На излете июня два комфортабельных автобуса повезли журналистов и блогеров по улицам Ташкента для знакомства с одной из визитных карточек столицы – уникальными мозаиками братьев Жарских. Чем же они уникальны? Кто такие братья Жарские? Об этом и многом другом мы расскажем в данном материале. Но вначале уточним, что пресс-тур «Мозаики Ташкента: живая история» был организован payme, хокимиятом города Ташкента и Фондом развития культуры и искусства Узбекистана, а знакомил нас с оригинальными панно один из инициаторов популяризации архитектуры ташкентского модернизма Александр Фёдоров. Итак, поехали…
Ташкентский модернизм
Разрушительное землетрясение 1966 года почти стерло с лица земли столицу Узбекистана. Город начали отстраивать заново и пригласили для этого лучших специалистов. С конца 1960-х до начала 1980-х Ташкент был полигоном для архитектурно-строительных экспериментов. Проектировщики учитывали все: сейсмичность, жаркий климат, национальные особенности, восточный колорит. Дома должны были быть удобными, добротными и красивыми. Так появились уникальные здания, которым потом дали определение «ташкентский модернизм», частью которого были мозаики братьев Жарских.
Шло время, менялись реалии, а с ними и мышление людей. В то время как об оригинальных объектах советского модернизма, построенных в нашей столице, писали книги – к примеру, немецкий архитектор Филипп Мойзер выпустил труд «Сейсмический модернизм. Архитектура и домостроение советского Ташкента» – новое поколение предпринимателей и чиновников стало закрашивать и завешивать баннерами «пережитки советского прошлого», не понимая ни ценности, ни уникальности этих самых «пережитков». Только благодаря неравнодушным людям, болеющим душой за родной город, потратившим много сил, времени и энергии на то, чтобы власти обратили внимание на неповторимые рисунки на торцах ташкентских многоэтажек 1970-80-х годов, они обрели вторую жизнь. Теперь 157 мозаичных панно, не только в Ташкенте, но и в других городах Узбекистана, включены в Национальный перечень объектов недвижимости материального культурного наследия как памятники монументального искусства. Один из энтузиастов, Александр Федоров, в ходе пресс-тура рассказал много интересных фактов о рисунках и их авторах.
Братья Жарские
Петр, Николай и Александр Жарские, сыновья художника Василия Жарского, родились во Франции в период эмиграции их родителей. В 1947 году семья вернулась на родину. Петр к тому моменту успел окончить школу изящных искусств в Тулузе (Франция). В России он отучился в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной, Александр закончил Казанское художественное училище, Николай – Ленинградскую академию художеств. В Ташкент братья Жарские приехали в 1970-е годы отстраивать город после землетрясения, устроились художниками на завод железобетонных изделий. Традицию украшать торцы и фасады зданий мозаикой и рельефными панно заложил Петр – монументалист по образованию. Он разглядел в обычных стенах «серые бетонные холсты» и начал их расписывать. Так в копилке братьев оказалось порядка 400 декорированных многоэтажных жилых домов. Кроме торцевых стен, мозаиками украшались карнизы, межоконные пространства, стены над подъездами и возле них, станции метро, фасады ведомственных учреждений, например, газетного корпуса концерна «Шарк». В бывшем Союзе нигде, кроме Ташкента, ничего подобного не было. Да и в столице нет ни одной повторяющейся мозаики. Даже если рисунки похожи, то цвета разнятся.
Что изображалось?
Мозаики Жарских – это полет фантазии, вплетающий в единый узор традиционных ориенталистских орнаментов – гирих (геометрического) и ислими (растительного) особые смыслы и идеи. Пластика линий, перетекающих в фигуры, создают фантастические композиции. В согласии с исламскими традициями, на панно не изображались люди, и братья-мастера придерживались этого обычая, гармонично вплетая лики в общее полотно. Если и появлялся образ человека, то стилизованный. Например, Беруний на мозаике, выложенной сбоку фасада дома по улице Бабура, смотрятся как символ смелости, мудрости, бесстрашия. Приглядишься к нему, и увидишь мудреца в чалме или смелого льва – фантазия человека безгранична, Жарские придавали импульс к ее раскрытию.
Мастерам была близка космическая тема. Дома по улице Корасув украшены удивительными по красоте и полету мысли мозаиками. Символы безграничного неба – облака, птица Симург, самолеты, звезды и даже ангельские крылья способны унести воображение к безбрежным высотам. А космонавт, нарисованный на доме по улице Лабзак, воспринимается не покорителем Космоса, а звездным странником. Даже на обычных плитках, из которых собирались композиции, изображены стилизованные многоконечные звезды, и все они разные.
Кстати, рабочие могли ненароком поменять плитки местами. Если приглядеться к мозаике на доме по улице Корасув, то можно увидеть, что острые лучи звезды находятся там, где должны волнами расходиться облака. Таких эксклюзивных панно немало.
Можно долго рассказывать о ташкентских мозаиках, но лучше хотя бы раз увидеть их воочию. Надо просто собраться и проехать по улицам столицы или зайти на сайт «Мозаики Ташкента», где собраны фотографии, локации и исторические сведения о 447 панно, включая утраченные. Те же, кто любит интерактивные прогулки, могут совершить их с помощью мобильного приложения, имеющего функцию дополненной реальности, которое уже доступно в AppStore и Android.
Выбор за вами.
Динара Шамухамедова.
Это же символы нехорошего советского прошлого? Да или нет?
Да ты прав, в СССР тоже были маляры но с серпастой молоткастой символикой, А эти видно «не доглядели»,
У это вида искусства должно быть определение — «Наркомовское граффити»
Если мои комментарии ожидают модерации. Вот пусть модераторы и комментируют. Оно де меня де модерирует де.
Явно унижая мою честь и достоинство. Оно де высокосознательное. а я де дибил нуждающийся в присмотре и контроле. Меня так и подмывает встать на четвереньки и покружится у ног модератора.
Пшли Вон! С моего комьютера.