История тридцать пятая.
В прошлом выпуске проекта речь шла о «Кибергах», первой рок-группе Узбекистана, образованной в декабре 1966 г. Сооснователь ансамбля и его музыкальный руководитель Владимир Барамыков так определил очередность первых трех последователей ансамбля: «Синхрон» (1967 г.), «Ваганты» (1968 г.) и «Скифы» (1969 г.). Представляем «Синхрон».
Летом 1967 г. Дом культуры «Восток», что находился тогда на проспекте Навои напротив Панорамного кинотеатра (ныне Дворец кино им. Алишера Навои) и здания одного из филиалов Ташкентского политехнического института, стал базой рок-группы «Синхрон», второй в этом жанре в городе после «Кибергов».
Основателями коллектива были гитарист Виталий Зубарев и гитарист-вокалист Геннадий Садовников, который за предыдущие три года написал около 50 песен в стиле накатившей на Узбекистан рок-волны. К ним присоединились Султан Назаров – бас-гитара, Юрий Богданов — ритм-гитара, имя барабанщика группы в истории рок-музыки Узбекистана не сохранилось, поскольку музыканты за этим инструментом часто менялись.
Музыкальная деятельность «Синхрона» началась с композиций, снятых с магнитофонных записей дисков «Big Beat-1» и «Big Beat-2» инструментальных ансамблей из ГДР, выпущенных там на фирме грамзаписи Amiga. Это были очень качественные коллективы Die Butlers, Sputniks, Franke-Echo-Quintett, Theo Schumann-Combo… По уровню они не отcтавали от суперпопулярных тогда на Западе инструментальных ансамблей The Ventures и The Shadows, которые тогда уже появились на магнитофонных лентах в Ташкенте. Музыка у «немцев» была красивая, при том из социалистической ГДР. Это снимало значительную часть идеологических проблем исполнения ее на советской сцене. Между тем, в середине 60-х гг. некоторые из этих ансамблей ГДР были запрещены у себя в стране, но пластинки с их музыкой свободно продавались в СССР. Уже после объединения Германии оба диска вышли в версии СД и хранятся у автора текста.
Ташкентские музыканты «сняли» с «Big Beat 1,2» несколько композиций немцев один в один, Садовников добавил к этому свои шейки с твистами и «Синхрон» отправился покорять Ташкент, выступая с огромным успехом в разных организациях города. Ташкентский историк Владимир Фетисов, в те годы активный меломан, вспоминал, какой фурор вызвал Садовников, вылетев на сцену «в длинных волосах, модных тогда клешах, хипповой майке и огромной цепью на груди».
В конце 1968 г. «синхронисты» перешли под крышу солидного ДК Железнодорожников, одного из крупнейших тогда в Ташкенте домов культуры. В группу пришли новые музыканты: Юрий Арзуманов — бас-гитара, Далиль Манзелинов (из уже появившихся тогда «Вагантов») – ритм-гитара, Александр Ортенберг – ударные. Прикупили у «Кибергов» пару гитар и сформировали новую программу, в которую к инструментальному «биг биту» и песням Садовникова добавили песни The Rolling Stones, отчего впоследствии о «Синхроне» стали говорить как о первой рок-группе в Ташкенте, которая играла в стиле ритм-энд-блюз, поскольку «Роллинги», как известно, выросли из этого стиля. Хотя есть сомнения, что он в те годы мог быть в Ташкенте правильно определен, так как тогда в СССР далеко не все любители набиравшего популярность рока знали, что это за музыка. Тем не менее, Садовникова прозвали «Джаггером» по имени вокалиста The Rolling Stones, а «Синхрон» ташкентскими «Ролингами», в то время как «Кибергов» именовали ташкентскими «Битлами».
С новой программой «Синхрон» продолжил гастроли по Ташкенту. Выступление в ДК Кенафной фабрики оказалось «бомбой» для города. С успехом играли в ДК РМЗ, в разных вузах столицы. «На одном из концертов, — читаем на сайте uzrock.net, — у вокалиста {Геннадия Садовникова} рассыпался бубен, который взяли напрокат у «Кибергов» и он стал собирать медяшки по всей сцене и даже в партере». За этим с волнением наблюдали владельцы бубна, которые сидели в зале.
«Синхрон» собирал полные залы, за концерт музыканты получали по 10 — 15 руб. Как бы не так много, если при цене билета тогда 1-2 рубля сбор за одно выступление мог составлять около 500 руб. Но тогда концертные ставки таковы были даже для профессионалов эстрады.
Летом 1968 г. «Синхрон» приглашают играть на танцы в парке им. Горького. Его танцплощадка под открытым небом стала первым подобным местом в Ташкенте, где зазвучала музыка, «запитанная от электричества». На других танцплощадках города, как читаем на uzrock.net, тогда еще «царствовали контрабасы и аккордеоны». Но господствовать им оставалось уже недолго. Ажиотаж в парке был огромный. Милиция, неуклюже напрягшись, как-то задержала (неизвестно на сцене или за ее пределами) Садовникова за длинные волосы. Народ ответил скандированием с требованием отпустить кумира.
Как рассказывает Владимир Фетисов, не раз бывавший на танцах в парке Горького: «Иногда на танцплощадку, приходили те же «Киберги» и Ваганты», сменяя друг друга, устраивали сейшен, от которого мы получали ни с чем не сравнимый драйв. Здесь же на танцплощадке и в парке мы были свидетелями и участниками (в массовке) съёмок фильма «Влюбленные». В парке Горького «Синхрон» отыграл сезоны в течении 68-го и 69-го годов. Главными хитами того времени uzrock.net называет: «Ты Приходи», «Далёкая Суббота», «Чёрные Цветы» и «День Без Солнца». Однако в 1970 г. группу покинул ведущий автор песен Геннадий Садовников, Виталий Зубарев – очень сильный гитарист – летом перешел к «Кибрегам». Им на смену пришли два новых гитариста, состоялось несколько концертов, к сожалению малоуспешных, и «Синхрон» в том же году прекратил существование. Записи группы, также как и другие фотографии разыскать не удалось.
* Примечание. Автор приложил все усилия, чтобы сведения, приведенные в статье были достоверны, но за давностью лет не может гарантировать, что информация в этой публикации полностью корректна.
Александр Попов.
При подготовке публикации использован материал Геннадия Садовникова на сайте uzrock.net, а также статья « Рок-группы Ташкента: история» на сайте «Письма о Ташкенте» https://mytashkent.uz/2010/08/24/rok-gruppyi-tashkenta-istoriya/
Автор благодарит Владимира Фетисова за помощь при подготовке публикации.
Продолжение следует.