В 2023 году Узбекистан запустил проект по созданию цепочки добавленной стоимости в агросекторе. Цель — помочь фермерам и предпринимателям увеличивать прибыль за счёт переработки продукции на каждом этапе.
Проект реализуется в партнерстве с японской JICA, немецкой GOPA AFC и Исследовательским институтом сельского хозяйства Узбекистана (ISCAD).
В рамках данного проекта 18 сентября 2024 года, был проведен полевой день и семинар на демонстрационном участке Ташкентской области на фермерском хозяйстве «Заркент Гавхари», где были представлены новые сорта винограда, а именно: Согдиана, Зарафшан, Хишрау, Белый Кишмиш, Черный Кишмиш.
«Территория виноградных полей составляет 35 гектаров, из которых 20 — плодотворны. Несмотря на отсутствие орошения, урожаи хорошие. Сейчас выращиваются 12 сортов винограда: 6 столовых для употребления и 6 винных», – поделилась Ризаева Гавхар Нигмановна – руководитель демонстрационного поля.
«Наш проект работает с августа 2023 года, предоставляя финансирование и техническую помощь фермерам и агропромышленным предприятиям. Сегодняшний семинар имеет ключевое значение, так как мы демонстрируем работу участка, руководимого женщиной, что подчеркивает нашу поддержку гендерного равенства. Также мы делимся успешными экспериментами по выращиванию новых сортов винограда и планируем продолжить обучение и сотрудничество до марта следующего года», — Себастьян Фариньяж, руководитель проекта Horticulture Value Chain Promotion.
Цепочка добавленной стоимости — это процесс, при котором продукция приобретает дополнительную ценность на каждом этапе ее обработки. Например, вместо того чтобы просто продавать свежие фрукты, фермеры могут перерабатывать их в соки или консервы, упаковывать по высоким стандартам и продавать на международных рынках. Это не только увеличивает прибыль производителей, но и укрепляет позиции Узбекистана как экспортера качественной сельскохозяйственной продукции.
Основной задачей проекта является решение проблемы потерь продукции на этапах сбора, хранения и транспортировки. Сельхозпроизводителям предоставляются инструменты для переработки продукции — например, консервации или упаковки по международным стандартам, что повышает конкурентоспособность на внешних рынках.
Динора АХТЯМОВА
Фото, видео – Самим ХАЙДАРМАЛ