Логистика в Евразии ускоряется. На континенте появились новые маршруты, по которым уже идут грузы из России и Центральной Азии в страны Персидского залива и Юго-Восточной Азии. Подробности прозвучали 17 мая на ХV Международном экономическом форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum».
«В прошлом году закончили часть маршрута «Европа – Западный Китай», который пройдет по территории России. Это участок от Москвы до Казани — 810 км. Скоростная дорога. Мы продолжаем ее в сторону Самары, Оренбурга, Казахстана. С коллегами из Казахстана у нас подписано соглашение, что мы постепенно синхронизируем планы по строительству дорог. Мы расширяем со своей стороны дороги, они – со своей. В конечном итоге у нас будет дополнительная хорошая дорога, которая свяжет и Китай, и Центральную Азию с Россией», — сообщил об одном из новых маршрутов заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин.
Параллельно, по его словам, идет работа по настраиванию автомобильных дорог, связывающих Россию, Узбекистан, Таджикистан с Афганистаном и Пакистаном. Транспорт по этому маршруту уже идет. «Мы видим в этом большую перспективу. Нам сейчас нужно синхронизировать и ускорить возможности реконструкции пунктов пропуска, чтобы они быстро пропускали продукцию. Занимаемся вопросами электронной пломбы, чтобы без досмотра можно было из одной страны в другую въехать», — сказалвице-премьер РФ.
«Крайне важным считаем подписание в 2023 году меморандума по развитию нового коридора через РФ, Казахстан, Узбекистан, Афганистан, Пакистан. И уже сейчас, две недели назад, в городе Термез [Узбекистан] подписали дорожную карту с конкретными мероприятиями по развитию данного коридора. Первые грузы по нему уже пошли. Сейчас это автомобильный маршрут. И мультимодальный маршрут с возможностью перегрузки в Узбекистане или Казахстане в зависимости от потребности. К нему присоединяется Туркменистан, чтобы использовать и Каспийскую составляющую. Это первый шаг к «раскатке» нового коридора, обосновывающий потребности строительства Трансафганской железной дороги. Соответствующее соглашение готовится. Меморандум подписан», — сообщил на KazanForum 2024 заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Зверев.
Железнодорожные грузы вокруг Каспия пойдут также через Азербайджан и Иран по новой ветке Решт – Астара. «Мы надеемся, что в июне уже выйдем на первые изыскательские работы, будет подписан исполнительный контракт, и в этом году начнется строительная работа параллельно с проектированием для того, чтобы в 2028 году запустить уже сквозную линию», — рассказал Зверев.
Для развития маршрутов с этого года Россия запустит два механизма: субсидирование затрат логистических операторов и поддержку создания точек индустриального присутствия вдоль этих маршрутов. Это будут индустриальные парки, торгово-логистические центры, портовая инфраструктура, склады и т.д., — сообщил первый заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков.
Преимущество для бизнеса новых маршрутов — скорость, считает Султан Ахмед бин Сулайем, главный исполнительный директор DP World (один из крупнейших мировых портовых операторов):
«Вне зависимости от стоимости всем важны сроки доставки. Из Казани по Волге до Каспия можно доставить груз за 7 дней. Через Пакистан, Иран или Афганистан и Узбекистан — тоже 7-8 дней. Наличие таких альтернатив очень важно. Это новые пути, которых в прошлом не было. Сегодня эти пути доступны. И мы их используем».