Уровень оскорблений и угроз в интернете растет по всему миру. Ненависть, злость, недоброжелательность стали обыденными в социальных сетях. Любая информация, вброшенная на форумы, даже не подразумевающая дискуссию, вызывает нервозное и стервозное сопровождение неадекватными комментаторами.
Такое поведение лежит в плоскости психиатрии и имеет огромное количество объяснений самыми разными причинами.
Совсем по другим причинам некие пользователи социальных сетей целенаправленно стараются побольнее оскорбить: или своих недругов, или политических деятелей, или руководителей различных государственных структур, выплескивая на них все собственные нерешенные проблемы.
Узбекистан не исключение в списке таких стран.
В нашей стране так же, как и в других, люди и даже организации недовольны публикацией критических замечаний в свой адрес.
Многие журналистские расследования недобросовестной деятельности различных организаций и структур вызывают у них протесты и попытки оспорить в суде опубликованные материалы.
Кто-то не привык к публичной информации о своих неправедных делах, кому-то вообще не нравится критика в свой адрес.
Но такова объективная реальность и с этой реальностью многим людям придется жить – свобода выражений своего мнения и интернет сегодня неразрывно связаны друг с другом.
При этом надо понимать, что совсем всё другое, когда вместо критики в социальных сетях некие пользователи обрушиваются на своих визави/противников/врагов с откровенными оскорблениями, да порой еще в такой форме…
Именно такие информационные провокации необходимо пресекать, опираясь на Законы, действующие во всех странах.
Проблема заключается в том, что большинство людей не знают законы, в соответствии с которыми оскорбления людей или организаций караются и приводят к штрафам, оплаты морального ущерба или даже ограничением свободы. Но понятно, что такое незнание закона не освобождает от наказания.
А некоторые думают – ах, меня это не коснется. И это несмотря на то, что в сети Интернет полно ярких примеров, когда лица, льющие грязь, пишущие всякие мерзости в отношении глав государств, оказываются фигурантами уголовных дел. Вот например, в 2018 году гражданин Бельгии осужден к шести месяцам тюремного заключения за оскорбление короля Филиппа во время массового мероприятия, а в 2016 году немецкий комик Ян Бёмерманн оказался под следствием за стихотворение, оскорбляющее президента Турции.
Иногда, обвиняемые по таким судебным процессам становятся объектами интереса правозащитных организаций, готовых критиковать законы страны, в которых виновных наказывают за совершенные проступки. К примеру, правозащитники активно выступали за защиту журналистки из Турции Седаф Кебаш назвав её «политзаключенной», которая в январе 2022 года была осуждена по решению суда за публичное оскорбление президента Р.Эрдогана.
Одна из таких организаций, рьяно защищающих граждан нашей страны (оскорбляющих Главу государства), от якобы произвола судов — Human Rights Watch (HRW).
HRW – это одна из многих, но, пожалуй, самая известная независимая международная организация, защищающая права людей по всему миру.
В общем сотрудники HRW выполняют свою работу и вряд ли стоит этому удивляться. У них такая работа, и за неё они получают зарплату.
HRW публикует в прессе итоги своей деятельности, обвиняя правительства за несовершенство законов, по которым против людей, выражающих публично свое мнение, выносятся обвинительные приговоры.
При изучении высказываний HRW по осужденным в Узбекистане за оскорбление Главы государства напрашиваются несколько вопросов/комментариев.
- Почему в своем отчете по Узбекистану HRW указали только тех осужденных, которые оскорбляли Главу государства, но не изучили и не осветили случаи, когда такие оскорбления льются в адрес простых граждан?
Из этого следует, что HRW интересна защита лишь тех, кто пишет гадости в адрес президента, а оскорбление простых граждан не в сфере интересов правозащитников. Странно, не правда ли?
- В практике многих стран публичные оскорбления в сети интернет в адрес лидеров государств, царских особ преследуются по законам.
Интересно, что, например в Европе существуют общие стандарты, касающиеся уголовной ответственности за оскорбление глав государства.
Примером могут служить:
Бельгия-Оскорбление короля в Бельгии является преступлением, караемым до трех лет тюрьмы;
Дания-Оскорбление короля или главы правительства карается лишением свободы на срок до четырех лет. Оскорбление других членов королевской семьи может привести к тюремному заключению на срок до трех лет;
Франция-Хотя закон об уголовном преследовании за оскорбление президента был отменен в 2013 году, президент по-прежнему имеет специальную защиту от клеветы, за что предусмотрен штраф до 45 000 евро;
Германия-Публичное оскорбление президента Германии карается тюремным заключением на срок от трех месяцев до пяти лет;
Нидерланды-Закон предусматривает наказание до пяти лет тюрьмы за оскорбление монарха;
Польша-публичные оскорбления главы государства караются тюремным заключением на срок до 3 лет;
Испания-карается тюремным заключением до двух лет.
В этом списке есть и другие страны Европы.
Очень важным является факт того, что законы об оскорблении глав государств основаны на решениях ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА (ЕСПЧ). СУД поясняет, что такие дела необходимо рассматривать в контексте статьи 10 Европейской конвенции по правам человека, касающейся свободы выражения мнений.
А теперь внимание! ЕСПЧ не считает законы, предусматривающие уголовную ответственность за оскорбление глав государства, полностью недопустимыми.
Вряд ли стоит удивляться тому, что в сети приводятся примеры, когда Фемида выносит обвинительные заключения за такие преступления в Европе.
Чтобы не быть голословным приведу конкретные примеры о наказаниях, которые понесли нарушители законов об оскорблении глав государств в европейских странах:
Нидерланды. В 2012 году пользователь Twitter был осужден на полгода тюрьмы за оскорбление королевы Беатрикс II;
Бельгия. В 2007 году гражданин страны был приговорен к тюремному заключению за обвинение короля Альберта II в сексуальных преступлениях против детей; а в 2018 году бельгиец был приговорён к шести месяцам тюремного заключения за оскорбление короля Филиппа во время демонстрации;
Польша. В 2012 году некий Роберт Фрыч был приговорен к 15 месяцам лишения свободы за оскорбление президента на своем сайте Antykomor.pl. На сайте были размещены сатирические материалы, включая игру, в которой пользователи могли стрелять овощами в виртуального президента; в том же году создатель сайта о президенте Брониславе Коморовском был осужден на десять месяцев;
Дания. В 2017 году датский политик Расмус Палудан был осужден на несколько лет за оскорбительное поведение по отношению к королеве Маргрете II;
Германия. В 2016 году немецкий комик Ян Бёмерманн оказался под следствием за стихотворение, оскорбляющее президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана;
Испания. в 2007 году несколько активистов были оштрафованы и осуждены за сожжение фотографий испанского короля Хуана Карлоса; а в 2018 году испанский рэпер Валтоник был осужден на 3,5 года тюрьмы за оскорбление королевской семьи в своих песнях.
Но вот, что странно. В отчетах HRW всегда описаны такие преступления, но совершенные в Беларуси, РФ, Иране, Турции, Таиланде, других стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Почему HRW обходит стороной страны ЕС?
Возможно, что ответами на эти вопросы/комментарии может служить информация о самой HRW.
Во-первых, в своей деятельности HRW не руководствуется законами, а только принципами и декларациями: Всеобщей декларацией прав человека; Европейской конвенцией о защите прав человека. Организация при подготовке материалов сотрудничает с активистами, журналистами и представителями гражданского общества.
Во-вторых, HRW получает финансовые средства только от определенных спонсоров, например: Фонд Сороса; Фонд Форда; Фонд Макуртуров; других фондов и частных лиц. Организация не принимает пожертвования от государственных организаций.
В-третьих, с результатами исследований достаточно часто не согласны многие чиновники стран демократического мира, которые считают выводы HRW предвзятыми и односторонними.
Многие объясняют результаты таких расследований личностными приоритетами и предпочтениями (в понимании прав человека) конкретными сотрудниками HRW.
Интересно также и то, что во многих странах, даже демократических, отчетам HRW никто серьезного внимания не уделяет, считая сотрудников этой организации леваками.
Возможно, и мне не нужно было обращать внимание на отчет HRW.
Искандер МАХМУДОВ