28 марта, глава государства ознакомился с презентацией планов по развитию и повышению качества школьного образования.
В рамках Стратегии “Узбекистан – 2030” реформы образовательной системы признаны приоритетной задачей. Они касаются не только общеобразовательных, но и специализированных учебных заведений. В Узбекистане функционирует 14 президентских школ, 9 школ творчества и 182 специализированные школы.
Опираясь на опыт предыдущих лет и современные требования, планируется усовершенствование направлений деятельности этих учебных заведений.
В частности, в специализированной школе, названной в честь ученого Мирзо Улугбека, предлагается в рамках эксперимента, проводимого совместно с Мюнхенским техническим университетом, внедрить инженерные программы. Они будут интегрированы с образовательной программой университета “Новый Узбекистан”, и учащиеся, которые набрали достаточное количество “кредитов” во время школьного обучения, смогут продолжить учебу сразу на втором курсе университета.
Для максимального использования опыта высококвалифицированных педагогов в Агентстве президентских образовательных учреждений будут созданы общественные “ученые советы”. Эти советы будут вовлечены в разработку учебных программ, совершенствование системы оценки и повышение профессионального мастерства учителей.
Также на презентации были озвучены планы по внедрению преподавания на английском языке в 14 школах с начала следующего учебного года и по строительству 8 новых специализированных школ в 2025-2026 годах.
Были затронуты и школы творчества — в них предлагается проводить мастер-классы с участием известных писателей и общественных деятелей. Творческие работы учащихся предложено издавать за счет Союза писателей, а также проводить в школах творчества различные конкурсы для поддержки талантливой молодежи.
Для улучшения качества образования важны предметные олимпиады. Введение в последние годы системы достойного поощрения победителей привело к тому, что стремление молодежи к знаниям усилилось. У участников “большой пятерки” международных предметных олимпиад стало в два раза больше медалей. В Узбекистане прошли международные олимпиады имени Аль-Фергани, Беруни и Менделеева.
Для того, чтобы поднять эту работу на новый уровень авторы презентации предложили создать Центр подготовки учащихся к предметным олимпиадам. В нем будут работать ведущие ученые и иностранные специалисты, а каждый учащийся будет целенаправленно готовиться по индивидуальной программе развития.
Также предлагается внедрить систему поощрения лидера национальной команды на основе итоговых результатов участия в международных олимпиадах. Будет создан единый календарь олимпиад и введена система подготовки, охватывающая все предметные олимпиады. В программу тренировок добавят дополнительные психологические тренинги и совместные сборы с другими командами.
Еще одним вопросом, который подняли авторы презентации, стало внедрение прозрачной и объективной системы оценки знаний учащихся. Сейчас в разных школах знания оценивают по-разному, различается и уровень вопросов в экзаменационных листах. Однако международная тестология требует, чтобы сложность всех вариантов вопросов была одинаковой.
В этой связи предлагается оценивать знания учащихся на выпускных экзаменах в школе на базе единых контрольных материалов. Для этого экзаменационные задания будут переведены в письменную и практическую формы, а ответы будут проверяться через специальную платформу. Также планируется регулярно обновлять вопросы.
Было предложено еще одно нововведение, важное для абитуриентов — предоставить учащимся на выпускных экзаменах в школе самим выбирать предмет, который соответствует вступительным испытаниям в высших учебных заведениях.
Президент дал указания по выводу системы общего среднего образования на новый уровень и обеспечению ее гармоничности с высшим образованием.
Также на презентации говорилось о широком продвижении культуры в образовании и других сферах. Любовь к искусству у молодого поколения должна формироваться начиная со школы и вуза. Поэтому вместо предмета «Изобразительное искусство и черчение» предлагается ввести в школьную программу предмет «Искусство», который будет охватывать не только рисование, но и живопись, ремесленничество, кинематографию, скульптуру и дизайн.
Вузовские структуры, которые отвечают за вопросы культуры, должны взаимодействовать с Министерством культуры, молодежь нужно знакомить с наследием — искусством макома, бахши и театра.
Также было предложено создавать ансамбли при крупных предприятиях и кластерах, а в махаллях и школах устраивать концерты и дни культуры.
Это замечательная новость! Дать школьникам возможность выбирать предметы на выпускных экзаменах поможет им проявить свои сильные стороны и проявить свой потенциал. Такой подход способствует развитию самостоятельности и ответственности у учащихся. Великолепная инициатива!
Инициативы, представленные главой нашего государства в рамках развития и повышения качества школьного образования, свидетельствуют о прогрессивном подходе и нацеленности на реальные потребности современного образовательного процесса. Уделяя приоритетное внимание образованию, как это сделал президент, Узбекистан совершает важный шаг к формированию светлого будущего для всей нации.
Решение предоставить школьникам возможность выбирать предметы на выпускных экзаменах подчеркивает желание властей учитывать индивидуальные интересы и способности каждого ученика, делая образовательный процесс более гибким и эффективным. Это не просто предоставляет возможность для самореализации, но и мотивирует школьников глубже изучать выбранные ими предметы, что в конечном счете повышает качество образования.
Создание общественных «ученых советов» и центра подготовки учащихся к предметным олимпиадам является замечательной инициативой, способствующей переносу знаний и опыта высококвалифицированных педагогов и специалистов на службу образовательному процессу. Подобные новшества непременно приведут к большему вовлечению учеников и учителей в научно-образовательную деятельность и придадут новый импульс развитию научных интересов среди молодежи.