Мало кто знает, что в годы Великой Отечественной войны оружие Победы в тылу ковали не только старики, женщины и дети. Огромным оказался и вклад 150 тысяч узбекских мужчин, которые работали день и ночь, чтобы фронт был обеспечен техникой. Впервые об их подвиге заговорили семь лет назад — стараниями ученых из российской Перми.
22 июня в России — День памяти и скорби. День памяти о том, как 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на СССР. День памяти о десятках миллионов советских людей, жизни которых оборвались из-за нацистов. В последнее время за рубежом, правда, все чаще стараются «забыть» о подвиге советского народа или преуменьшить его. Например, в недавно вышедшем фильме Гая Ричи «Министерство неджентльменских дел» рассказывается о Второй мировой — и ни слова о солдатах Красной Армии, только о британцах и американцах. Хотя что можно требовать от режиссера, если попытки фальсификации позволяют даже политики — чего стоит новость о том, что на мероприятие в честь 80-летия высадки войск союзников в Нормандии не пригласили… Россию.
Благо есть официальные документы. Множество важных архивных данных о Великой Отечественной войне стало доступным широкой аудитории благодаря труду специалистов Пермского государственного архива социально-политической истории. Семь лет назад они начали изучать деятельность трудомобилизованных в годы войны людей — и установили, что порядка 150 тысяч уроженцев Узбекской ССР трудились в составе трудовых батальонов на крупнейших промышленных предприятиях, шахтах и стройках Союза.
Руководитель исследования, он же директор архива и председатель Пермского отделения Российского военно-исторического общества Сергей Неганов говорит: для него тема работы в тылу — личная.
«Моя мама в 1942 году в возрасте 14 лет пошла работать на завод, работала на фрезерном станке, — вспоминает он. — Да, действительно в тылу остались ковать оружие Победы старики, женщины и дети. Да, они совершили подвиг. Но не они одни. Только их руками создать оружие было невозможно. Изучая эту тему, мы выяснили, что специально на предприятия присылали сильных мужчин, в том числе из Узбекской ССР, чтобы они помогали в работе промышленных объектов. Дети стояли за станками, но не могли носить, к примеру, тяжести. И в этом им помогали трудомобилизованные».
Сила в справедливости
О результатах исследования Сергей Неганов рассказывает на всех научных конференциях и форумах, представляя там 616-страничный научный сборник, в который включены уникальные архивные документы. Кстати, благодаря им удалось собрать данные о 1334 трудармейцах.
«Эта информация важна и для нашего края, и для Узбекистана, потому что это недостаточно освещенный подвиг. И мы будем говорить о нем везде. Я рад, что к этой теме проявил интерес Институт истории Академии наук Узбекистана, его сотрудники только что выпустили сборник об участии узбекистанцев в Великой Отечественной войне и включили в него наши данные, — отмечает Неганов. — Когда мы приехали в Ташкент говорить о вкладе узбекского народа в Победу, меня потом спрашивали: «А зачем вам это надо — в Перми рассказывать об узбеках?» Но, знаете, я в Ташкенте видел памятник Амиру Темуру, где выгравирован его девиз: «Сила в справедливости». Это правильные слова. Надо быть справедливым в отношении тех, кто побеждал фашизм. Со стороны трудомобилизованных узбеков даже начало работы на предприятиях было подвигом — им ведь все было непривычно: климатические условия на фоне Узбекистана тяжелые. Да даже до мелочей доходило: например, в Средней Азии капусту не выращивали, а у нас это был один из основных овощных продуктов. К еде приходилось адаптироваться, а работы много и она сложная».
Как рассказывает главный научный сотрудник Института истории Академии наук Узбекистана, доктор исторических наук, профессор Мухайё Исакова, изучение архивных материалов позволяет раскрыть новые страницы в истории войны.
«Естественно существовали проблемы социальной адаптации трудармейцев к холодному климату и к еде. Особенно они нуждались в восстановлении связи с родными и близкими. Вопрос языка стоял остро, потому что многие знали русский недостаточно хорошо, а вокруг никто не говорил по-узбекски. Правительство Узбекской ССР организовывало сбор теплых вещей и подарков, концерты с участием узбекских артистов и литераторов, им отправляли литературу и газеты на родном языке, а также письма, чтобы они не чувствовали потери связи с родными местами, а еще, чтобы знали, что происходит на поле боя, как продвигаются советские солдаты. Было важно, чтобы мобилизованные понимали — их труд вдали от дома дает свои плоды», — рассказывает она.
Сейчас исследованием интересуется и музей «Шон-Шараф».
«Мы бы хотели с помощью этого музея организовать выставку, — говорит Сергей Неганов. — Важно, чтобы молодые узбекистанцы знали: в каждом залпе «Катюши» есть вклад их народа (в годы ВОВ на Кировском заводе в Закамске, одном из самых больших микрорайонов Перми, производили порох для легендарных артиллерийских установок — прим. ред.).
Хранители памяти
Памятник, символизирующий вклад Узбекской ССР в Победу, в ближайшее время должен появиться в Ташкенте. Речь идет о «Ленинградском монументе», открытие которого запланировано на осень этого года в знак благодарности узбекскому народу, принявшему блокадников Ленинграда. Узбекистан и Россия вместе стремятся сберечь память о Великой Отечественной войне, но еще десять лет назад все было иначе. До прихода Шавката Мирзиёева в стране не раз предпринимались попытки стереть память о совместном прошлом, причем в буквальном смысле слова. В школьных учебниках термин «ВОВ» заменила «Вторая мировая война», в которую Узбекистан, оказывается, «был вовлечен», а не отважно боролся с фашистами. Демонтировали памятник Дружбы народов, изображающий семью Шомахмудовых, исчез монумент Собира Рахимова.
Однако все это в прошлом, что подтверждает грандиозный «Парк Победы».
Сохранить память о подвиге наших народов Узбекистан намерен и на международном уровне — напомним, что в декабре прошлого года Генассамблея ООН приняла российскую резолюцию, разработанную вместе с Узбекистаном и другими странами СНГ, о борьбе с героизацией нацизма. Что интересно: документ поддержали 118 стран, а против выступили 49. Среди противников обнаружились Германия, США, страны Балтии и Украина. И это логично: если западная коалиция заинтересована в отдалении Прибалтики и Украины от России и СНГ, да и сама Украина оказалась во власти неонацистов, от которых иногда страдают узбеки — в конце 2023 года интернет облетело видео, как на одном из украинских рынков продавщицу-узбечку обрызгали из перцового баллончика только за то, что она не смогла изъясняться на «мове» и использовала русский язык.
Чтобы таких ситуаций не было, бороться с прославлением фашизма и нетерпимости к другим и правда нужно глобально — на площадках ООН и через международные проекты. Кстати, проекты такого рода не первый год реализуются в Узбекистане и отличаются своей добротой и воспитательной составляющей. Так, узбекистанские подростки участвуют в акции «Волонтеры Победы», каждый год поздравляя ветеранов ВОВ с праздниками. К сожалению, участников войны становится все меньше. В этом году в списках для поздравлений осталось всего 49 человек.
Активно готовятся дети и к акции «Свеча памяти» — когда с заходом солнца ребята собираются на больших открытых площадках и зажигают свечи в память о тех, кто прошел ужасы Великой Отечественной и выстоял. Иными словами, в честь своих дедушек и бабушек, настоящих героев, заслуживающих быть увековеченными.
И, конечно, нам, узбекам, важно помнить о геройских подвигах русских и других народов СССР, вместе выковавших Победу в Великой Отечественной войне.