back to top
9.9 C
Узбекистан
Суббота, 23 ноября, 2024

Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. Они были первыми. «Киберги» из Ташкента

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

История тридцать пятая. 

Часть 1

А вы слышали, что в ташкентском метро есть станции, связанные с первой ташкентской рок-группой «Киберги»? Их строил один из ее участников и очень отличился при этом. К этому моменту биографии ансамбля мы еще вернемся, а пока зафиксируем, что этот состав возник в 1967 г. при Ташкентском государственном университете.

Музыканты ансамбля назвали его «Киберги», вдохновившись серией рассказов польского писателя-фантаста Станислава Лема «Кибериада» и термином «киборг» — получеловек, полуробот. Ташкентские ребята только изменили буковки в окончании. Примерно также было образовано из двух слов название The Beatles = Beat (ритм) + Beetle (жук) великой британской рок-группы XX века.  Кроме того, название «киберги» после преобразований приобрело отдаленное узбекское звучание.  

Началось с того, что два ташкентских парня Володя Барамыков и Юра Батуев познакомились в одной из молодежных компаний, которые тогда можно было часто встретить по вечерам во дворах, в городских парках, на танцплощадках и по берегам ташкентских речек и каналов. Эти компании общались, пели под гитару (тогда чаще семиструнную), выпивали, случалось, ссорились. Картинки такой жизни представлена в первых кадрах знаменитых молодежных фильмов «Нежность» (1966) и «Влюбленные» (1968) узбекского режиссера Эльёра Ишмухаммедова. 

«Киберг» Владимир Барамыков. Фото из архива К. Раззаковой
«Киберг» Юрий Батуев. Фото из архива В. Батуевой

Но пока шел декабрь 1966 г. К дуэту «отцов-основателей» присоединились Георгий Люстер (с его подачи у группы появилось название «Киберги»), уже умевший играть на шестиструнной гитаре и барабанщик Игорь Ларин (с протезом вместо одной ноги, что вызывает в памяти очень популярную в 80-х гг. рок-группу Def Leppard, где был однорукий барабанщик). Так сложился квартет в классическом битловском составе: три гитары и ударные. У отца Володи, ветерана войны Валентина Григорьевича Барамыкова, были, что называется, «золотые руки». Он пообщался со знающими людьми, порылся в литературе, разобрался в теме и собрал ребятам акустические колонки. Родители обоих ребят вообще, очень хорошо восприняли увлечение сыновей и всячески помогали им.

Первый концерт состоялся в актовом зале Государственного Конструкторского Бюро Технологии и Машиностроения/ГКБТМ НПО «Технолог» 7 марта 1967 г. в канун женского праздника. Это официальная дата рождения рока в Узбекистане. «Киберги» явно «косили» под «Битлз» и зрители были в восторге. Аккуратные рубашки, галстуки, волосы на лоб… А, как похожа музыка… 

Первое выступление «Кибергов» 7 марта 1967 г. Актовый зал ГКБТМ НПО «Технолог». Битловская формула – три гитары и ударные.  Слева направо: Юрий Батуев, Георгий Люстер, Владимир Барамыков. Ударник Игорь Ларин за кадром. Фото: сайт В. Барамыкова в «ОК»

Слух об ансамбле, который «снимает битлов» один в один, моментально разнесся по городу. Одно за другим пошли приглашения выступить на разных мероприятиях от других ташкентских организаций. Еще вчера никому неизвестные пацаны обретали статус городских звезд. «Киберги» дали еще один мощный импульс развитию, говоря словами Володи Барамыкова, «битломагического движения» в Ташкенте.

Дома у Володи Барамыкова. Слева направо. Игорь Ларин, Георгий Люстер, Юрий Батуев, Владимир Барамыков. Фото из архива Г. Люстера

Вот, что рассказывает о своих встречах с «Кибергами» Владимир Фетисов, тогда битломан, а ныне писатель, исследователь истории Туркестана. «Первая рок-группа города Ташкента, которую я увидел и услышал, была «Киберги». Попал я на их выступление, ещё школьником, в 67-м или 68-м году. Я и мой друг Рамиль Ибрагимов случайно узнали, что в кафе «Уголок» возле Сквера вечером будут выступать «Киберги». Мы пришли задолго до начала. На втором этаже кафе, должно было состояться посвящение в студенты первого курса истфака ТашГУ и нас приняли за первокурсников. 

«Киберги» играли весь вечер. Это были битловские песни, одна на узбекском языке, — какие-то свои песни, популярные тогда в Ташкенте «Амазонки» Геннадия Садовникова, антивоенные песни протеста и т. д. А на первом концерте в парке Тельмана у них в составе был трубач. Вел концерт конферансье, который представил его так: «Как говорится, судьба играет человеком, а человек играет на трубе»  Это была первая рок-группа, которую я увидел и услышал как говориться живьём. А на самом последнем концерте они выступали в гусарских костюмах. Очень красиво было».

Записей выступлений «Кибергов» не сохранилось. Но песню «Птицы улетают», которую Барамыков написал в 1970 г. все-таки можно услышать. Уже в 90-х гг. Владимир заново спел ее вместе со своей супругой Куммуш Раззаковой (экс-солисткой ансамбля «Садо») 

Володя был человеком активным, контактным и к тому времени обзавелся неплохими связями в ташкентском эстрадном мире. Мир был небогат на музыкальную технику, но парень довольно быстро смог обеспечить ансамбль, точнее, рок-группу! — аппаратурой. Начинали с полусамопальными гитарами со звукоснимателями из телефонов. Усилители и звуковые  колонки были производства самаркандского завода киноаппаратуры «Кинап».

Но вскоре, со склада в шахтерском Ангрене, как писал на сайте uzrock.net летописец узбекского рока Геннадий Садовников, были куплены вполне достойные гитары Musima, сделанные на одной из лучших в Европе музыкальных фабрик в саксонском городе Маркнойкирхен, расположенном в ГДР в так называемом «музыкальном уголке» Германии (Musicwinkel). Там жители трех соседних городков уже более трех столетий занимаются изготовлением музыкальных инструментов, а название гитары Musima представляет собой аббревиатуру из слов Musikinstrumentenbau Markneukirchen – Фабрика музыкальных инструментов в Маркнойкирхене. На складе в Ангрене эти замечательные электромузыкальные инструменты оказались потому, что в силу важного народно-хозяйственного значения город обеспечивался тогда разным дефицитом, в том числе и электрогитарами. Инструменты были укомплектованы и нужными примочками.

«Как молоды они были…». Слева направо: Владимир Барамыков, Георгий Люстер, Юрий Батуев

«Многие импортные инструменты, — рассказывал в чате на ОК Володя, — покупали с рук у приезжих музыкантов из Польши, Болгарии, Югославии. Например, немецкий ревербератор Dynacord купили у польской группы «НО-ТO-ЦО» («Ну и что?»), за гитарой Egmond… специально летали в Ереван. Туда армянские эмигранты (навещавшие родину, авт.) привозили фирменные вещи, в том числе и инструменты». К слову, ревербератор был тогда далеко не у каждого музыкального коллектива. Та же «Ялла» обзавелась им лишь после триумфального выступления в Москве на конкурсе «Алло, мы ищем таланты».

* Справка. Первую самодельную электрогитару еще в 1955 г. создал в Ташкенте музыкант Узгосэстрады Борис Бочаров. Примечательно, что первая брошюра на тему как сделать электрическую гитару из обычной вышла в СССР в 1960 г. А Боря Бочаров из Ташкента пятью годами раньше уже приладил к своему инструменту адаптер, подключил усилитель-чемоданчик и гитара зазвучала по-новому. Первая фабричная электрогитара появилась в Ташкенте в 1961 г. у артиста Узгоэстрады Владимира Свечникова.

Александр ПОПОВ

На заставке. Одна из первых фотографий «Кибергов». Аккуратные мальчики в белых рубашках. Слева направо: Владимир Барамыков, Юрий Батуев, Георгий Люстер, сидит Игорь Ларин. Фото: сайт В. Барамыкова в «ОК»

При подготовке статьи были использованы:

— материалы Геннадия Садовникова на сайте uzrock.net,  

— дружеский чат ташкентских музыкантов на сайте Владимира Барамыкова в «ОК» по адресу: https://ok.ru/profile/527563014268

Автор благодарит за помощь при подготовке материала Венеру Батуеву, Мастуру Исхакову, Эльера Ишмухаммедова, Владимира Фетисова, Георгия Люстера

Фотографии. Кадры из фильма, посвященного памяти Владимира Барамыкова, если не указано другое. 

Продолжение следует

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Очень любопытные вещи узнал. В свое время был наслышан про Киборгов,Скифов, но на концертах побывать не приходилось. Зато хорошо помню Садовникова на танцах в ОДО. Большая благодарность автору, особенно за редкие фотографии!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Выступление президента Узбекистана на заседании законодательной палаты Олий Мажлиса подвергли лингвистическому анализу

Выступление охватывает ключевые аспекты экономической политики, социального развития и взаимодействия между исполнительной и законодательной властью. 20 ноября текущего года...

Больше похожих статей