Немного ностальгии о прошедшем концерте «Вечер инструментальной музыки», который состоялся в преддверии Международного женского праздника в Органном зале Государственной консерватории Узбекистана, когда слушатели с головой окунулись в звуковой поток немеркнущей классики. Известные ташкентские музыканты, лауреаты международных конкурсов Асене Овчинникова (скрипка, альт) и Аделина Фатхутдинова (орган, клавесин, рояль) представили вдохновляющую разнообразную концертную программу, в которую вошли произведения композиторов от эпохи барокко до наших дней. Концерт прошел с особенным успехом – сказался и «предпраздничный ажиотаж» слушателей, желающих в очередной раз насладиться игрой известных музыкантов и, конечно, любовь ташкентской аудитории к жанру инструментального дуэта. В итоге музыканты собрали на свое выступление практически полный зал.
Имя Асене Овчинниковой, ученицы замечательного музыканта и педагога Владимира Юденича, в мире музыке хорошо известно. И не только потому, что она лауреат международных конкурсов. Ее авторские интерпретации в сочетании с прекрасной техникой исполнения мотивируют слушателей приходить на ее концерты снова и снова. Асене активно выступает как солистка и ансамблистка. В течение пяти лет она работала в камерном оркестре «Туркистон», где играла в группе первых скрипок и некоторое время была концертмейстером коллектива. В настоящее время является концертмейстером группы альтов в камерном оркестре «Солисты Узбекистана».
Исполнительскую деятельность А. Овчинникова успешно совмещает с педагогической. Поначалу работала в Республиканской специализированной школе-интернате музыки и искусств Узбекистана, где вела классы скрипки и альта, воспитав немало лауреатов различных исполнительских конкурсов. Сегодня она педагог кафедры струнных инструментов Государственной консерватории Узбекистана. Главным в ее педагогике является бережное отношение к индивидуальности каждого ученика, которого она умеет направить в нужное русло музыкального мышления и творческого самоконтроля.
Ну а одним из наиболее сильных ее увлечений являются аранжировки известных музыкальных произведений для других составов музыкальных инструментов, а также композиция. Уверена, многим запомнилась ее недавняя премьера «Rondo in Turquoise» («Рондо в бирюзовом») для гобоя, клавесина и оркестра.
Аделина Фатхутдинова – выпускница Государственной консерватории Узбекистана. Бакалавриат закончила как пианистка, занимаясь в классе профессоров Э. З. Миркасымовой и Д. Х. Данияр-Ходжаевой, и параллельно осваивала факультативно игру на органе у заслуженного наставника молодежи Узбекистана, доцента М. Т. Аминовой. Магистратуру она закончила уже как органистка, принимая активное участие в музыкальной жизни вуза и мастер-классах известных органистов. Затем последовало успешное поступление в ассистентуру-стажировку Казанской государственной консерватории имени Н. Жиганова в класс народного артиста Татарстана, заслуженного деятеля искусств России, профессора Р. К. Абдулина.
Все эти годы А. Фатхутдинова факультативно занималась композицией у известных композиторов: в Ташкенте – Ф. М. Янов-Яновский и Д. Ф. Янов-Яновский, а в Казани – Л. З. Любовский, А. М. Руденко, А. Б. Луппов. Творческое общение с каждым из них сыграло большую роль для ее профессионального мастерства.
В настоящее время Аделина Фатхутдинова является докторантом Государственной консерватории Узбекистана. Исполнительскую деятельность она совмещает с наукой, имея такие труды, как «Органное творчество композиторов Узбекистана на рубеже ХХ – ХХI веков», «Становление органного образования в Узбекистане: предпосылки, этапы, особенности» и другие.
Но, прежде чем я поделюсь, дорогой читатель, самыми яркими впечатлениями о концерте, одно немаловажное наблюдение. Итак, Асене Овчинникова. Весь вечер она играла то на скрипке, то на альте. Несмотря на то, что оба инструмента относятся к группе струнных смычковых, альт по своим размерам несколько превосходит скрипку, и приемы игры на обоих отличаются способом звукоизвлечения и техникой. У альта тембр густой, менее яркий, чем скрипичный, близок тембру человеческого голоса. Поэтому при переключении со скрипки на альт возникают определенные трудности. Например, музыкант может не полностью отрывать палец от струны. Кроме того, пальцы альтиста могут сильнее устать во время исполнения на нем. Однако для Асене музыка – это творчество. Кстати, и для Аделины тоже: в тот вечер она без проблем переключалась с органа на клавесин и рояль – клавишные инструменты, сам принцип извлечения звука на которых, и сам звук сильно различаются. Выступление инструментального дуэта прошло гармонично. Музыканты полностью доказали слушателям, что не случайно слово «ансамбль» означает вместе.
Ну а теперь о прошедшем концерте, в котором прозвучали известные и любимые произведения А. Вивальди, И. С. Баха, В. А. Моцарта, Н. Паганини, П. Руньона, Л. Боэльмана, Б. Бартока, С. Цинцадзе, Р. Щедрина и Д. Амануллаевой. Проникнутый теплом и любовью каждый номер программы подарил неповторимое ощущение радости, восторга и счастья! Слушатели бурными аплодисментами встречали каждый выход музыкантов на сцену, а они, в свою очередь, постарались сделать этот праздничный вечер светлым и добрым.
В начале концерта прозвучали Вступление и Хорал из знаменитой «Готической сюиты» для органа (соч. 25) французского романтика Л. Боэльмана. А. Фатхутдинова «оживила» орган, и божественная музыка, заполнив зал, плавно перетекла из одной музыкальной эпохи в другую, когда на сцену вышла А. Овчинникова. Музыканты вдохновенно исполнили Концерт для скрипки и органа (до минор) А. Вивальди, в барочной музыке которого гармонично соединились размах, напряженность и величавая пышность.
Затем последовали две сонаты в сопровождении клавесина: одна И. С. Баха (№3, соль минор) для альта, другая – В. А. Моцарта (№2, ре мажор) для скрипки, сыгранные с большим энтузиазмом, наполнившим музыку выразительными эмоциями.
С легкостью и очень музыкально Овчинникова и Фатхутдинова исполнили сложные произведения Н. Паганини (Соната №12 для скрипки и фортепиано, ми минор) и П. Руньона (Романтическое концертино для альта и фортепиано, соч. 138), вслушиваясь в каждый звук и даря слушателям ощущение праздника. А как замечательно прозвучал в их интерпретации великолепный цикл «Румынских танцев» для скрипки и фортепиано (соч.68) признанного классика ХХ века, венгерского композитора Б. Бартока! В каждом из шести номеров исполнители точно передали ритм таких румынских танцев, как «Танец с палками», «Топтание на месте», «Румынская полька» и другие. Их исполнение, как и других произведений этого автора на фольклорной основе, требует от музыкантов отличного знания и понимания интонационной специфики народной музыки. И Асене, и Аделине удалось проникнуться как ощущением стиля, так и почувствовать дух румынской музыки. Хочется отметить и исполнение миниатюрных пьес «Хоруми» для альта и фортепиано С. Цинцадзе и «В подражание Альбенису» для скрипки и фортепиано Р. Щедрина, которые внимать было огромным удовольствием.
Подарком для слушателей стало исполнение музыкантами в финале концерта двух опусов нашей современницы Д. Амануллаевой – композитора Узбекистана, заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан, профессора. Специально к этому концерту она написала Адажио и Скерцо для скрипки и фортепиано. Творчество этого автора по праву считается гордостью узбекского искусства. Национальные истоки в ее музыке органично сочетаются с академическими традициями западноевропейской композиторской школы. В тот вечер состоялись две ее мировые премьеры. Прекрасная и невероятно мелодичная музыка Амануллаевой никого не оставила равнодушным в зале, подарив слушателям яркие эмоции и отличное настроение. Ее мелодии с удивительно искренней интонацией впечатляют с первых звуков, они не могут надоесть. Поэтому когда Дилором Даврановна поднялась на сцену, весь зал обрушил на нее и исполнителей гром аплодисментов. Счастливый автор искренне поблагодарила музыкантов за проникновенное исполнение ее сочинений и за весь концерт, который прошел на одном дыхании, и от которого она получила не только позитивный заряд энергии, но и огромное наслаждение нескучной классической музыкой.
Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото из интернета.
Хотелось бы выразить огромную благодарность Инессе Сергеевне за её самоотверженный труд, и тот бесценный вклад в развитие музыкальной культуры Узбекистана. Спасибо Вам большое, Инесса Сергеевна!