back to top
7.7 C
Узбекистан
Четверг, 21 ноября, 2024

Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. «Синтез» с химфака ТашПИ

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

История сорок первая

Часть 2

Рассказ о «Синтезе», одной из лучших музыкальных групп Ташкента начала 1970-х гг., приостановился на том, что основатели ансамбля покинули его, так как из задуманной рок-группы коллектив стал превращаться в ВИА.  Но это была уже другая песня.

Впоследствии в составе «Синтеза» не раз сменялись музыканты, в их числе были, например, Шамиль Фатхутдинов (ритм-гитара), Эрик Зайнеев (соло-гитара), Виктор Трубников (труба), Булат Мустаев (саксофон), Анатолий Усманов (тромбон), Иосиф Мулоджанов (ударные), вокалисты Баходыр Халиков, Валерий Несенбойм…

Со временем «Синтез» стал использовать в своих композициях мотивы национальных мелодий, заниматься аранжировками узбекских народных песен. Они применяли нехарактерные для узбекского мелоса тромбон и саксофон, что придавало музыке ансамбля джаз-роковое звучание. Вскоре состоялась успешная поездка в Москву на конкурс «Алло, мы ищем таланты — 72». На отборочном этапе конкурса в Ташкенте «Синтез» представил песни Павла Аедоницкого «Не заходит Солнце над Россией» и распевную, очень мягкую «Ивушку зеленую» Григория Пономаренко, разложенную на пять голосов.

Отборочная комиссия во главе с Александром Масляковым «выписала» ансамблю билет в Москву, где «Синтез» выступил уже с узбекской песней «Вохай бола» и занял второе место. Это была «путевка в жизнь» — для них открылись двери Узбекконцерта, а с этим и гастрольные маршруты по СССР.  В поездках по стране «Синтез» выступал в Прибалтике, на Украине, в Молдавии, на БАМе (БАМ – Байкал-Амурская магистраль – тогда грандиозное строительство железной дороги от Байкала до реки Амур, из центра СССР на Дальний Восток).

Присуждение «Синтезу» в 1976 г. звания Лауреата премии Ленинского комсомола Узбекистана открыло ему возможность гастрольных поездок не только  по стране, но и заграницу.

Участники ансамбля интересно экспериментировали со звуковыми эффектами, например, в психоделических струнных переборах во вступлении к песне «Кишлогимизга Келинг» (1974, «Приезжайте к нам в кишлак»). В энергичной «Дарёлар» (1974, «Реки») звучат характерные для ритм-энд-блюза интонации, заканчивается она «медью» джаз-рока. В их репертуаре был и мировой хит тех лет – заводная мексиканская «Ла Бамба».

В репертуаре «Синтеза» звучали песни Евгения Ширяева («Синий трамвай», «Аленушка», «Гей, ты Русь!», «Гарем Султана»), Фаруха Закирова («Дарёлар», «Сумаляк»). »). В «Аленушке»  на слова Эдуарда Сумарокова  (артиста, композитора, исполнителя) прекрасно выписан мелодический рисунок скрипки Наташи Нурмухамедовой. Хорошо удалось музыкантом новое прочтение народной песни «Ёр-ёр», которая обрела яркие современные черты. В те годы в Ташкенте проживали около 30 тыс. греческих политэмигрантов. Благодаря их культурному потенциалу в музыкальной эстраде Узбекистана были ярко выражены  национальные мотивы этого народа. В репертуаре «Синтеза»  это проявилось в обработке греческой народной песни «Поцелуй меня»… И это лишь несколько примеров.   

В 1974 г. вышла пластинка-миньон, записанная на Ташкентском заводе им. Муллы Ташмухаммедова с песнями:  «Кишлогимизга Келинг» и «Аленушка»/«Гей, Ты Русь»/«Гузал».  Как читаем на сайте коллекционеров plastinka.com, стоимость этого раритета сегодня может доходить до 150 евро. С тех пор переиздавалась лишь «Кишлогимизга Келинг» в 2020 г.

Видео

ВИА «Синтез» — «Аленушка».  Муз. Евгений Ширяев, сл. Эдуард Сумароков. 

В «Синтезе» в 1974 г. началась творческая биография будущего Народного артиста Узбекистана Мансура Ташматова. Он пришел в ансамбль по объявлению, узнав о том, что в «Синтез» набирают музыкантов. С этого момента началась его творческая биография как артиста. Сначала в «Синтезе», а затем в «Наво» Мансур Ташматов выступал до 1979 г., а потом начал сольную карьеру

Начинал в «Синтезе» и будущий Народный артист Узбекистана, Почетный профессор итальянской академии музыки Канкорди-Рома, Почетный профессор Государственной консерватории Узбекистана, руководитель Национального симфонического оркестра республики Исмаил Джалилов. Он пришел в ансамбль из заводской самодеятельности после победы на конкурсе молодых исполнителей «Весёлый Ташкент», где блестяще исполнил твист «Шагает солнце по бульварам» — невероятно популярный тогда хит Муслима Магомаева. Вместе с Исмаилом была записана, например, песня «Гузал» Евгения Ширяева с выразительными гитарными импровизациями, придававшими вместе с духовой группой произведению сильный оттенок джаз-рока. Позже Исмаил перешел в «Яллу». 

Некоторое время как солист в ансамбле выступал будущий Заслуженный артист Узбекистана Казим  Каюмов. Он перешел в «Синтез» из рок-группы «Азиаты», по мнению некоторых самой тяжелой в Ташкенте.

В марте 1977 г.  на Республиканском семинаре молодых работников театров Узбекистана в доме отдыха «Кристалл» под Ташкентом «Синтез» был переименован в «Наво» («Мелодия»). Ансамбль был приглашен вместе с дискоклубом «Ильхом» для проведения культурной программы. Переименование произошло на моих глазах, поскольку я был ведущим дискотеки. Под новым названием ансамбль возглавил один из основателей ансамбля «Ялла», выпускник Ташкентской государственной консерватории по классу фортепиано Алиаскар Фатхулин. Здесь начинается  уже история «Наво».

Александр ПОПОВ

Фото на заставке.  На фото участники конкурса «Алло, мы ищем таланты-1972» в Москве. На переднем плане в темных костюмах с аппликациями ансамбль «Синтез». Слева направо: Иосиф Мулоджанов — ударные, Эрик Зайнеев — соло-гитара, Наталья Нурмухамедова — со скрипкой, Шамиль Фатхутдинов — ритм-гитара, Арсен Китанов — бас-гитара, Валерий Несенбойм — вокал. 

Фото из открытого источника

* Примечание. Автор приложил все усилия, чтобы сведения, приведенные в статье, были достоверны, но за давностью лет не может гарантировать, что информация в этой публикации полностью корректна.

При подготовке публикации использованы материалы статьи Геннадия Садовникова на сайте uzrock.net.

Автор благодарит за помощь и участие Александра Зурабова, Бэлу Фельдман, Наталью Нурмухаммедову,

Продолжение музыкальных историй следует

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Национальный центр по правам человека провел на СОР29 сайд-ивент

В рамках COP29 в Баку Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека было организовано параллельное мероприятие в форме side...

Больше похожих статей