back to top
7.6 C
Узбекистан
Четверг, 21 ноября, 2024

Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. «Музыкальная бомба в «Бахоре»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

История сороковая

В 1978 г. ЦК ЛКСМ Узбекистана в связи с 60-летием комсомола решил провести фестиваль- конкурс «Мы патриоты-интернационалисты». На этом фестивале взорвалась «бомба». Вокально-инструментальная группа завода «Миконд» под названием «Оникс» выступила при творческой и технической поддержке диско-группы «Оникс», которая также базировалась на этом заводе. Такой альянс сложился впервые в истории музыкальной эстрады Узбекистана.

В группе играли ташкентские звезды Александр Зурабов – ударные и Алик Козленко – вокал, ритм-гитара, Шамиль («Шама») Фатхутдинов – вокал, бас-гитара, Эрик Зайнеев – соло-гитара, Валера Несенбойм – вокал, гитара, участники созданной  Зурабовым ташкентской рок-группы «Синтез»», а также Михаил Раскин (он подменял Зурабова) – ударные и Светлана Кузьмичева – клавишные.

Об этом событии рассказываю, как говорится, из первых рук. Диско-группа «Оникс» была первым дискотечным коллективом Узбекистана (1975 г., тогда под названием «Ильхом»). В 1976 г. по «путевке» Ташкентского горкома комсомола она успешно побывала в Риге на первом в СССР Межреспубликанском фестивале-конкурсе дискотек. Привезли оттуда специальный диплом. Благодаря ему, в Ташкенте дали «зеленый свет» дискотечному движению. Спустя год дискоклуб разместился в подвале клуба творческой молодежи «Ильхом» в Доме молодежи «Шодлик», где славно существовал, пока не случился скандал (подробности опускаем), после которого дискотеке пришло покинуть уютное подземелье. Благодаря знакомству с директором Дома культуры завода Виталием Кудиновым диско-группа переехала под «заводскую» крышу, взяв себе новое название «Оникс», поскольку завод входил в производственное объединение «Оникс».

И музыканты, и диско-группа для выступления на фестивале-конкурсе решили создать совместную театрализованную музыкально-поэтическую композицию, выйти за рамки привычных ВИА-концертов, обычно не блиставших художественным оформлением.

У Александра Зурабова возникла идея выступления, посвященного протестующей молодежи в специальном оформлении. Подразумевалась, естественно, западная молодежь, которой и предполагалось этой композицией протянуть руку поддержки в ее справедливой борьбе. Поэтому ее назвали «Дай руку, товарищ!».

За три недели музыканты написали музыку, тексты песен. Диско-группа (Александр Попов, автор этой публикации, Алексей Летуновский, Михаил Затучный и Олег Лавыгин) взяла на себя художественной оформление. Составили общий сценарий, где расписали партитуру светового органа для управления светом и самодельными цветомузыкальными эффектами, сделали тематическую подборку слайдов для проекции их на экран и стены во время выступления ансамбля, раздобыли самолетную мигалку для пущего эффекта.

Первый этап фестиваля-конкурса прошел в Нукусе, столице советской автономной Каракалпакии. Впервые в Узбекистане выступление ансамбля было представлено в виде цветомузыкального шоу с демонстрацией на экране за музыкантами и на стенах тематических слайдов и крупных планов изображений музыкантов. Каждый был подсвечен особым образом, по экрану двигались их огромные тени. Полыхали «ядерные взрыва», скользили «космические туманности». Прожектора острыми лучами били с потолка сцены. В кульминационные моменты стробоскоп вырывал музыкантов из темноты в эффектных позах. Потом я узнал, что так во второй половине 1960-х гг. начинали Pink Floyd.   

Это был фурор. Зал аплодировал стоя. Творческая группа «Оникс» «убрала» всех. Поздно вечером после выступления было ясно – мы первые! Событие отмечали в одном из номеров гостиницы. Шама, поднимая тост, провозгласил: «Сейчас, когда все уже еще не решено…». Искренне была рада за нас представитель комсомола замечательная Маргарита Фузулова, которая была куратором дискоклуба еще в 1975 г. Из других выступлений запомнился восхитительный голос Надежды Чарадаевой, схожий по окраске с голосом известной американской певицы в стиле фолк-рок Джоан Баэз.

На следующий день жюри конкурса объявило «вокально-инструментальное объединение «Оникс» (так было написано в дипломе лауреатов) победителями. Назад летели спецрейсом. К общему удовольствию за нами прислали специальный «ЯК-40». Летели весело: музыка, песни, вино, танцы в проходе… Командир экипажа вышел, поздравил. Попросил не скакать уж очень сильно.  Победа в Нукусе, кроме прочего, помогла решить проблему со звуком. Ансамбль поделился с дискотекой кое-чем из звуковой аппаратуры.

В Нукусе диско-группа «Оникс» нашла добрых друзей, прежде всего в лице Арслана Жолдасова, уважаемого человека, который по совместительству руководил там двумя дискоклубами. По его приглашениям мы, как дискотека, потом несколько раз выступали в этом приятном для нас городе.  

Возвращаясь из Нукуса, мы думали, что фестиваль закончился и впереди заключительный гала-концерт в Ташкенте. Оказалось, нет. Стало известно, что в Концертном зале «Бахор» состоится финал, а не гала-концерт. К выступлению в этом туре в составе ансамбля «Оникс» завода «Миконд» за ударную установку вместо Михаила Раскина, который стучал в Нукусе, сел Александр Зурабов, по мнению многих лучший барабанщик Ташкента, игравший до этого в легендарных ташкентских ансамблях «Синтез» (был его основателем) и «СКИФы». Алик Козленко говорит, что на бас-гитаре играл Владмир Алиев, на клавишных вместо Светланы Кузьмичевой – Валерий Нойкин. По версии Зурабова бас-гитара была у Фатхутдинова, а без клавишных обошлись. Как было на самом деле, сейчас уже не установить, столько лет прошло.

Экранная заставка музыкально-поэтической композиции «Чили будет петь!». Изображен чилийский певец Виктор Хара, убитый фашистами во время переворота. Реконструкция

К выступлению в «Бахоре» было решено расширить тему фашистского переворота в Чили, которая была одним из сюжетов музыкально-театральной композиции «Дай руку, товарищ!», представленной в Нукусе. Теперь программа называлась «Чили будет петь!» и была посвящена памяти замечательно чилийского певца Виктора Хара, убитого во время переворота. В дополнение к примененному в Нукусе художественному оформлению выступления использовали теневой театр: на экране за музыкантами с помощью рирпроекции появился силуэт, символизировавший образ Сальвадора Альенде, погибшего во время переворота Президента Чили. Для этого был сшит экран 4 х 6 метров и подготовлен реквизит («солдатская каска» — мой мотоциклетный шлем и макет автомата, его на заводе «Миконд» вырезали из дерева). Я выступил в роли Президента. На звуковом фоне суровых гитарных аккордов, перестрелки и воя пикирующих самолетов в моем исполнении прозвучал заключительный фрагмент последнего обращения Президента к народу своей страны:

Эта фотография президента Альенде и его соратников в виде слайда входила в видеоряд композиции «Чили будет петь!» и демонстрировалась в числе других с диапроектора на весь экран.Фото из открытого источника

— Наверное, радиостанцию «Магальянес» заставят замолчать и до вас не дойдут твердость и спокойствие моего голоса.… Это неважно. Меня будут слышать, я всегда буду рядом с вами. По крайней мере, обо мне будут помнить, как о достойном человеке, который отвечал верностью на верность трудящихся.

Трудящиеся моей родины!

Я верю в Чили и в судьбу нашей страны. Другие чилийцы переживут этот мрачный и горький час, когда к власти рвется предательство. Знайте же, что не далек, близок тот день, когда вновь откроется широкая дорога, по которой пойдет достойный человек, чтобы строить лучшее общество.

Да здравствует Чили!

Да здравствует народ!

Да здравствуют трудящиеся!

Таковы мои последние слова.

И я уверен — моя гибель не будет напрасной. Я уверен, что она будет, по крайней мере, моральным уроком и наказанием вероломству, трусости и предательству».

Эти мужественные слова я помню по сей день. И сколь подлым, трусливым на этом фоне представляется бегство с Украины президента Януковича.  

И вновь овации стоя. В зале неожиданно оказалось много студентов-иностранцев, учившихся в Ташкенте. Как оказалось, Зурабов до этого провел, как сейчас говорят, пиар-акцию в ташкентских институтах, особенно активно отреагировали алжирские студенты из Ирригационного института. Тема представленной композиции была очень близка им. В их памяти еще свежи были картины борьбы Алжира за независимость. С их стороны пошла речевка чилийского сопротивления: «¡El pueblo unido jamás será vencido!» — «Когда народ един – он непобедим!».

Это была «бомба»! Жаль, никто не подумал о фотографиях.

Фотографий выступления творческой группы «Оникс» в «Бахоре» нет. Но как оно выглядело можно представить по этому фото группы Zebra Band с московского фестиваля Beatlesfest состоявшегося через 46 лет в октябре 2024 г. На самом деле в «Бахоре» было краше. Фото автора.

Жюри, к его стыду, думало по-другому и объявило победителем аккуратненький ансамбль «Лала», исполнивший песенку «Красная гвоздика». Нас отодвинули на второе место. За наградой никто не вышел. Кудинов прокричал из зала: «Нам такой диплом не нужен!» и вокально-инструментальное объединение «Оникс» покинуло помещение. Теперь думаю, что изначально именно «Лола» была назначена победителем, но в Нукусе что-то пошло не так и комсомол «спас» ситуацию, назначив в «Бахоре» вместо гала-концерта финал конкурса и там объявил заготовленное решение. В обсуждении этого сюжета с друзьями, его участниками, прозвучала также мысль о том, что творческая группа «Оникс» стала первой в Нукусе благодаря прогрессивному композитору Эдуарду Каландарову, который был в жюри.

В Ташкенте расклад сил оказался другой. Медали лауреатов мы все-таки получили. Их донесли индивидуально.

Александр ПОПОВ

На заставке: 1978 го Ташкентские участники фестиваля «Мы патриоты-интернационалисты» (те, кто успел попасть в кадр).

Не всех на этом фото удалось установить. Справа налево. Сидят: Александр Приев (ансамбль ТашПИ), Александр Попов (диско-группа «Оникс»), ? (ансамбль ТашПИ), Алексей Летуновский (диско-группа «Оникс»), Эдуард Каландаров (композитор/член жюри), остальных в этом ряду установить не удалось.

Стоят: Валерий Упоров (преподаватель, теоретик джаза), Виталий Кудинов (директор клуба завода «Миконд»), Светлана Кузьмичева (ансамбль «Оникс»), Алик Козленко (ансамбль «Оникс»), Эрик Зайнеев (ансамбль «Оникс»), Валерий Несенбойм (ансамбль «Оникс»), ?, ?, Михаил Раскин, Маргарита Фузулова (ЦК ЛКСМ Уз), ?, ?, Надежда Чарадаева, Любовь Юхнова (?), Михаил Затучный (диско-группа «Оникс»), Олег Лавыгин (диско-группа «Оникс»), Александр Зайцев (?), Семен Шмин (?).

Фото из архива Маргариты Фузуловой.

Автор благодарит за помощь и участие Маргариту Фузулову, Александра Зурабова, Алика Козленко, Михаила Затучного.

Продолжение следует

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Группа Лола был номер один а отарчилар нима деб езиб чиктиларин сал у пайта отарчи бугансла

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. Время Даврона. Группа «Оригинал»

История сорок вторая Часть 1 Не так давно, одна из страниц этого проекта была посвящена двойному виниловому альбому Synthesizing the Silk...

Больше похожих статей