25 июля в Центральном банке Республики Узбекистан состоялась пресс-конференция в связи с решением правления ЦБ о снижении основной ставки на 0,5% и установлении ее на уровне 13,5% годовых.
Председатель Центрального банка Мамаризо Нурмуратов подробно рассказал представителям средств массовой информации о факторах, повлиявших на принятие данного решения, и совместно с заместителем председателя ЦБ Бехзодом Хамраев ответил на вопросы журналистов.
Что такое основная ставка? Эта базовая величина, влияющая на все остальные ставки, по которым банки взаимодействуют друг с другом и ЦБ. Она действует на внутренний спрос и инфляцию, так как от нее зависит уровень процентных ставок в экономике, следовательно, функционирование бизнес-процессов, потребительские возможности населения. Если ЦБ повышает ставку, значит, уровень инфляции ускоряется. Чем выше инфляция, тем ниже экономический рост, покупательская способность, доходы населения. Понижение основной ставки означает положительные сдвиги в экономике, повышение уровня жизни людей. Надо отметить, что основная ставка уже снижалась с 15% до 14% в марте 2023 года. 25 июля текущего года ее снизили до 13,5%.
Понижение основной ставки влияет на уровень процентных ставок коммерческих банков по кредитам и депозитам. Это значит, что они могут предоставлять кредиты населению по более низким процентным ставкам.
Что же повлияло на снижение основной ставки?
Базовая инфляция, отражающая долгосрочную тенденцию изменения уровня цен, снизилась с начала года на 2,6 пункта и составила в июне 5,9%. Это можно объяснить тем, что вторичный эффект изменения тарифов на энергию оказался меньшим, чем ожидалось. Уровень годовой инфляции в июне составил 10,6%. Ожидается, что в конце года общая инфляция составит около 9%, а к концу 2025 года приблизится к уровню 5% таргета.
Во II квартале 2024 года ускорился экономический рост, который поддерживают высокая активность в промышленности, строительстве и сфере услуг. По итогам I полугодия экономика выросла на 6,4% в реальном выражении. Высокая инвестиционная активность, в частности прямые иностранные и частные капиталовложения, повлияли на увеличение общего инвестиционного спроса. Повышение инвестиционной и производственной активности отражается на росте валового внутреннего продукта – рыночной стоимости всех произведенных в стране товаров и услуг, предназначенных для потребления населением. В 2024 году ВВП был повышен до 5,7 – 6-2%.
В связи с изменениями в расходах населения и предпринимателей предполагается определенная умеренность совокупного потребительского спроса. Равновесие между совокупным спросом и предложением обеспечивает сохранение относительно жестких денежно-кредитных условий в экономике. Это, в свою очередь, повышает привлекательность сумовых сбережений и обеспечивает рост депозитов населения.
В условиях высоких темпов экономического роста основных торговых партнеров и благоприятной конъюнктуры мировых цен, экспортные поступления и денежные переводы будут увеличиваться активнее по сравнению с первоначальными прогнозами. Во II квартале текущего года наблюдался значительный приток валюты в экономику по различным каналам, что положительно сказалось на стабилизации обменного курса сума.
– В то же время до конца года сохраняются некоторые проинфляционные риски в связи с неопределенностью относительно продолжения текущей динамики инфляционных ожиданий и высоким уровнем базовой инфляции услуг, – отметил Мамаризо Нурмуратов. – Центральный банк продолжит проводить относительно жесткую денежно-кредитную политику, направленную на достижение 5% таргета. Последующие решения по основной ставке будут приниматься исходя из динамики и прогнозов инфляции, поступающих данных по инфляционным ожиданиям и макроэкономическим показателям.
В ходе пресс-конференции были затронуты различные вопросы, в том числе по внешнему долгу Узбекистана, который на сегодняшний день превысил 38 млрд долларов.
– Хочется отметить, что ни одно государство не может активно развиваться без внешних вливаний, собственных средств для этого недостаточно. Даже самые развитые страны мира имеют внешний долг, – сказал Мамаризо Нурмуратов. – В Законе Республики Узбекистан «О Государственном бюджете Республики Узбекистан» обозначена максимально допустимая величина внешнего долга. Сумма выплаты процентов по нему вложена в бюджет. Прежде чем принимать решение о получении займа, изучается вопрос, выносится заключение и принимается соответствующее решение. Государство серьезно относится к этому вопросу.
Несколько вопросов касалось темы отказа банками Узбекистана в платежах бизнесу из России.
– Мы периодически получаем информацию о принятых санкционных мерах касательно компаний России и других стран и, естественно, наши коммерческие банки делают соответствующие выводы об обслуживании таких кредитов. Это не значит, что ЦБ дает указание, нет, каждый банк сам принимает решение. Но мы следим за процессом, поскольку с этим связана репутация банков. Мы информируем коммерческие банки о том, в отношении каких организаций приняты санкционные меры, кто попал в санкционный список, кто из наших узбекских компаний имеет связь с этими организациями. Для нас важно, чтобы наши субъекты не потеряли свои активы, — отметил Мамаризо Нурмуратов
Несмотря на то, что санкции препятствуют нормальному сотрудничеству банковских систем двух стран, по объему денежных переводов в Узбекистан лидирует Россия.
Полуторачасовая беседа председателя и заместителя председателя Центробанка с журналистами получилась конструктивной и познавательной. Следующая встреча, возможно, состоится в сентябре, после очередного заседания правления ЦБ по рассмотрению основной ставки.
Динара Шамухамедова