История тридцать первая. Часть 2.
В предыдущем выпуске проекта рассказ об Институте национального эстрадного искусства (ИНЭИ) имени Батыра Закирова приостановился на правилах приема в Институт. Продолжаем знакомить вас с этим необычным учебным заведением, о котором рассказывает исполняющая обязанности профессора Института Нодира Аманова.
Как построен процесс преподавания в институте?
По всем направлениям в основе обучения в институте лежит система «устоз-шогирд» («преподаватель — ученик»), где важную роль играет активность обучающегося в достижении цели. Она подразумевает обучение и воспитательную работу, направленные на подготовку звезд.
Занятия проводятся на узбекском и русском языках. Вокалисты и инструменталисты занимаются как под аккомпанемент концертмейстера, так и под минус-фонограмму. Выпускники готовятся к государственным экзаменам в сопровождении Национального эстрадно-симфонического оркестра под управлением Заслуженного деятеля искусств Узбекистана, композитора, почетного профессора — Алишера Икрамова. Оркестр аккомпанирует студентам и на экзамене.
Выпускные экзамены проходят в Большом зале консерватории ГКУз в форме открытого концерта. Выступления студентов могут также проходить в Малом, Органном и Камерном залах консерватории.
Занятия при необходимости проходят с использованием слайдов, аудио и видео приложений, включая выход в интернет. Например, в рамках недавних мероприятий, связанных с днем рождения Батыра Закирова, в Институте была представлена литературно-музыкальная композиция с чтением отрывков из произведений о Мастере, демонстрацией слайдов под музыку и прослушиванием песен в его исполнении.
Обучение строится по модульной системе. Например, модуль «Эстрадная музыка», который веду я. Он разделен на три курса, каждый – на два семестра по 30 часов. Три года студенты проходят «Историю джаза», «Историю рок музыки», «Историю поп-музыки». Еще в 2007 г., когда занятия проходили в консерватории, я подготовила учебное пособие «Жаз ва эстрада мусикаси тарихи» («История джаза и музыкальной эстрады»). В программе истории джаза, например, отмечен такой эпизод истории джазового искусства Узбекистана как приезд в Ташкент в 1962 г. в рамках гастролей по СССР американского оркестра Бенни Гудмана. Тогда в один из вечеров ташкентские музыканты славно отыграли джем-сейшен с американцами. В курсы по истории джаза включены темы от становления его классических форм (новоорлеанский, чикагский, свинг, би-боп и т д.) до модального и авангардного джаза. У студентов любимая тема – этно-джаз. Естественно, они изучают историю узбекского джаза, исполнительские приемы его современных представителей. Джазовый вокал преподает, пожалуй, лучший представитель этого жанра в республике Мансур Ташматов.
В нашем информационно-ресурсном центре представлены более восьми тысяч книг и партитур. Образован исследовательский центр для проведения научных, прикладных и творческих изысканий по национальной эстраде. Планируется создание фонотеки. Пока работаем с тем, чем владеют педагоги.
Какие специальности в институте наиболее популярны?
Эстрадное инструментальное исполнительство и эстрадное пение. Сегодня в институте 478 студентов, из них 138 на кафедре эстрадного пения.
Есть ли среди студентов действующие артисты?
Да, конечно. Это, например, лауреаты республиканских и международных конкурсов, участники популярных проектов: Малика Хакимова («Славянский базар-2023» – III место, Гран-при телепроекта «Артист»), Мусагали Молдабаев (Гран-при «Голос»/Казахстан), Ноила Хабибуллаева и Анатолий Назаров (премии молодых талантов Узбекистана «Нихол»)… Рухсора Собирова получает Государственную стипендию имени И. Каримова. Кафедру «Эстрадное пение» закончили Заслуженная артистка Узбекистана Севара Назархан, Оксана Нечитайло (Согдиана), Хуршид Иногамов (Матин), Гулсанам Мамазоитова, Зоя Цой, Айсель Балич и многие другие.
При Институте планируется создание Музея Батыра Закирова. Расскажите подробнее об этом проекте.
Масштабная работа по увековечиванию памяти великого узбекского певца началась в 2021 году, когда в связи с его 85-летием было принято специальное постановление. Именем Батыра Закирова названа улица, где расположены Государственная консерватория Узбекистана и институт им. Б. Закирова, учреждены национальная премия имени великого артиста, конкурс вокалистов на лучшее исполнение песен Мастера. Ее первыми обладателями стали наша выпускница Севара Туланова (Гран-при), Сардор Шавкатов (II место) и Ижод Хусанов (III место). Учреждены государственные стипендии имени Батыра Закирова. Принято решение о создании музея его имени. Предполагается собрать в нем документы, исторические вещи и другие экспонаты, отражающие жизнь и творческий путь Батыра Закирова и в целом династии Закировых. Намечен Международный конкурс эстрадного искусства имени Батыра Закирова, планируются съемки фильма о Певце. Надеюсь, это будет музей его имени, посвященный эстраде Узбекистана в целом и, скажем так, освященный именем выдающегося Мастера.
Хочу также добавить, что не так давно у нас установились плодотворные отношения с двумя милыми девушками, докторантками Гарвардского и Йельского университетов, которые пишут диссертации по темам национальной музыки центрально-азиатского региона, включая эстраду.
Президент Узбекистана Шавкат Миромонович Мирзиёев в Институте национальногоэстрадного искусства при ГКУз. © O‘zbekiston Prezidentining Matbuot xizmati
На заставке выступление ректора Института национального эстрадного искусства имени Батыра Закирова при Государственной консерватории Узбекистана Аваза Максудовича Мансурова перед сотрудниками в актовом зале Института.
Подготовил Александр ПОПОВ
Фотографии предоставлены Н. Амановой.
Продолжение музыкальных историй следует