Накануне Всемирный банк совместно с Минэкологии РУз представили отчет под названием «Оценка качества воздуха в Ташкенте и «дорожная карта» улучшения управления качеством воздуха в Узбекистане».
Документ был подготовлен при поддержке Министерства экономики и финансов и включает анализ текущего состояния воздуха в столице, а также рекомендации по созданию эффективных механизмов управления.
Основной причиной заболеваний и преждевременных смертей, связанных с качеством воздуха в Узбекистане, являются твердые взвешенные частицы диаметром до 2,5 микрон (PM2,5). Эти частицы признаны Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) основным загрязнителем, представляющим угрозу для здоровья людей. По данным портала IQAir, Ташкент, как и другие города Центральной Азии, регулярно попадает в список городов с наиболее загрязненной атмосферой.
Управление качеством воздуха — это серьезная задача, требующая комплексного и межсекторального подхода на всех уровнях. Власти Узбекистана признают сложность проблемы. В мае 2024 года Министерство здравоохранения страны утвердило новый стандарт на содержание частиц PM2,5 в воздухе жилых помещений, который соответствует рекомендациям ВОЗ. Это значимый шаг к улучшению ситуации.
Основные выводы и рекомендации отчета:
1. Пиковые концентрации PM2,5 в зимний период
В холодные месяцы уровень PM2,5 в Ташкенте значительно превышает международные стандарты. Среднегодовая концентрация частиц превышает норму ВОЗ в шесть раз (норма составляет 5 микрограмм на кубический метр).
2. Влияние на экономику и здоровье
Загрязнение воздуха оказывает значительное влияние на здоровье жителей Ташкента, что приводит к убыткам, равным 0,7% ВВП страны.
3. Основные источники загрязнения
Среди антропогенных источников выделяются отопительный сектор (28%), транспорт (16%) и промышленность (13%). Летом значительную часть загрязнения (36%) составляет переносимая пыль.
4. «Дорожная карта» действий
Отчет предлагает ряд приоритетных шагов для улучшения качества воздуха, включая обновление стандартов и нормативов, разработку национальной стратегии и координацию усилий на государственном уровне. Предлагаются меры по сокращению загрязнений в ключевых секторах: промышленности, транспорте и отоплении. Также рекомендуется принять меры для снижения пылевых загрязнений.
5. Инвестиции в сокращение выбросов
«Дорожная карта» подчеркивает необходимость инвестирования в меры по снижению выбросов. Для этого предложены инициативы по улучшению качества топлива, повышению энергоэффективности зданий и переходу на более экологичные источники энергии.
Для успешной реализации этих инициатив требуются изменения в законодательстве и создание экономических стимулов для бизнеса и граждан.