back to top
18.2 C
Узбекистан
Вторник, 8 октября, 2024

Петер Сийярто: несмотря на давление Запада, Венгрия продолжает строительство АЭС по российским технологиям

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,910ПодписчикиПодписаться

Всё больше стран Азии, Африки и Латинской Америки уделяют внимание развитию собственной атомной энергетики, понимая, что строительство АЭС — это не только стабильная электроэнергия, но и гарантия энергонезависимости и устойчивой экономики.

Однако в это же время они подвергаются беспрецедентному давлению со стороны Запада, всячески препятствующих налаживанию сотрудничества с российской госкорпорацией «Росатом».

Такому же давлению подвергаются не только страны третьего мира, но и некоторые европейские государства, в числе которых Венгрия, довольно успешно решающая задачи по строительству АЭС на основе российских технологий.

Общеизвестен факт, говорящий о безусловном лидерстве России на мировом рынке ядерных технологий, особенно, касающихся строительства АЭС. И зачастую, борьба на рынке за страну-клиента при строительстве атомных станций, переходит в политическую плоскость.

Нет необходимости говорить, какие жесточайшие санкции наложены в настоящее время на Россию, но как это ни странно, российская атомная отрасль не находится под санкциями. Хотя многие европейские лидеры настаивают на введении санкций и на эту сферу экономики РФ. Безусловно, это ощущают и страны-партнеры России, в частности Венгрия, развивающая атомную энергетику и реализующий проект Пакш-2. Узбекистан также планирует строительство АЭС и опыт Венгрии будет интересен.

Как на давление Запада реагирует Будапешт?

Об этом на полях, прошедшего в Сочи XIII форума «АТОМЭКСПО 2024», в интервью корреспонденту NUZ.UZ, ответил министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Петер Сийярто.

— Это непрекращающаяся история, давление всегда присутствует с целью введения санкций в отношении российской атомной отрасли. Но мы всегда однозначно даем понять, что не допустим ситуации, в которой будет нанесен вред нашим национальным интересам. На этапе обсуждения санкционных пакетов мы сразу говорим, если атомная отрасль будет затронута, мы будем использовать право вето-.

Атомная отрасль России не включается в санкционные пакеты и по другим причинам. В Центральной Европе есть довольно значительное количество стран, которые используют российское ядерное топливо, и придерживаются такой же позиции, как и Венгрия, (хотя открыто, как Венгрия, об этом не заявляют).

Другой момент, как только стало понятно, что Россия стала основным поставщиком урана для США, эти голоса (в поддержку санкций против российской атомной отрасли) стали не такими громкими.

— Мы уже привыкли к давлению. Мы «у власти» с 2010 года, и с 2010 года чувствуем давление, потому что мы консервативное, патриотичное, суверенное государство. И именно поэтому мы успешны. Будапешт привык к тому факту, что Брюссель, международные либеральные круги не могут смириться с мыслью, что консервативное правого толка, патриотичное, суверенное, демократичное государство, основанное на христианских ценностях, может быть успешным. И мы никогда не откажемся от национальных интересов. Возможно, именно поэтому мы здесь, и наши избиратели до сих пор верят нам и поддерживают нас, потому что никогда не отказываемся от национальных интересов, а сейчас наш национальный интерес заключается в том, чтобы продолжать сотрудничество с российской атомной отраслью-.

Министр также отметил, что проект Пакш-2 это международный проект, где Росатом –генеральный подрядчик, но в проекте участвуют и зарубежные компании-субподрядчики, в том числе американские, немецкие, швейцарские и австрийские. При этом Венгрия полностью удовлетворена сотрудничеством с Росатомом, как с основным подрядчиком по строительству станции.

А как обстоят дела со строительством АЭС в Узбекистане? Бодро начавшись, проект забуксовал

Узбекистан взял курс на индустриализацию экономики страны, потребление электроэнергии растет колоссальными темпами и в обозримом будущем эта тенденция будет только увеличиваться. В этих условиях значение строительства АЭС, как никогда актуально.

Как говорят многие специалисты, массовое и широко рекламируемое строительство фото- и ветроэлектростанций даст прибавку в энергобалансе страны, но в среднесрочной и долгосрочной перспективе, эффект будет незначительный и проблемы с обеспечением энергии не решит.

Присматриваясь к опыту строительства АЭС в Турции и Венгрии, то однозначно можно утверждать, что выгоды от развития собственной атомной энергетики Узбекистана, очевидны. Она может стать мощным драйвером развития экономики в целом. В лучшую сторону изменится облик региона, дополнительный импульс получит строительная индустрия, производство металлоизделий, обширное развитие получит логистика, транспорт и инфраструктура.

Изменения произойдут и на рынке труда. Строительство высокотехнологичного объекта вызовет спрос на квалифицированные и компетентные кадры, что должно подстегнуть сферу образования. И как следствие, всё это вкупе даёт толчок развитию сферы услуг и торговли, а в целом, самым положительным образом влияет на улучшение социального положения жителей региона.

Однако Узбекистан столкнулся с теми же сложностями, что и другие страны. Это и внешнее давление Запада, и внутренние «подводные течения и камни». Факторы и политического и экономического характера, конкуренция внешних игроков и внутренние противоречия. К этому стоит добавить, строительство АЭС – это огромный финансово лакомый пирог, а откусить кусочек — желающих предостаточно.

Дискуссии вокруг строительства АЭС в Узбекистане, касаются и технологий строительства, а также функционирования и эксплуатации станции. Но, как говорил генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачёв, корпорация готова и может успешно сотрудничать с любыми зарубежными компаниями.

Впрочем, та же самая Венгрия имеет свои патентованные технические решения в сфере атомной энергетики. В ходе визитов в прошлом году в Узбекистан, Петер Сийярто предложил венгерские технологии для строительства АЭС узбекским специалистам. На форуме «Атомэкспо 2024» он подтвердил желание Венгрии о готовности участия в строительстве АЭС в Узбекистане.

Да, мы говорили с нашими дружественными партнерами в Узбекистане о потенциальном участии Венгрии в проекте строительства узбекской АЭС. Мы могли бы принять участие в части систем охлаждения, у Венгрии есть патент на технологию сухого охлаждения. Это означает, что вам не нужна река, не нужно большое количество воды для обеспечения системы охлаждения реактора. Эти системы охлаждения используются сейчас по всему миру на многих электростанциях, не только атомных. И нам кажется, что эта технология может быть полезна и интересна Узбекистану -.

С того момента, когда президенты Шавкат Мирзиёев и Владимир Путин, нажав на символическую кнопку, дали старт атомному проекту в Узбекистане, прошло 6 лет. Много это или мало?

В наше стремительно меняющееся время и для динамично развивающейся экономики это очень много. На фоне возрастающего интереса стран Глобального юга к атомным технологиям, есть риски безнадежно отстать.

Не дремлют и наши соседи. В Казахстане активно прорабатываются проекты строительства сразу двух АЭС, Кыргызстан задумался о строительстве модульных малых АЭС.

Узбекистану, чтобы не оказаться в аутсайдерах, придётся принимать твердые решения и решительные действия.

М.ДЖАНГИРОВ, фото автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Атомный долгострой Узбекистана: виден ли свет в конце тоннеля

В конце июня в Узбекистане состоялось  первое заседание штаба по сооружению АЭС малой мощности и вступлению контракта в силу....

Больше похожих статей