Автомобильный рынок Узбекистана продемонстрировал некоторый рост в краткосрочной перспективе, сохраняя при этом понижательные тенденции относительно прошлого года. В мае, в сегменте новых легковых авто наблюдается важный сдвиг в динамике продаж. Рынок электромобилей вновь отметился наиболее высокими темпами роста продаж, а Ташкент показал, что является безусловным лидером, концентрируя большую часть спроса в данном сегменте.
Центр экономических исследований и реформ ежемесячно проводит анализ ситуации на автомобильном рынке Узбекистана.
По результатам общие продажи автотранспортных средств в мае по республике выросли на 14% и достигли 101 тыс. единиц. Тем не менее в годовом исчислении активность снизилась на треть.
В мае объем реализации легковых автомобилей достиг почти 90 тыс. единиц, увеличившись на 14%. Увеличение продаж легковых автомобилей стало первым положительным показателем восстановления рынка за последние три месяца с февраля т.г.
Анализ региональной динамики продаж легковых автомобилей показывает, что наиболее значительный рост наблюдался в Сурхандарьинской – на 62,7%, Навоийской – 25,6% и Ферганской областях – 19,6%.
Тем не менее, рынок легковых автомобилей в годовом измерении также сократился на треть. Этот спад может быть объяснен более заметным снижением доли вторичного рынка, который заметно уменьшился за тот же период.
Ситуация на первичном авторынке
На первичном рынке легковых автомобилей продажи в мае выросли в полтора раза относительно уровня апреля и составили почти 29 тыс. Однако, в годовом выражении отмечается спад активности на 13,6%.
Тенденция к сокращению темпов продаж новых машин отечественного производства сменилась заметным ростом в данном сегменте. В частности, продажи новых автомобилей узбекского производства выросли почти вдвое, превысив 26 тысяч единиц. Напротив, по сравнению с маем 2023 года, фиксируется снижение активности в этом сегменте на 12,4%.
Сегмент легковых иномарок
Рынок легковых иностранных автомобилей также продемонстрировал повышение активности. В мае продажи выросли на 20% и составили 2,4 тысячи авто. Однако, относительно уровня прошлого года, продажи легковых иностранных автомобилей уменьшились примерно на четверть.
Вторичный рынок легковых автомобилей
Ситуация на вторичном рынке легковых автомобилей характеризуется некоторым краткосрочным улучшением, но при сохранении заметного годового снижения объемов реализации.
В частности, вторичный рынок легковых авто отметился некоторым повышением активности на 3,4%. В целом продажи за месяц в данном сегменте составили порядка 61 тыс. авто.
Вместе с тем, в годовом выражении, по сравнению с маем прошлого года, наблюдается более заметный спад на 43,5%.
Ситуация на рынке электромобилей
В мае сегмент легковых электромобилей вновь продемонстрировал высокие темпы роста продаж, которые достигли рекордных значений, увеличившись на одну треть по отношению к апрелю. Объем реализации достиг 3,8 тысячи единиц. Относительно уровня мая прошлого года, продажи электромобилей увеличились в 2 раза.
Лидером в этом сегменте безусловно можно считать город Ташкент, на долю которого в мае месяце пришлось свыше 76% от совокупных продаж электромобилей в стране.
Сектор по связям с общественностью ЦЭИР