Вначале прошлого десятилетия что-то странное произошло с молодёжью сперва на Западе, а затем — по всему миру. Резко выросло количество самоубийств, дети почувствовали себя более одинокими и стали чаще впадать в депрессию. Упали средние баллы по математике и литературе.
Сегодня представители поколения Z выросли. Они не против жить с родителями, не активно ищут работу, а управленцам сложнее наладить с ними контакт. Как рассказал Сэм Альтман, глава создателей Chat GPT, впервые с 1970-х в Силиконовой долине нет ни одного выдающегося предпринимателя младше 30.
Специалисты всё ещё разбираются, что именно произошло с последним поколением XX века. Как пишет в статье для The Atlantic американский социальный психолог Джонатан Дэвид Хайдт, часть ответов лежит на поверхности. Когда пришли социальные сети, дети перенесли в онлайн дружбу и свидания, достижения и разочарования. А затем, с появлением смартфонов, в интернет перекочевала вся их жизнь.
Воспитание по-новому
В конце 1970-х отношение к детям заметно изменилось. С распространением телевидения журналисты получили возможность освещать каждое происшествие с их участием. Родители, в свою очередь, поняли, что хотят максимально обезопасить своих детей, оградить от опасных игр и груза ответственности, исключить из жизни ненужный риск.
Между тем риск, как и игра, — дело молодости. В первые годы жизни происходит настройка и калибровка мозга: ребёнок оттачивает полезные в будущей жизни навыки, учится преодолевать препятствия и рассчитывать свои силы. Главным вознаграждением за ошибки здесь служит именно опыт, незаменимый в будущем.
К шести годам детский мозг достигает примерно 90 процентов от объёмов взрослого. Подросток усваивает социальные и культурные нормы, осваивает физические, аналитические и творческие навыки. Сохраняются часто используемые синапсы и нейроны, исчезают ненужные связи.
Методы воспитания конца XX века вступили в конфликт с физиологией. Вместо того чтобы доверять детям, родители решили держать их дома. Дело было не только в безопасности: заметно выросла конкуренция за качественное образование, стали популярны специальные развивающие мероприятия для подростков под контролем взрослых.
В последние годы в развитых странах увидеть ребёнка на улице без сопровождения стало чем-то из ряда вон выходящим. Согласно опросу исследовательского центр Pew, родители в США обычно придерживаются мнения, что детям должно быть не меньше 10 лет для игры без присмотра во дворе перед собственным домом и не менее 14 лет — для самостоятельных прогулок.
Статистически такие дети, ограждённые от рисков и ответственности, становятся гораздо более тревожными и чрезвычайно осторожными во взрослой жизни. Но, несмотря на всю неоднозначность подхода, новые методы воспитания стали лишь частью проблемы нового поколения. Оставшиеся дома, в безопасности, дети нашли себе новое развлечение, которое со временем становилось всё более доступным. Они оказались во власти технологических компаний.
Персональный компьютер для каждого
Больше всего повезло миллениалам. В 2003 году в США только 55 процентов домохозяйств обладали компьютерами с доступом в интернет. В те годы молодые люди пока еще не чувствовали себя депрессивными и одинокими, даже напротив: согласно статистике, миллениалы в среднем оказались здоровее и счастливее, чем их предшественники из поколения X.
Компьютеризация в те годы выглядела безобидно. В начале 00-х общаться с друзьями стало гораздо проще благодаря появлению новых сервисов вроде MySpace или Facebook. Но тогда подростки не могли проводить всё время в соцсетях: компьютер в семье обычно был один, и он стоял в гостиной. Сотовые телефоны оставались в первую очередь телефонами, а не умными многофункциональными устройствами.
Первые смартфоны появились в 2007-м с пришествием iPhone. Тогда же начал распространяться высокоскоростной интернет. По американской статистике, в 2011-м смартфон был только у 23% подростков, а в 2015-м — уже у 73%. Четверть из них заявляли, что почти всегда остаются онлайн.
Многие родители восприняли цифровизацию благосклонно. На Западе было принято считать интернет средоточием свободны мнения и знаний, а основателей IT-гигантов вроде Стива Джобса или Сергея Брина — пророками будущего. Несмотря на споры вокруг социальных сетей, чаще всего родители считали, что для ребёнка полезно находиться на острие прогресса.
С появлением компьютеров, интернета и смартфонов отпрыски нашли, чем себя занять, а родители освободили время для собственных важных дел. Казалось, все в выигрыше.
Несмотря на то, что соцсети установили формальные ограничения по возрасту на регистрацию, по сей день они остаются по большей степени ширмой. Любой достаточно смышлёный ребёнок 10 лет может создать несколько учётных записей где угодно без разрешения. Наконец, родители не считали правильным требовать от ребёнка ограничения доступа к собственной странице в соцсетях, чтобы тот не чувствовал себя одиноким. Так сформировалась картина, которую общество получило сегодня.
Смарт-детство
По последним данным Gallup, американские подростки проводят только в социальных сетях около пяти часов в день. В это число не входит остальная деятельность, связанная с компьютерами и смартфонами, иначе число было бы в 2 раза больше.
По данным на 2022 год, треть подростков «почти постоянно» посещали одну из крупнейших соцсетей, почти половина из них — интернет в целом. Когда они не спят, то большую часть свободного времени тратят на онлайн.
Большую часть жизни подростки обменивают на контент. С утра многие из них первым делом проверяют новости в социальных сетях, лайки, новые комментарии к своим постам.
В прошлом десятилетии сократилось даже среднее количество времени, которое подростки тратят на сон. Многие исследования связывают это с использованием перед сном различных девайсов, особенно для просмотра соцсетей. Кроме того, дети стали меньше времени тратить на физическую активность, чтение литературы (хоть интерес к ней и без того падал в последние десятилетия) и личное общение.
Статистически до компьютерного бума молодые люди проводили с друзьями в среднем около двух часов в день, не считая времени в школе. В 2000-х число начало уменьшаться, а в 2010-х падение ускорилось. К 2019-му показатель снизился с двух часов до 67 минут. Поколение Z годами дистанцировалось от общества. Как оказалось, локдауны периода COVID-19 не стали причиной одиночества подростков, а попросту довершили начатое.
Но так ли это плохо? Ведь даже в интернете дети тратят время на общение с друзьями, будь то соцсети или видеоигры. Действительно, виртуальное общение обладает уникальными преимуществами, особенно для подростков, которые изолированы из-за географических или других причин. Тем не менее в цифровом мире общение всё равно неполноценно. Нет многих особенностей реального мира: гораздо меньшую роль играют язык жестов и мимика, недостаёт синхронизации, которая позволяет подгадывать момент для взаимодействия.
В то же время, прервать общение в интернете значительно проще благодаря механизму чёрного списка. В реальной жизни человек тратит значительные усилия, чтобы войти в определённый круг знакомств, что убеждает договариваться, адаптироваться друг к другу и учиться взаимопониманию. В интернете можно просто добавить человека в чёрный список, если с ним не получилось найти общий язык, и так избавиться от лишних проблем.
В итоге общение в онлайне менее насыщенно по сравнению с реальной жизнью. Больше того, в интернете люди порой ведут себя так, как никогда не стали бы в реальной жизни. Онлайн может вывести из равновесия даже взрослых — что же говорить о детях, которые только учатся общаться? Ребёнок, чьё детство прошло в смартфоне, может вырести более скованным, застенчивым и тревожным. Он будет больше подвержен сравнениям со сверстниками. В будущем, по словам Хайдта, такие дети окажутся более склонны к пассивному поведению.
В середине 2010-х изменения в психике детей начали отображаться на учебном процессе. Представители поколения Z в университетских кампусах просили обеспечить их «безопасным пространством», начали чаще жаловаться на «микроагрессию» и «язык ненависти». Многие придавали огромный вес даже словесному выражению резких эмоций.
Проблемы в общении — не единственное последствие детства в смартфоне. Другая проблема — ослабление концентрации внимания. Даже взрослому человеку не так просто удерживать внимание на одной задаче, сидя за компьютером. У подростков ещё меньше внутренней мотивации сосредотачиваться на одном, тем более когда отвлечь внимание может что угодно.
Как показало проведённое в 2023-м исследование Common Sense Media, средний подросток сегодня получает 237 уведомлений в день, около 15 каждый час бодрствования. Любая большая задача, творческая или нет, требует умения удерживать на ней внимание. У подростков поколения Z внимание сильно фрагментировано из-за потока уведомлений, обеспечивающих быстрые и доступные эмоции. Даже во время занятий в классе дети со смартфоном листают соцсети. Может быть, именно поэтому и начались глобальные проблемы со средней успеваемостью.
Зависимость от соцсетей или видеоигр в плане поведения нейронов не похожа на химические зависимости от опиатов или алкоголя. Но суть неизменна: мозг получает сильное воздействие дофаминовых нейронов. Происходит адаптация к высокому уровню дофамина, при недостатке которого начинаются тревога, бессонница и раздражительность. Дети с зависимостью становятся угрюмыми, агрессивными и держатся подальше от семьи, в собственной спальне, вместе со смартфоном.
Неудачный эксперимент
Чаще всего дети получают первый смартфон в период с 9 до 15 лет. Вместе с ним представители поколения Z погружаются в потоки коротких видеороликов TikTok, водоворот контента, созданный алгоритмами исключительно для развлечения и удержания их внимания. В некоторой степени дети оказались отделены от мудрости, накопленной предшественниками, и даже от национальных культур. Многие из них сегодня не видят смысла в жизни: в период с 2010 по 2019 год число детей, которые согласны с этим утверждением, стало больше примерно на 70 процентов. Французский социолог Эмиль Дюркгейм называл это явление аномией — тяжёлым состоянием, при котором в обществе разрушаются привычные моральные ценности и традиции.
Детство в смартфоне не понравилось и самим детям. Как стало известно по результатам исследования 2021-м в «Фейсбуке», они часто винят Instagram (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией на территории РФ) в тревожности и депрессии. Инфлюэнсеры всё больше говорят о зависимости от соцсетей, разрушительных моделях поведения. Так почему же люди продолжают их использовать?
Социальные сети оказывают огромное влияние на людей. Как только несколько школьников делятся в сети достижениями, все, кто не присоединится к ним рано или поздно, ощущают некоторое давление. Дети не хотят отрываться от коллектива, считают это чем-то ненормальным, поэтому в итоге страдают даже те, кто не пользуется соцсетью.
Экономист Леонардо Бурштын провёл в Чикагском университете исследование: спросил у группы студентов, за какую сумму они готовы были бы деактивировать на 4 недели аккаунты Instagram или TikTok. В среднем студенты были готовы отдать 50 долларов за 4 недели «молчания». Но когда исследователи рассказывали, что хотят убедить весь курс отказаться от соцсети, испытуемые были готовы были приостановить постинг бесплатно.
Таким образом социальные сети поймали подрастающее поколение в ловушку. Большинство студентов используют их потому, что другие так делают. Во время одного из опросов большинство респондетов ответили, что предпочли бы жить в мире без TikTok, Instagram и других соцсетей.
Что делать?
По мнению Хайдта, первый шаг — установить минимальный возраст для владения смартфоном и доступа в интернет. Дети чувствуют нужду в девайсах лишь до тех пор, пока они есть у всех. В ином случае ребёнку хватало бы даже простого телефона-раскладушки. Согласно исследованиям в Британии, именно в 14 лет использование социальных сетей резко начинает коррелировать с ухудшением психологического здоровья. Поэтому планку доступа в интернет можно установить около 14 лет, а к соцсетям — не меньше 16.
Во всяком случае, использование смартфона в учебных заведениях разумно ограничивать: к этой практике уже перешли в школах Великобритании и России. Исследования подтверждают, что запрет смартфонов улучшает культуру общения между учениками, делает их более внимательными на уроках и больше располагает к взаимодействию.
Кроме прочего, полезно было бы также предоставить детям больше самостоятельности. Время, которое сегодня уходит на соцсети и онлайн-развлечения, необходимо чем-то компенсировать. Если родители не заменят время, проведённое перед экраном, реальным опытом, то запрет устройств будет восприниматься как лишение, а не открытие мира возможностей.
По мнению социального психолога Джонатана Хайдта, действовать нужно уже сейчас. Детство в смартфоне отбирает у текущих поколений часть жизни, но, вместе с тем, вернуться в середину ХХ века, когда технологий просто не существовало, уже невозможно. Сегодняшняя задача — адаптироваться к новым реалиям и научиться использовать смартфоны и интернет во благо, как и было задумано изначально.
Согласен с автором статьи.