Реализуемость прав человека, включая избирательные права, на практике зависит от тех гарантий, которыми права подкреплены. Сами по себе нормативные положения, посвященные избирательным правам и действующие в конкретной стране, выступают в качестве одной из их гарантий: важным шагом в реализации прав является их установление в общеобязательных актах.
Особое значение для реализации избирательных прав имеют избирательные органы. От того, как они функционируют, зависит, насколько эффективно реализуются избирательные права. От работы судебных органов зависит, насколько адекватно защищаются и восстанавливаются нарушенные избирательные права. В то же время и работа других органов также позволяет осуществлять те или иные элементы избирательных прав и защищать присущими соответствующим органам методами.
Для реализации избирательных прав важны все гарантии. При отсутствии каких-либо видов гарантий затруднительна полноценная реализации избирательных прав. Разные виды гарантий прав дополняют друг друга, но наличие гарантий тех или иных видов не могут компенсировать в достаточной мере отсутствие гарантий других видов.
Законодательное установление гарантий избирательных прав граждан
Избирательный кодекс Республики Узбекистан является базовым законом, который устанавливает и регулирует гарантии избирательных прав граждан, конкретизирует в целом право граждан избирать и быть избранными в соответствии с конституционными нормами (Ст.ст.128-129 Конституции Узбекистана).
В данном Кодексе закреплены принципы недопущения дискриминации граждан при осуществлении ими активного и пассивного избирательного права (ст. 4), свободного волеизъявления и тайного голосования (ст. 7), открытости и гласности избирательного процесса (ст. 8), право участия граждан в предвыборной агитации (ст.ст. 45, 48), а также в деятельности избирательных комиссий (ст.ст. 13, 25 и т.д.). В этом документе закреплены также гарантии защиты избирательных прав граждан в судебном порядке (ст. 102).
Ответственность за нарушение избирательных прав граждан Республики Узбекистан
Нарушения прав граждан Республики Узбекистан при проведении выборов в органы государственной власти могут быть выявлены на всех стадиях избирательного процесса. Законодательством закреплен перечень противоправных действий, за которые может наступить ответственность, предусмотренная Уголовным кодексом (УК) Республики Узбекистан. Так, в УК определены меры наказания за нарушение равноправия граждан (ст. 141), за нарушение законодательства об обращениях физических и юридических лиц (ст. 144), за нарушение законодательства об организации, проведении выборов или референдума (ст.146), за воспрепятствование осуществлению избирательного права или полномочий доверенных лиц (ст. 147). Глава V-1 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности предусматривает 8 составов административных правонарушений в области организации и проведения выборов и референдума.
Субъектами вышеуказанных противоправных действий могут быть граждане, члены избирательных комиссий, другие должностные лица, представители политических партий, общественных объединений.
Кроме того, необходимо отметить, что международные требования по проведению выборов предполагают полное обеспечение прав человека. Нарушение этих требований, прежде всего, рассматривается как нарушение прав человека.
Всякое умышленное нарушение законодательства о выборах, которое совершается заинтересованными людьми с целью добиться незаконного и неправомерного результата, наказывается в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан. Лица, виновные в нарушении законодательства о выборах, несут ответственность в установленном порядке (ст. 103 Избирательного кодекса Республики Узбекистан).
Институциональная обеспеченность избирательных прав граждан Республики Узбекистан
Право граждан Республики Узбекистан избирать и быть избранными призваны обеспечивать несколько органов и организаций, имеющих установленные законодательством задачи и полномочия. К ним относятся избирательные комиссии, органы внутренних дел, органы прокуратуры, средства массовой информации (СМИ) и суды.
Важнейшей гарантией демократичности избирательного процесса и реализации конституционных прав и свобод избирателей и иных участников выборов выступает действующая в Республике Узбекистан система избирательных комиссий, статус которых подробно регламентируется избирательным законодательством. В систему избирательных комиссий Узбекистана входят: Центральная избирательная комиссия; территориальные избирательные комиссии; районные и городские избирательные комиссии; окружные избирательные комиссии по проведению выборов областного и Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов; участковые избирательные комиссии (ст.11 Кодекса).
Практика проведения выборов последних лет убедительно доказывает ведущую роль этих органов в создании условий, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
Избирательным Кодексом Республики Узбекистан также установлено, что избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период проведения избирательной кампании обращения физических и юридических лиц о нарушении требований Кодекса или по другим вопросам организации выборов (за исключением жалоб на действия и решения избирательных комиссий), проводить проверки по этим обращениям и давать письменные ответы в трехдневный срок, а по обращениям, поступившим за менее 6 дней до выборов либо в день голосования, — незамедлительно (ст. 101 Кодекса).
Органы прокуратуры при получении сообщений о нарушении избирательного законодательства, имеющем признаки преступлений, предусмотренных соответствующими статьями законодательства, проводят проверку фактов, изложенных в сообщениях, и в дальнейшем действуют в зависимости от ее результатов.
Органы внутренних дел выполняют задачи по охране общественного порядка и предупреждению правонарушений в ходе проведения выборов.
Проверка подписных листов при реализации права на выдвижение кандидатов
На этапе выдвижения и регистрации кандидатов могут возникнуть споры в связи с тем, что политической партии отказано в праве участвовать в выборах, если обнаружена фальсификация подписей в подписных листах (ст. 39 Кодекса). Правильность составления подписных листов, представленных политическими партиями, проверяется Центральной избирательной комиссией, которая для проверки правильности составления подписных листов может привлекать специалистов органов внутренних дел, органов юстиции, а также учреждений, представителей политических партий. Их заключения могут служить основанием для признания Центральной избирательной комиссией подписей в подписных листах фальсифицированными.
Подписные листы для проверки отбираются путем выборки. Проверке подлежат не менее 15% от необходимого количества подписей избирателей и соответствующие сведения об избирателях, поставивших подписи в подписных листах.
О выявленных несоответствиях и отклонениях от требований Избирательного Кодекса Республики Узбекистан в представленных к регистрации документах ЦИК в установленном порядке сообщает соответствующим политическим партиям.
Согласно ст. 31 Избирательного Кодекса избирательные бюллетени должны печататься на государственном языке, но по решению окружной избирательной комиссии они должны печататься и на языках, которыми пользуется большинство населения избирательного округа.
Обжалование действий избирательных комиссий или других участников выборов непосредственно избирателями может иметь также место при нарушении принципа тайного голосования, срока оповещения граждан о времени и месте голосования, невключения избирателей в приложение к списку избирателей, если их фамилии не попали в список избирателей, отказе избирателю в проведении голосования по месту пребывания и т. д.
Право наблюдения за выборами
Право наблюдения за выборами предоставлено представителям политических партий, средств массовой информации (СМИ), наблюдателям от других государств и международных организаций, которые ведут мониторинг за соответствием проводимых выборов демократическим стандартам. Права и обязанности наблюдателей, уполномоченных представителей политических партий, представителей СМИ нашли отражение в главе 6 Избирательного кодекса (Ст.ст.33-35). Результаты мониторинга периодически доводятся до сведения избирательных комиссий с целью исправления допущенных нарушений.
Судебная защита избирательных прав граждан
В последнее время в Республике Узбекистан возрастает роль как внесудебной защиты избирательных прав граждан, так и судебной защиты. Так, в соответствии со ст. 102 Избирательного кодекса решения избирательных комиссий могут быть обжалованы органами политических партий, выдвинувшими кандидатов, кандидатами, доверенными лицами, наблюдателями и избирателями в суд в течение 5 дней после принятия решения. Решения ЦИК могут быть обжалованы в Верховный суд Республики Узбекистан в течение 5 дней после принятия решения. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 3 дней после ее поступления, а если до дня выборов осталось менее 6 дней, — незамедлительно. Лица, подавшие жалобу, имеют право непосредственно участвовать при рассмотрении жалобы.
Остановимся на характерных чертах судебной защиты избирательных прав граждан.
Во-первых, органы судебной власти своими решениями обеспечивают свободный характер выборов и тем самым гарантируют реальное участие граждан в управлении делами государства. Защищая избирательные права граждан посредством вынесения обязательных для исполнения решений, отмена которых невозможна никаким иным властным органом, суды обеспечивают соответствие итогов голосования фактическому волеизъявлению граждан.
Во-вторых, суды защищают демократические принципы, на основе которых граждане реализуют свое избирательное право: к таким принципам относятся всеобщность, равенство, альтернативность, выборов и т. д.
В-третьих, органы судебной власти своими решениями препятствуют распространению противозаконных избирательных «технологий», прежде всего в сфере предвыборной агитации и финансирования избирательных кампаний.
В-четвертых, деятельность органов судебной власти повышает значимость законодательства об основных гарантиях избирательных прав граждан, прививает субъектам избирательного процесса уважение к закону, «дисциплинирует» кандидатов, заставляет их более ответственно относиться к правам избирателей и других претендентов на депутатские мандаты и выборные должности.
Каждый заявитель при обращении в суд обязан указать, в чем заключается, по его мнению, нарушение или угроза нарушения его избирательных прав. Это требование является принципиально важным для всех избирательных споров, ему неукоснительно следуют в судебной практике.
Установив обоснованность жалобы, суд признает оспариваемое решение или деяние (действие либо бездействие) незаконным, обязывает нарушителя избирательных прав гражданина-заявителя удовлетворить его требование либо восстанавливает его нарушенные избирательные права иным путем.
Рассматривая обращение о нарушении избирательных прав граждан, суд общей юрисдикции выступает в качестве первой инстанции, разрешающей избирательный спор, или осуществляет контроль эффективности правозащитной деятельности избирательных комиссий, если соответствующее обращение рассматривалось ими ранее. Во втором случае избирательная комиссия должна привлекаться в качестве ответчика или соответчика (совместно с участником избирательного процесса, которому первоначально было адресовано требование заявителя).
Решение органа судебной власти не подлежит пересмотру каким-либо другим государственным органом, а только в случае обращения вышестоящей судебной инстанцией. Следовательно, можно говорить о самодостаточности, окончательном характере судебной защиты избирательных прав гражданина.
Суд наделен законом весьма эффективными полномочиями в сфере защиты избирательных прав граждан. В отличие от избирательных комиссий он обладает принудительными механизмами исполнения собственных решений. Более того, само обращение в суд с аналогичными требованиями приостанавливает правозащитную деятельность комиссии.
Омон МУХАМЕДЖАНОВ, доктор юридических наук, профессор ТГЮУ
Источник-https://lex.uz/ru/docs/4386846?ONDATE2=08.05.2023&action=compare
Решения суда по избирательным спорам должны вступать в законную силу немедленно, поскольку иное исключало бы реальное восстановление в правах, что не согласуется с гарантиями судебной защиты, закрепленными в статье 44 Конституции Республики Узбекистан. |