back to top
25.4 C
Узбекистан
Суббота, 27 июля, 2024

Глоток чистой воды

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,590ПодписчикиПодписаться

Нет, наверно, на нашей планете уголка, где среда обитания столь рукотворна и в такой степени создана трудом поколений в течение тысячелетий, как в Центральной Азии. И это – в краю, несказанно щедро одаренном природой, в благодатной «обители изобилия», как именуют Согд и Бактрию священные книги Авесты. Лишь одно испытание послал для обитателей нашего края Создатель – поскупился на воду. Напоить вволю свою землю – именно это в течение многих веков было мечтой и неустанной заботой наших предков. Как близость моря, его образ пронизывает все бытие и культуру поморских народов, так вода и все связанное с ней издавна стало одним из заветных образов и излюбленных мотивов народного творчества в регионе, где ее так мало. Вот почему нет здесь большего знака почтения, чем поднесенная гостю пиала чая. «Когда человек пьет, его и змея не тронет», – смысл этой поговорки понятен на Востоке каждому.

«…Хоть и было лето, но деревья стояли желтые и листья их осыпались, как глубокой осенью. Поля высохли, и растения поблекли. У иссохшего канала стояли худые люди. Кетменями они долбили скалу.

– Эй, кто вы, – крикнул Фархад, – и для чего долбите скалу?

И рассказали люди, что вот уже три года, как они начали пробивать в скале арык, чтобы пустить воду в город и дать жизнь полям и садам, изнемогающим от зноя и горячего ветра…»

«Вода – это жизнь»… Каким банальным воспринималось это расхожее выражение всего несколько десятилетий назад, когда мы, почти не вдумываясь, читали его на аршинных вывесках, – просто еще один дежурный лозунг… И вот теперь, когда пошел отсчет третьего тысячелетия, – как ясно и тревожно расставила акценты жизнь, какие самоочевидные приоритеты выдвинуло время!

Жизнь… Мир как отсутствие войны, небо, не грозящее разорваться бомбами. И еще – глоток чистой воды из ручья…

«…Взял Фархад кетмень в руки; взмахнул раз, взмахнул два – получился канал больше того, что копали люди три года. Еще раз ударил Фархад кетменем, ударил два, – задрожала гора. Скалы рухнули.

Всю ночь, не покладая рук, работал Фархад. Могучим своим кетменем он ломал скалы и бросал в реку, но поток уносил их с собой. Разгневавшись, Фархад обхватил гору, поднатужился и сдвинул с места.

Еще одно усилие – и река остановит свой бег!..»

В. Кайдалов. Иллюстрация к поэме А. Навои «Фархад и Ширин».

Не богатство для себя, подобно другим сказочным героям, добывает богатырь Фархад, не эликсир молодости разыскивает: цель его – повернуть Сырдарью в Голодную степь, дать людям самое дорогое – воду. И, поистине, только такой персонаж и Надпись:  мог стать любимейшим героем уз­бекских сказаний, вдохновивших великого Навои на лучшее из его творений. Бессмертие подвига во имя жизни, синонимом которой и была веками на Востоке вода… Прекрасная, величественная леген­да, которую можно сравнить разве что с мифом о Прометее, даровав­шем людям сокровище огня. И мог­ла она родиться только в Централь­ной Азии, где детей с малых лет учат осознавать драгоценность каждой капли живительной влаги. Вот почему бедный кочевник из древнего суфийского сказания о «райской воде» счел наиболее дос­тойным преподнести в дар халифу, как самое большое сокровище, бурдюк с водой из источника в пу­стыне. Водой горькой, соленой, но сла­ще которой нет для жаждущего… Вспомним еще: неотъемлемая часть представления мусульман о рае – множество серебристо журчащих, дарящих прохладу ары­ков …

А в земной реальности – тыся­челетиями две главные артерии жизни определяли весь уклад бы­тия, все существование и благопо­лучие населения нашего края: две великих сред­неазиатских реки – Амударья и Сырдарья. В письменных источни­ках, в исторических сочинениях, в сказаниях и легендах народов Цен­тральной Азии сохранились сведе­ния о большой роли в древности и средневековье судоходства на Амударье, которая была гораздо более глубоководной, ши­рокой и полноводной, чем сейчас. В гимне Авесты, посвящен­ном богине воды и плодородия Ардви, вдохновенно воспевается «море Ворукаша», описание кото­рого исследователи соотносят с дельтой древнего Окса, отождествляя это таинственное море с Ара­лом, а богиню Ардви – с бо­жеством Амударьи. До нас дошли рисунки на найденных в Сред­неазиатском Двуречье памятниках древности и средневеко­вья, изобража­ющие различные суда. Великому речному божеству, бактрийскому богу Оахшо, от чьего имени происходит таджикское название Амударьи – Вахш, наши предки возводили храмы, устанавливали статуи и алтари…

Хаузы в городах (наряду с ары­ками – специфически среднеазиат­ская система городской иррига­ции), водоемы в сельской местно­сти всегда были главным средото­чием жизни, их застоявшаяся вода служила и для полива земли, и пи­тьем для людей и скота. Ну а уж с миршабами, «заведовавшими» распределением воды для дехкан­ских наделов, мало кто мог срав­ниться могуществом…

Шло неспешное время, сменя­ли друг друга века. Умолкли на кривых улочках грязных городов крики мальчишек-водоносов: «А вот вода, холодная вода, полкружки за полушку!». Знаменитый бу­харский Ляби-хауз, не только славившийся красотой, но и, к сожа­лению, нередко оказывавшийся рассадником болезней, ныне – только исторический памятник. Зато в центре поднявше­гося в песках города, что носит имя великого узбекского поэта, бьет фонтан, украшенный скульптурой легендарного Фархада. Не правителя, не полководца, – созидателя, дарителя воды, а значит жизни…

Кстати, применительно к Узбе­кистану выражение «живая вода» приобретает в наше время вполне конкретный смысл: на территории республики выявлено более 150 источников целебных минераль­ных вод. На земле, а точнее под землей Ташкента обнаружены со­лидные гидроминеральные ре­сурсы. И в этом, наверное, тоже про­явилась мудрость природы: воз­наградить своего ребенка чудес­ным подарком за то, чем другие дети наделены более щедро.

Позаботилась мать-природа и о запасах пресной воды для нас: в горах на территории Узбекистана расположены более 500 ледников – бесценный источник питания Амударьи, Зарафшана, Чирчика. Вода в наших городах, поливы садов, хлопковых, овощных, рисовых плантаций – именно из этого высокогорного «холодиль­ника», щедрого дара природы обитателям Среднеазиатского региона.

Все это для нынешних узбекистанцев – вполне обыденная реальность, и, конечно, сегодня никому не придет в голову воспринимать бесперебойное городское и сельское водоснабжение как замечатель­ное достижение. А многие ли из нас умеют удивляться каждоднев­ному чуду – множеству фонтанов, играющих на солнце тысячами струй? Ташкент называют городом фонтанов, – именно они во многом формируют неповтори­мый облик узбекской столицы, ее микроклимат. Это и «старожилы» – на столичной площади Мустакиллик и у театра имени Алишера Навои, – знаменитая «хлопковая коробочка»; на площади Хадра, напротив главного входа в цирк. И появившиеся сравнительно недавно: у здания Олий Мажлиса республики, на проспекте X. Абдуллаева; «танцующие» – у гостиницы «Саёхат» и торгового центра «Next»… Обрамленные мрамором и гранитом, украшенные резьбой, скульптурными композициями… Одни из них напоминают прозрачное бушующее пламя, чьи кипящие потоки складываются в очертания огромных фантастических букетов; нежные струи других по­чти неслышно опадают в «ладони» маленьких водоемов…

Фото из Сети

И вся эта искрящаяся красота, водное изобилие – в краю, издревле маловодном?..

Высока цена этого чуда, совсем нелегок был путь к нему. Путь, который далеко не завершен еще и сегодня. Люди старшего поколения помнят бравурные газетные статьи, радио- и телерепортажи о победном ос­воении Голодной степи, «тотальном» орошении бесплодных преж­де земель:

«За исторически короткий срок на картах государств бассейна Аральского моря появились новые города и поселки, крупные кана­лы, такие как Большой Ферганс­кий, Каракумский, Северо-Ферганский, Аму-Бухарский, Боль­шой Андижанский, Каршинский магистральный, и развитая систе­ма водохранилищ. Расширяющи­еся масштабы деятельности, рост населения все больше вовлекают водные ресурсы в сферу потреб­ления. Одновременно создается мощная система водоотводящих трактов, каналов, сбросных водо­емов, озер. Подпитываются крупные подземные чаши на массивах нового освоения Голодной, Каршинской, Джизакской, Сурхан-Шерабадской, Аштской степей, земельных массивах в зоне Кара­кумского канала, Центральной Ферганы, низовьях Амударьи и Сырдарьи и других зонах региона. Всего освоено более 2-х мил­лионов га новых земель…»

Вот так преподносилось преобразование земель Средней Азии. Да, шло оно гораздо быстрее и напористее, чем разво­рачивалось когда-то в Туркестане XIX века. Что же до последствий этого поспешного и недостаточно продуманного перекраивания земли, водной системы, природы… увы, они слишком хорошо известны се­годня. «У вас есть дети?.. Поговорим о воде», – именно так, перефразируя известное высказывание о земле, могли бы ныне на­чинаться публицистические ста­тьи, размышляющие о будущем Центральной Азии…

И все же – богат, щедр к людям наш край. И люди, живущие здесь, делают многое, чтобы не допустить появления на карте Узбекиста­на новой пустыни – Аралкум. Осу­ществляются международные экологические программы, объединяются усилия специалистов, обще­ственных организаций, приняты новые природоохранные документы, которые будут работать на общее благо. Ибо не может оказаться напрасным подвиг Фархада, когда-то ценой своей жизни подарившего соотечественникам самое бесценное сокровище узбекской земли.

…«Салам» – это доброе слово приветствия на Востоке произносят, оглаживая обеими руками лицо: знак того, что от­ношение к вам собеседника столь же чисто, как лицо, омытое свежей водой…

Л. МУХАМЕДОВА

На заставке фото автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Эксперты ЦА объединяют усилия в решении проблем реабилитации и реинтеграции граждан, возвращенных на родину из зон боевых конфликтов

26 июля специалисты, вовлеченные в проекты по реабилитации и реинтеграции граждан стран ЦА, возвращенных из зон боевых действий, приняли...

Больше похожих статей