одной из главных ролей поведали журналистам, о чем этот спектакль, что общего между Батыром Закировым и Фрэнком Синатрой, как шла работа над мюзиклом, и о многом другом.
Все началось с перфоманса My Way Фрэнка Синатры, зрителем которого стал автор проекта Борис Бабаев, находясь в Соединенных Штатах. Он задумался о том, как было бы здорово поставить на родине мюзикл, соединить на узбекской сцене Восток и Запад, две культуры, двух ее великих представителей – Батыра Закирова и Фрэнка Синатру.
Батыр Закиров – народный артист Узбекской ССР, певец, писатель, поэт, художник, актер. Он пел о возвышенности человеческой души, красоте, был самобытным, утонченным, мудрым человеком. Создал наш театр эстрады, опирающийся на истоки и вместе с тем очень тесно переплетающийся с мировой культурой.
Фрэнк Синатра – американский певец, киноактер, кинорежиссер, продюсер, шоумен, дирижер, лауреат кинопремии «Оскар», одиннадцать раз становился лауреатом премии «Грэмми». Личность великая, противоречивая, создавшая свой театр эстрады.
Да, они никогда не встречались, хоть и были современниками. Правда, в то время, когда молодой Батыр Закиров завоевывал сердца соотечественников, Синатра являлся уже немолодым очень известным исполнителем. Но дело не в том, виделись ли корифеи в настоящей жизни. Идея в том, чтобы средствами творческого выражения передать простую мысль о том, что музыка разрешает конфликты, объединяет людей, ставит все на свои места. Музыка – универсальный язык души.
– Когда Борис Рахимович предложил мне идею соединить две личности, жившие на разных континентах, никогда не встречавшиеся, не имевшие формально точек соприкосновения, но каждая из которых являлась кумиром в своей стране, я этим очень заинтересовался. Возник замысел мюзикла. Мы долго думали, в какую форму его облечь, и нашли современный ход. Есть парень и девушка, которые находятся в размолвке. Он слишком увяз в ежедневных проблемах, забывает уделять ей достаточно внимания, поэтому пара находится на грани разрыва. В момент финальной ссоры они слышат голос Батыра Закирова. Получается чудо воздействия искусства, появляется желание разобраться в том, как творчество влияет на людей. Завязывается разговор с незнакомцем, который рассказывает историю двух корифеев эстрады, беззаветно служивших музыке, – Батыра Закирова и Фрэнка Синатры. Зрители становятся свидетелями того, как юноша и девушка, прикоснувшись к прекрасному, меняются, их дальнейшая жизнь становится другой, в отречении от суеты и всего наносного, – рассказал постановщик и автор либретто, режиссер ГАБТа им. А. Навои Андрей Слоним. –Мансур Ганиевич создает образ Фрэнка Синатры, его ученик, победитель республиканского конкурса исполнителей песен Б. Закирова Расул Абдуллаев – современное преломление творчества великого узбекского певца. Два молодых студента ВГИКа исполняют роли современных героев. С одной стороны это мюзикл, с другой – перформанс-шоу. Это совершенно новый жанр в нашем эстрадном искусстве.
Персонажи мюзикла творили в прошлом веке, но сила их исполнения воздействует на людей и сегодня. Современный мир трещит по швам – рушатся устои, искажается истина. Но есть личности, творчество которых врачует души, помогает не сломаться, преодолевать трудности.
– Я заканчивал театральный институт, имею диплом актера музыкальной драмы и комедии. Когда речь зашла о мюзикле, это меня очень сильно зажгло. Мечтал играть в театре оперетты, например, влюбленного Насреддина или в «Баядерке», но все не получалось. А тут спектакль сам пришел. Музыкальную часть делал Игорь Азаренко. Мы переделали партитуры песен Батыра Закирова и Фрэнка Синатры, решили немного осовременить их аранжировку, исполнять не в том стандарте, к которому все привыкли, и они зазвучали по-новому, – отметил народный артист Узбекистана Мансур Ташматов. – Говоря откровенно, жанр мюзикла у нас еще не прижился, а ведь это интереснейшее музыкальное шоу. Надеемся, что наш мюзикл в определенной степени восполнит пробел. Это будет абсолютный эксперимент. Каждое действие – полная импровизация. Все пропускается через образное мышление зрителей. Есть, к примеру, моменты, когда звучит фонограмма с голосом Батыра Закирова, переходящая в живой звук. Будто его образ с экрана преображается в живой сценический образ. Таких необычных прочтений много. И то, что нам будет аккомпанировать Джаз-бенд Государственной филармонии Узбекистана, это тоже впервые. Я считаю этот мюзикл новой ступенью в эстрадном искусстве нашей страны.
Исполнители песен корифеев узбекской и американской сцен не стремятся копировать оригинальную манеру певцов. Они поют от себя, от души, так, как чувствуют, как хотят передать свои эмоции, соединяя драматургию Синатры с нашими национальными основами, создавая интересный синтез, передавая ранимость и незащищенность души Закирова.
Такие талантливые люди, как журналист и автор проекта Борис Бабаев, режиссер ГАБТа им. А. Навои Андрей Слоним, народный артист Узбекистана Мансур Ташматов, заслуженный артист Узбекистана Олег Галахов, молодой певец Расулбек Абдуллаев и совсем молодые артисты собрались вместе совсем не зря. Каждый из них вносит свою лепту в постановку мюзикла, который станет новой вехой в эстрадной жизни нашей страны.
Динара ШАМУХАМЕДОВА
Фото М.ДЖАНГИРОВ