Две крупные даты украсили в этом году музыкальный календарь: 220 лет исполнилось со дня рождения Михаила Ивановича Глинки и 185 лет со дня рождения Модеста Петровича Мусоргского. Два гиганта, два композитора, воплотившие в своём творчестве историческое прошлое русской земли и её народа. Их известность давно перешагнула пределы России. Так, два юбилея русских национальных музыкальных гениев сошлись в двух недавних концертах вокальной музыки, состоявшихся в Органном зале Государственной консерватории Узбекистана при поддержке представительства Россотрудничества в Республике Узбекистан.
Отшумели аплодисменты, разошлись слушатели, жизнь вернулась в обычную колею, а память хранит один из этих концертов, который прошёл на одном дыхании, и который довелось вести автору этих строк. Он был просто удивителен! Слушатели в полной мере смогли насладиться мелодичной и задушевной музыкой и талантом великих авторов, а также мастерством исполнителей. Пожалуй, назову их имена: это солисты ГАБТ имени А. Навои – народный артист Узбекистана Аваз Раджабов, заслуженный артист Узбекистана Руслан Гафаров, лауреаты международных конкурсов Анжелика Мухаметзянова, Азиза Мухамедова и молодой педагог кафедры академического пения и оперной подготовки, лауреат международных конкурсов Антонина Нестерова. За роялем весь вечер была лауреат республиканского и дипломант международных конкурсов, профессор Государственной консерватории Узбекистана Махфуза Казакбаева.
Однако, всё по порядку. Немного о гениях русской музыки.
Итак, Глинка – основоположник национальной оперы и русского классического романса, автор знаменитых произведений для симфонического оркестра, чьё творчество оказало определенное влияние на становление и развитие творческого процесса многих русских и зарубежных композиторов.
Он создал такие известные произведения, как оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», фантазию «Камаринская», испанские увертюры «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», симфоническое скерцо «Вальс-фантазию», «Патетическое трио» и многие другие. Глинка был велик во всём.
Чайковский однажды сказал, что из «Камаринской» Глинки, как дуб из жёлудя выросла вся русская симфоническая музыка. А из его песен и романсов выросла вся русская камерно-вокальная музыка. По словам современников, Глинка был непревзойдённым исполнителем своих романсов. Голос его был тенор, не особенно высокий, но чисто грудной, звучный во всём регистре. Его исполнение было непередаваемым.
К камерно-вокальной лирике Глинка обращался на протяжении всей творческой жизни, создав свыше 70-ти песен и романсов (в том числе цикл «Прощание с Петербургом») на слова А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Мицкевича, А. Дельвига, В. Жуковского, Н. Кукольника и других.
В прошедшем концерте прозвучали некоторые из них: «Жаворонок», слова Н. Кукольника, «Бедный певец», слова В. Жуковского (А. Нестерова), «Забуду ль я», слова С. Голицына, «Не говори, что сердцу больно», слова Н. Павлова, «Сомнение», слова Н. Кукольника (Р. Гафаров), «Не называй её небесной», слова Н. Павлова (А. Мухаметзянова), «Как сладко с тобой мне быть», слова П. Рындина (А. Мухамедова), «Я здесь, Инезилья» и «В крови горит огонь желанья» – слова А. Пушкина (А. Раджабов) и другие. Их музыка была пронизана волнующими чувствами. Исполнители с удивительной тонкостью и изысканной нюансировкой передали самые разнообразные эмоции: любовь, печаль, душевный порыв, восторг, разочарование и т. д.
Выразительно и проникновенно были исполнены ария Вани А. Мухамедовой и романс Антониды А. Нестеровой из оперы «Иван Сусанин», а также каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» Анжеликой Мухаметзяновой.
Не остался без внимания исполнителей и Мусоргский – один из самых дерзновенных новаторов XIX столетия, далеко опередивший своё время и оказавший огромное влияние на развитие русского и европейского музыкального искусства. Музыкального образования он не получил. В его творчестве нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты, однако самобытность его при жизни не была в полной мере оценена. Современники язвили, сравнивая его сочинения с «шипением самовара», но потомки признали, что Мусоргский опередил свой век на десятилетия.
Он работал в различных жанрах: в его творческом наследии – оперы, оркестровые пьесы, циклы вокальной и фортепианной музыки, романсы и песни, хоры. С начала XX века и поныне его оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», цикл фортепианных миниатюр «Картинки с выставки», вокальные циклы «Песни и пляски смерти», «Детская» признаются шедеврами мирового музыкального искусства.
Камерную вокальную музыку Мусоргский, как и Глинка, сочинял на протяжении всей жизни. Им было создано около 70 произведений.
Развивая традиции А. С. Даргомыжского, композитор использовал жанры монолога-сцены, монолога-рассказа, баллады, драматической и сатирической песни. Он обращался к стихам современных русских авторов – А. Кольцова, Н. Некрасова, А. Плещеева, А. Толстого, В. Курочкина, А. Голенищева-Кутузова, а также к поэзии И. В. Гёте и Г. Гейне. Нередко композитор сам писал тексты для своих произведений.
Артисты, показав упоительную красоту мелодий Мусоргского, сумели передать слушателям всю сложность и многогранность замысла композитора. Большое впечатление произвело выступление А. Мухаметзяновой, исполнивший романс М. Мусоргского «Но если бы с тобою я встретиться могла» на слова В. Курочкина и думку Параси из оперы «Сорочинская ярмарка», сумев, передать целую гамму чувств, которыми прониклись слушатели.
Также оценил зал и выступление А. Нестеровой с вокальной миниатюрой «В углу» из цикла «Детская», все семь композиций которой композитор написал на собственные тексты. В этом романсе изображены два персонажа: няня и мальчик Мишенька (так он себя называет). Слушая выразительное исполнение певицы, публика легко представляла себе няню и напроказившего мальчика, старающегося всеми правдами и неправдами избежать наказания.
Сильное впечатление произвела А. Мухамедова в сцене гадания Марфы из оперы «Хованщина», в которой на первый план вышел её актёрский дар, её природная способность не только чувствовать зал, но и взаимодействовать с ним. Перед слушателями предстала сильная духом женщина, опальная боярыня – и глубоко страдающая, любящая женщина, сердце которой опалено горячей и неразделённой любовью.
Завершала концерт известная ария «Чуют правду…» Ивана Сусанина из одноимённой оперы Глинки в исполнении Р. Гафарова, продемонстрировавшего разудалую мощь голоса и славянскую открытость темперамента.
Весь концерт певцам аккомпанировала профессор Махфуза Казакбаева. Выпускница РСМШ имени В. А. Успенского (класс специального фортепиано заслуженного учителя Узбекистана, почётного профессора Т. А. Попович) и Ташкентской консерватории (класс профессора А. М. Геккельмана), она неистово училась, пополняя свой образовательный багаж искусством фортепианной игры. В итоге Махфуза Султановна выросла в большого профессионала, умеющего помочь в выборе репертуара, дать квалифицированный совет, направить исполнителя в нужное русло. Прекрасная пианистка, чуткий, вдумчивый музыкант с тонким художественным аккомпанементом, она, безусловно, способствовала успеху выступлений певцов. Ей удалось, используя большую палитру звуковых красок, остаться на втором плане, поддерживая солистов, нигде их не «перекрывая» по звуку.
Насыщенная программа, сочетание разнообразных номеров сделали концерт тёплым и незабываемым. Исполнители творили с большим энтузиазмом, наполняя музыку выразительными эмоциями. Каждый романс и ария вызывали сильные чувства, находя отклик в сердцах слушателей, которым артисты подарили замечательное настроение, множество положительных эмоций, оставив приятное впечатление от прикосновения к изумительному миру вокальной музыки М. И. Глинки и М. П. Мусоргского.
Без сомнения, этот концерт останется в памяти каждого, кто на нём побывал. Все сидящие в зале, получили огромное удовольствие, и долго аплодировал исполнителям за прекрасный вокальный вечер, который прошёл на одном дыхании. Да, он действительно удался! Браво!
Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото из интернета.