back to top
35.8 C
Узбекистан
Среда, 17 июля, 2024

Мозаики Ташкента: журналисты и блогеры изучили культурное наследие

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,530ПодписчикиПодписаться

На излете июня два комфортабельных автобуса повезли журналистов и блогеров по улицам Ташкента для знакомства с одной из визитных карточек столицы – уникальными мозаиками братьев Жарских. Чем же они уникальны? Кто такие братья Жарские? Об этом и многом другом мы расскажем в данном материале. Но вначале уточним, что пресс-тур «Мозаики Ташкента: живая история» был организован payme, хокимиятом города Ташкента и Фондом развития культуры и искусства Узбекистана, а знакомил нас с оригинальными панно один из инициаторов популяризации архитектуры ташкентского модернизма Александр Фёдоров.  Итак, поехали…

Ташкентский модернизм

 Разрушительное землетрясение 1966 года почти стерло с лица земли столицу Узбекистана. Город начали отстраивать заново и пригласили для этого лучших специалистов. С конца 1960-х до начала 1980-х Ташкент был полигоном для архитектурно-строительных экспериментов. Проектировщики учитывали все: сейсмичность, жаркий климат, национальные особенности, восточный колорит. Дома должны были быть удобными, добротными и красивыми. Так появились уникальные здания, которым потом дали определение «ташкентский модернизм», частью которого были мозаики братьев Жарских. 

Шло время, менялись реалии, а с ними и мышление людей. В то время как об оригинальных объектах советского модернизма, построенных в нашей столице, писали книги – к примеру, немецкий архитектор Филипп Мойзер выпустил труд «Сейсмический модернизм. Архитектура и домостроение советского Ташкента» – новое поколение предпринимателей и чиновников стало закрашивать и завешивать баннерами «пережитки советского прошлого», не понимая ни ценности, ни уникальности этих самых «пережитков». Только благодаря неравнодушным людям, болеющим душой за родной город, потратившим много сил, времени и энергии на то, чтобы власти обратили внимание на неповторимые рисунки на торцах ташкентских многоэтажек 1970-80-х годов, они обрели вторую жизнь. Теперь 157 мозаичных панно, не только в Ташкенте, но и в других городах Узбекистана, включены в Национальный перечень объектов недвижимости материального культурного наследия как памятники монументального искусства. Один из энтузиастов, Александр Федоров, в ходе пресс-тура рассказал много интересных фактов о рисунках и их авторах.

Братья Жарские

Петр, Николай и Александр Жарские, сыновья художника Василия Жарского, родились во Франции в период эмиграции их родителей. В 1947 году семья вернулась на родину. Петр к тому моменту успел окончить школу изящных искусств в Тулузе (Франция). В России он отучился в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной, Александр закончил Казанское художественное училище, Николай – Ленинградскую академию художеств. В Ташкент братья Жарские приехали в 1970-е годы отстраивать город после землетрясения, устроились художниками на завод железобетонных изделий. Традицию украшать торцы и фасады зданий мозаикой и рельефными панно заложил Петр – монументалист по образованию. Он разглядел в обычных стенах «серые бетонные холсты» и начал их расписывать. Так в копилке братьев оказалось порядка 400 декорированных многоэтажных жилых домов. Кроме торцевых стен, мозаиками украшались карнизы, межоконные пространства, стены над подъездами и возле них, станции метро, фасады ведомственных учреждений, например, газетного корпуса концерна «Шарк». В бывшем Союзе нигде, кроме Ташкента, ничего подобного не было. Да и в столице нет ни одной повторяющейся мозаики. Даже если рисунки похожи, то цвета разнятся.

Что изображалось?

Мозаики Жарских – это полет фантазии, вплетающий в единый узор традиционных ориенталистских орнаментов – гирих (геометрического) и ислими (растительного) особые смыслы и идеи. Пластика линий, перетекающих в фигуры, создают фантастические композиции. В согласии с исламскими традициями, на панно не изображались люди, и братья-мастера придерживались этого обычая, гармонично вплетая лики в общее полотно. Если и появлялся образ человека, то стилизованный. Например, Беруний на мозаике, выложенной сбоку фасада дома по улице Бабура, смотрятся как символ смелости, мудрости, бесстрашия. Приглядишься к нему, и увидишь мудреца в чалме или смелого льва – фантазия человека безгранична, Жарские придавали импульс к ее раскрытию. 

Мастерам была близка космическая тема. Дома по улице Корасув украшены удивительными по красоте и полету мысли мозаиками. Символы безграничного неба – облака, птица Симург, самолеты, звезды и даже ангельские крылья способны унести воображение к безбрежным высотам. А космонавт, нарисованный на доме по улице Лабзак, воспринимается не покорителем Космоса, а звездным странником. Даже на обычных плитках, из которых собирались композиции, изображены стилизованные многоконечные звезды, и все они разные. 

Кстати, рабочие могли ненароком поменять плитки местами. Если приглядеться к мозаике на доме по улице Корасув, то можно увидеть, что острые лучи звезды находятся там, где должны волнами расходиться облака. Таких эксклюзивных панно немало.

Можно долго рассказывать о ташкентских мозаиках, но лучше хотя бы раз увидеть их воочию. Надо просто собраться и проехать по улицам столицы или зайти на сайт «Мозаики Ташкента», где собраны фотографии, локации и исторические сведения о 447 панно, включая утраченные. Те же, кто любит интерактивные прогулки, могут совершить их с помощью мобильного приложения, имеющего функцию дополненной реальности, которое уже доступно в AppStore и Android. 

Выбор за вами.

Динара Шамухамедова.

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В сентябре начнут поэтапно внедряться новые правила установления инвалидности

16 июля 2024 года было принято постановление президента «О дополнительных мерах по совершенствованию системы установления инвалидности». Согласно этому постановлению, будет...

Больше похожих статей