back to top
4.6 C
Узбекистан
Вторник, 3 декабря, 2024

Миграционные законы Узбекистана и России должны быть согласованы

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,080ПодписчикиПодписаться

В последнее время в прессе Узбекистана, России и стран Центральной Азии публикуется много материалов о трудовых мигрантах. Одним из таких примеров можно считать публикацию статьи Виктора Михайлова «Мрачные перспективы для трудовой миграции в Германию», из которой хотелось бы процитировать самое главное:

«В дискуссиях некоторые эксперты даже заявляют, что, наконец найдена альтернатива недружественным законодательным инициативам Москвы, которые фактически ставят непреодолимые препоны для узбекистанцев, выезжающих на заработки в Россию. К сожалению, вынужден констатировать, что предпосылки мигрантофобии в российском обществе разгоняются на не пустом месте. В нашей стране нет Национальной Стратегии трудовой миграции, в которой были бы предусмотрены совместные действия государственных структур, институтов гражданского общества, СМИ по эффективному использованию трудовых ресурсов Узбекистана на благо страны.  В Узбекистане необходим новый Закон о трудовой миграции, предусматривающий ОТВЕТСТВЕННОСТЬ государства, и не только государства, за граждан, нарушающих правила пребывания за рубежом».

Наблюдая три десятилетия проблемы мигрантов и трудовой миграции, хотелось бы подчеркнуть, что в этой статье вскрыты не только мрачные перспективы среднего медицинского персонала в Германии, но и общее состояние миграционной политики в Узбекистане и в трудонедостаточной России, куда устремились миллионы наших граждан. Казалось бы, за 30 лет миграционная политика в странах СНГ должна была быть отрегулированной так, чтобы никаких вопросов не возникало. Однако в действительности все обстоит наоборот, — вопросы возникают, как снежный ком, а четкие решения по ним не принимаются или откладываются. К причинам такого состояния можно отнести две основных.

Во-первых, заменив идею построения коммунизма переходом к рыночным отношениям, страны бывшего СССР затратили на этот переход и на создание частных предприятий разное время — до 10 лет, причем каждая страна шла к рынку своим путем.

Во-вторых – вслед за продолжающимся взрывным ростом рождаемости и резким ростом безработицы в Центральной Азии, в России и в странах СНГ сложился разный подход к миграционной политике, что влечет принятие разных, порой взаимоисключающих законов. Созданием миграционного законодательства в странах СНГ, которое устраивало бы большинство, мало кто занимался, и противоречий скопилось много.

Как известно, уже в начале распада СССР в Россию прибыли миллионы мигрантов, но Федеральная Миграционная служба (ФМС) была создана лишь в 1992 году. В 2016 году ФМС была упразднена и проблему миграции передали в российское МВД, но уже анонсировано создание третьей структуры, которая, возможно, будет в прямом подчинении Президента и наверняка займется разработкой нового миграционного законодательства. Значит, через несколько месяцев в России будут приняты новые законы, часть из которых покажется в Узбекистане необычными и неприемлемыми. По сути, узбекские трудовые мигранты вновь окажется перед необходимостью как-то «притираться» к новым миграционным правилам.

Следует сказать, что аналогичная ситуация, когда в России делались попытки отрегулировать трудовую миграцию, уже была, и была давно. В качестве одного из примеров уже рассказывалось о проведении 18 лет назад (!), в августе 2006 года в столице соседнего Таджикистана Первого Форума «Россия – Таджикистан: потенциал межрегионального сотрудничества». В Доме Политпросвещения, который позже назвали дворцом «Кохи Вахдат», шла речь не только о Таджикистане – эксперты из Москвы предлагали создание в СНГ сети из сотен миграционных бирж, занимающихся оргнаборами и распределением трудовых мигрантов в России. Применение скайпа и идея оргнаборов были одобрены не только участниками Форума, но и бывшим тогда Председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым, который возглавлял российскую делегацию. Но, как это часто бывает, решение чиновников ни к чему не привело.

После 2006 года, кроме скайпа в мире появилось несколько мессенджеров, которые позволяли работодателям при подборе кадров в режиме реального времени бесплатно и напрямую общаться с соискателями. Но предложение о создании Российской Миграционной Трудовой Биржи (РМТБ) не получило развития, — даже после того, что этим делом занималась частная структура, и расчет строился на выгоде для всех и на самоокупаемости. Результат известен — хорошо забытое старое, когда в 50-х годах XX века в России работали трудовые отряды иностранных рабочих, в начале XXI века закончилось провалом, хотя с 2006 года родилось, достигло совершеннолетия  и уже вступает в брак новое поколение. Воз, как говорится, и ныне там.

В прессе стран СНГ уже встречались публикации о том, что миграционные проблемы присущи развитым зарубежным странам – что в них проводится негодная миграционная политика, что случаются изнасилования местных женщин, что гражданам прививается «никчемная» толерантность, с которой уже перебор. Но при этом в Россию приезжают миллионы неквалифицированных рабочих из стран СНГ, а нужные специалисты приезжают редко. В провале отличной идеи оргнабора и собеседования в мессенджерах можно, конечно, обвинить кого угодно, но эта статья – не призыв к «светлому будущему», не к поиску крайнего и не к возрождению миграционной биржи РМТБ. Четкую и понятную миграционную политику можно успешно проводить в случае координации законодательства депутатами Узбекистана, стран Центральной Азии и России. Но утверждать, что в деле по совершенствованию трудовой миграции абсолютно ничего не делается – тоже нельзя, и вот почему.

В странах бывшего Союза работают десятки людей, профессионально занимающихся теорией и практикой миграции. В октябре 2022 года в Санкт-Петербургском Университете МВД России состоялась Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы законодательного регулирования миграционных процессов на территории государств – участников СНГ». Состав участников впечатляет —  в ней приняли участие ученые России, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и целого ряда стран дальнего зарубежья. С научным сообщением «Миграция и проблема миграции на территории Республики Узбекистан» на конференции выступил сотрудник МВД Узбекистана Ш. Б. Мирзаев. Интересны и полезны были многие другие выступления. Кроме этого, в августе 2023 года в России была поддержана идея Федерального агентства по делам национальностей о создании в стране адаптационных центров для мигрантов. Об этом же говорилось на прошедшем в

сентябре Восточном Экономическом Форуме. На недавнем семинаре Сената Олий Мажлиса Узбекистана и представительства Международной организации по миграции (МОМ) в Узбекистане также обсуждался проект миграционной стратегии Узбекистана.

Правильно сделал акцент на этом тезисе Виктор Михайлов – трудовые мигранты должны знать законы, традиции и обычаи стран, куда они собираются ехать на работу, и это обучение надо начинать еще на родине. Но не получилось ли так, что ученые встретились, поговорили о проблемах миграции, посетили исторические места города, провели вечер дружбы и разъехались по своим городам? И о том, пошло ли что-то на пользу законодателям стран СНГ от этой встречи и как согласуется будущая миграционная политика стран СНГ и России – общественности на этот счет мало что известно. Насколько можно понять, сейчас наступило именно то время, когда в Москву нужно направить официальные предложения Узбекистана к концепции и стратегии новой миграционной политики России. Понятно, что при разработке нового законодательства Россия, как суверенная страна, будет защищать свои интересы, но законы будут напрямую влиять на Узбекистан и страны Центральной Азии. Поэтому донести до разработчиков российской миграционной политики свою точку зрения обязательно надо, иначе все вернется к тому, что уже было.

Автор Андрей Захватов

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Т.е. «ценным специалистам» из Узбекистана не нравится то что их будут выдворять за их же правонарушения? А то что русские в своё время, подняли ваши кишлаки вас это не волнует?

  2. Сева ! ты что ? русские подняли кишлаки ? не было такое , было унижение узбекского народа со стороны ……а кого кстати ? кто унижал узбекский народ ? русские ? а то что к примеру хлопок собирали и узбеки и русские и корейцы и казахи и весь многонациональный Узбекистан и даже евреи молчок ? невыгодно Ходжа Алишеру Кадырову это вспоминать ! да и знал ли он вообще это ? или из разговоров в чайхане наслушался ? и типа умный ?
    кишлаки русские помогали поднимать , и города ! много заводов кишлачные узбеки строили ? ага ! разбежались !!
    больницы санатории детсады школы институты ? кишлачные ? узбеки строили , но…совместно с другими нациями ! Россия пришла когда то на территорию современного Узбекистана ( многие узбеки до сих пор думают что Узбекистан был много веков назад ) не как агрессор , а как противодействие английскому нападению ! а англичане после себя оставляли разруху и голод ( примеров сотни известно ) .
    подавили выступление баев и богатеев ? да , верно ! но не было выступлений против бедных ! бедные сразу поняли кто друг а кто враг ! как известно и в Андижане во время народного гнева андижанцы звали на помощь кого ? Путина !
    Кадыров , ты знал ? Кушербаев , спроси андижанцев , было такое ? а Кудратходжу и спрашивать не нужно, он в курсе сам !
    Рашидовские обьекты до сих пор стоят в столице !
    кстати , есть политики которые заявляют о хлопковом рабстве ! какое рабство ? студентам тем же платили за бор хлопка ! а российские студенты ездили на картошку и в стройотряды ! такое время было, но уж точно не рабство !
    а то нафантазировали из мусульманских источников !
    я еще понимаю когда реабилитируют каких то деятелей науки , писателей , но когда басмачей и убийц восстанавливают имя , такая страна обречена на гниение ! а начало уже пошло, с коррупции в стране , просто как раковая опухоль расползается !
    а рак чем заканчивается ?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Водная дипломатия и климатические вызовы: стратегия Узбекистана

"Узбекистан значительно усовершенствовал концептуальные подходы к решению водохозяйственных вопросов", - так считает первый заместитель директора Института стратегических и...

Больше похожих статей