История двадцать пятая. Часть I
Дети, родившиеся в музыкальных семьях, часто становятся продолжателями семейных традиций. Так сложилась творческая биография и у Народного артиста Республики Узбекистан Мансура Ганиевича Ташматова, удостоенного этого звания в 1995 г. Хотя поначалу, еще в дошкольном возрасте, ему не особенно хотелось заниматься музыкой. Но отец, Народный артист республики Ганиджан Ташматов, композитор, мастер игры на гиджаке был тактичен, но настойчив и Мансур стал учиться играть на скрипке, а потом петь в школьной самодеятельности. При этом заинтересовался не только народным музыкальным творчеством, но и рок-музыкой и джазом.
Сначала были The Beatles, британская рок-группа №1 в мире. «Я искренне полюбил музыку «битлов», — говорит певец, — с этого и началась моя тяга к «легкой» музыке. Вслед за The Beatles в диапазоне музыкальных увлечений Мансура в 1970-х оказались хард-рокеры Deep Purple и Led Zeppelin, джаз-рокеры Chicago и Blood, Sweet and Tears, fank-soul группа Tower of Power, гитарист виртуоз Jimi Hedrix, концептуалисты Pink Floyd, мультистильная fank-группа Earth, Wind and Fire, слепой клавишник Stewie Wonder, певцы-солисты Элтон Джон, Том Джонс, Энгельберт Хампердинг… Затем на радаре появился rock-and-soul – чернокожая группа Jackson 5 c легендарным Майклом Джексоном. Когда он стал выступать соло, его знаменитый Thriller — самый продаваемый альбом в истории поп-музыки – продюссировал композитор, трубач QuincyJones, которого Мансур Ташматов называет одним из своих творческих ориентиров.
C возрастом Мансур Ташматов сблизился с джазом и другими направлениями. Прежде всего, это культовые американские музыканты певец Фрэнк Синатра и трубач Луи Армстронг. «Джаз – мудрая музыка, заставляющая думать, — говорит он, — Лишь кажется, что здесь нет ограничений, любому можно импровизировать и примитивно напевать. Это внешняя оболочка, а внутри — целая наука».
Мансура Ташматова называют главным проповедником джазовой музыки в Узбекистане. Во многом благодаря его активной деятельности, в Ташкенте, начиная с 2015 года, прошло уже семь джазовых фестивалей, приуроченных к Международному Дню джаза, приходящемуся на конец апреля.
В 2006 г. во время международного фестиваля «Джазовая осень» в Бишкеке была создана Центральноазиатская ассоциация джаза (ЦААД), в правление которой от Узбекистана вошли Мансур Ташматов, а также известные джазмены братья Сафаровы и Герат Исанбаев.
С наступлением творческой зрелости Мансур Ташматов пришел к элитарной музыке Gospel, которая сложилась как сочетание народных песнопений и христианских церковных гимнов, но звучит и в современной аранжировке.
В классике он называет себя, прежде всего, поклонником Джакомо Пуччини. Любит Пласидо Даминго, Марио Ланца, Марио Дельмонако, Сен-Санса, Дебюсси…
Такая полифиония любимых жанров певца оказала благотворное влияние на творчество Мансура Ташматова, в котором он свободно ориентируется в различных стилях и направлениях современной музыки. Добавим, что кроме узбекского и русского, он говорит и поет на пяти языках: грузинском, фарси, английском, турецком, французском.
Школьником Мансур Шашматов услышал Батыра Закирова. Его искусство произвело на молодого парня огромное впечатление. Буду вторым Батыром, — говорил он в семье, где в гостях бывали многие известные артисты. «Мне посчастливилось с ним работать,- рассказывал Ташматов. — Мы познакомились в театре эстрады: он находился в составе жюри вокального конкурса, а я подошел к нему перед первым туром и попросил совета, т.к. очень волновался. Он ответил: «Не бойся, я с тобой». Всегда очень серьезно относился к тому, что нахожусь на одной сцене с таким артистом. Это большая ответственность, а значит, стремление соответствовать данному уровню».
После школы Мансур поступил в Ташкентский театрально-художественный институт им. А. Н. Островского на отделение музыкальной драмы и комедии. На третьем курсе был солистом самодеятельного коллектива «Ёр-Ёр» при Ташкентском государственном университете, когда узнал, что в профессиональный ансамбль «Синтез» Узбекконцерта требуются гитаристы. «Они искали двух музыкантов, — рассказывал Мансур Ташматов еженедельнику «Даракчи», — а мы явились на прослушивание полным составом — вчетвером. Приемная комиссия была удивлена тем, что мы решили влиться целым коллективом в уже готовую команду». С этого момента началась его творческая биография как артиста. Шел 1974 г.
Была у парня тогда склонность и к техническому творчеству. «С детства я много мастерил, — вспоминает Мансур,занимался автомоделированием, даже стал чемпионом Узбекистана! И вообще, мечтал о карьере техника-конструктора». Но музыка вышла на передний план. Первыми шагами было копирование манеры пения других исполнителей, как советских, так и западных. В их числе были, к примеру, советский певец Жан Татлян с французским шармом, позже уехавший во Францию, но потом вернувшийся, а также итальянская юная звезда мирового уровня Робертино Лоретти, подросток с кристально чистым, звонким голосом, чьи песни звучали в СССР в середине 1960-х гг., как говорится, из каждого утюга.
В студенческие годы Мансур не особенно налегал на учебу, но при этом любил учиться. Как говорила его любимый педагог — Вера Николаевна Сундукова: «Хоть ты и лентяй, но уважаю тебя за то, что все делаешь с любовью!»
В составе «Синтеза» он принимает участие в музыкальной сказке «Путешествиия Синдбада-морехода» Ташкентского мюзик-холла. По сценарию приключения главных героев музыкального спектакля в первом отделении заканчивались свадьбой и уже во втором отделении на ней выступали приглашенные музыканты, среди которых был и «Синтез». Мюзик-холл тогда был своего рода творческой лаборатории для талантливой эстрадной молодежи Узбекистана. Его участники, отработав 2-3 сезона, начинали сольную карьеру, на их места приходили другие исполнители. Собственно, так и задумывался этот проект.
В 1977 г. «Синтез» был переименован в «Наво», тогда же состоялось выступление на зональном конкурсе «С песней по жизни» в Алма-Ате. «Это событие, — вспоминает певец, — оказалось судьбоносным на моем творческом пути. Первое выступление за пределами республики, первое признание! На репетиции звукорежиссеры предложили мне микрофон, в который «только что пела Роза Рымбаева», тогда уже звездная обладательницей болгарского «Золотого Орфея-77». Тогда и прозвучало мнение, что молодому певцу пора заняться сольной карьерой.
Александр ПОПОВ
Автор благодарит за помощь Мансура Ташматова. При подготовке статьи была использована также информация сайта www.mansurtashmatov.com
Продолжение следует
На заставке: Фото из архива Мансура Ташматова