back to top
27.5 C
Узбекистан
Воскресенье, 15 сентября, 2024

Архитектура не должна нагнетать социальную конфликтность. Альтернативная деятельность

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,800ПодписчикиПодписаться

Часть первая

Часть вторая
Часть третья

По настоящему главным рабочим инструментом ведения работы и любой формы дискуссий — всегда являлось общественное обсуждение.
У архитекторов есть культурные навыки и умение высказывать свое творческое мнение публично — только «власть» не привыкла прислушиваться и правильно реагировать на эти высказывания.

Пока административные ведомства мнят себя единственным субъектом «принятия решения»- общественное мнение, в лице СА, не сможет и не будет играть действенную роль.

Сегодня, к сожалению, между архитектурным сообществом и «инстанциями», управляющими процессами застройки и развития городов существует «дефицит» доверия. И «дружественным» это взаимоотношение назвать нельзя.
Отсюда возникает задача как организационно наладить и законодательно закрепить участие архитектурного сообщества в обсуждениях и принятий решений по реализации проектов застройки городов, комплексных планов и программ их развития.
С приданием СА Узбекистана статуса Республиканского Архитектурно — Экспертного Совета — будет означать о реальности регулирования процессов градоформирования застройки городов, научно — прогнозного обоснования развития территорий и архитектурно — обьемного проектирования.

В настоящее же время отсутствует правовая основа отношений между архитектурным сообществом и властью. То есть, нет юридических норм, которые определяли бы права и обязанности обеих сторон. Не разработаны и формы диалога руководящих инстанций и профессиональных архитекторов, не выработан общий язык для взаимопонимания, нет настоящего знания интересов и проблем друг друга.

Архитекторы лишены в доступе на получение достоверной социальной информации о городе и районах строительства, о намерениях и планах проектирования, а » руководители » лишены элементарных знаний о том, что такое город в реальности, квкие требования он предьявляет к ним, по каким закономерностям он развивается и функционирует.

Все это приводит к произвольным, противоречащим жизни городов градостроительным решениям со стороны руководителей городов — к попыткам волевых решений сложных проблем городской среды.

В статьях Градостроительного кодекса Республики Узбекистан — механизмы этих взаимоотношений и работ не прописаны.
СА Узбекистана должен базироваться на основе саморегулирующей организации, через обьединение головных проектных институтов, творческих обьединений и проектных фирм и мастерских.
Во всех странах Европы существуют саморегулируемые организации — палаты, камеры, ордены либо институты, наряду с общественными организациями.

Это наиболее эффективный метод регулирования архитектурной деятельности, так как оно становится самостоятельным юридическим лицом.

Законодательно установить ареалы сфер влияния архитекторов — профессионалов в структуре инвестиционно — строительного процесса в Республике Узбекистан.

Охват практической деятельности архитектора, как за рубежом, должен простираться от первого этапа замысла до момента, когда здание или комплекс построенно и начало функционировать. Это же касается и градостроительных работ.
Период профессиональной вовлеченности архитектора в процесс разработки и осуществлений проектов должна состоять из стадий: — предпроектное обследование, — концептуальное предложение, — эскизный проект, — проектная документация, — рабочая документация, — участие в подготовке тендерной процедуры по подбору подрядчика, — подготовка договора на подрядные работы и ответственность сторон, — операция по надзору на строительстве.

Квк видим, зарубежная система архитектурной деятельности в рамках практики основана, прежде всего, на принципах профессиональной ответственности архитектора на протяжении всего творческого цикла.
У нас же, до сих пор, законодательно закрепленная роль архитектора только как изготовителя проектной документации, без какой — либо возможности участвовать в разработке бизнес — концепции проекта и без возможности влиять на процесс реализации — от и до.

Союз Архитекторов — это единственная организация, которая обьединяет архитекторов по всей республике. Членов СА и так слишком мало и живут они и без того в недружественном окружении инвестеров и властей. Союзу архитекторов необходимо найти любые новые формы взаимодействия с властью.

Союз должен представляться СОДРУЖЕСТВОМ ОРГАНИЗАЦИЙ не только архитекторов, градостроителей, ландшафтников, но и обьединять художников, дизайнеров и представителей СМИ.

Союз Архитекторов должен заботиться также об уровне квалификации своих членов — это вызвано необходимостью обеспечить безопасность строительства реализуемых обьектов (проектов).
В Союзе Архитекторов Р. Узбекистана будет организован реестр регистрации архитекторов, членов союза : — об их образовании, — об их профессиональном уровне и — об их истории проектно — строительной деятельности.


Регистрация будет служить официальным юридическим подтверждением квалификации архитектора — для заказчика, что она будет служить препятствием выполнению особо сложных проектов и комплексов не квалифицированными лицами…
Квалификация, которое фиксирует профессиональный рост будет подтверждаться участием членов союза в конкурсах, выставках и т. п. Союз Архитекторов в разных юрисдикциях будет предоставлять услуги и по градостроительству, и по реконструкции старогородских и исторических зон, и по реставрации памятников архитектуры и множество других.

Вопрос только в том, что готовы ли профессиональные архитекторы взять на себя груз ответственности за управленческие и, отчасти, финансово — юридические составляющие проектов, которые сейчас находятся в руках технического заказчика, чтобы иметь возможность конкурировать с зарубежными архитекторами и фирмами.

Но, к сожалению вся наша профессиональная деятельность проходит сегодня сугубо » по понятиям «, при неприемлемом качестве уровня проектов, методам ведения строительства и яром желании заказчика работать непременно с зарубежными архитекторами. Так как в нашем отечественном законодательстве определение » архитектор » не существует. Нет определения — нет профессии. Нет профессии — нет архитектуры.

Так уж устроена наша жизнь, что она подчинена самым разным законам. Есть законы жизни, которые действуют сами по себе, помимо нашей воли и желаний, и есть законы и правила, которые написаны для нас другими людьми, и мы соблюдаем их, как граждане своей страны.

Путь к выходу архитектуры как искусства мы должны избрать сами. Компьютеры бессильны разрешить эту задачу. Она по плечу только — архитектору — художнику — творцу.

Бахтиер МАГДИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Чхусок-2024: Праздник Единства и Корейской Культуры, яркие впечатления фестивального дня. Фото, видео

14 сентября 2024 года во Дворце корейской культуры и искусств в Узбекистане состоялся долгожданный фестиваль «Чхусок-2024». Это стало одним...

Больше похожих статей