История двадцать четвертая. Часть 3
Рассказ о творческий биографии Григория Пушена в предыдущем выпуске мы приостановили на том, что его группа АСМ выступила ведущим аккомпаниатором Наталье Нурмухамедовой на ее втором альбоме «Малиновый сироп». Спустя пару лет, в 1991 г. музыкант переехал в США и поселился в Филадельфии, где организовал свою студию. Он успешно вписался в музыкальный бизнес Филадельфии и с этого момента начинаем именовать его на американский манер — Грег.
Еще в Ташкенте Пушен, чуть ли ни первым в Узбекистане, стал делать аранжировки с помощью компьютерных музыкальных программ, пропуская инструменты через секвенсор, который играет роль своего рода цифрового многоканального магнитофона, располагающего разнообразными возможностями записи, редактирования и воспроизведения мелодических фраз, ритмических фигур, отдельных партий и сведения их в единое музыкальное произведение с той разницей, что записывается не звук, а команды на запуск различных устройств (синтезатор, драм-машина и т.д.).
Другими словами, секвенсор позволяет в одиночку меняя тембр, громкость, высоту звучания, музыкальный размер и другие характеристики создать и записать законченное музыкальное произведение и перенести его на звуковой носитель. К моменту приезда Пушена такой подход к созданию и редактированию музыки было мало развит в Филадельфии, где сводили музыку, в основном, по старинке с помощью многоканальных магнитофонов.
Одним из первых мест работы в США у Грега была Sky Light Studio, сегодня уже несуществующая. Когда-то она принадлежала Дайане Роуз. Потом была Music Retail Business – крупная всеамериканская сеть магазинов музыкальных инструментов и техники.
В сеть входят два основных бренда: Guitar Center и Sam Ash Music Stores. Здесь Грег поднялся до должности старшего регионального менеджера по технологиям.
В Филадельфии в 1993 г. Грег выпустил магнитальбом «На другой стороне океана» с записями песен русской эмиграции третьей волны. В основном, сам все напел и наиграл вместе с приглашенным гитаристом Александром Москалевым из Ташкента. «Тем самым, — говорит Грег, — мне удалось показать, что я могу и это стало хорошей базой для дальнейшего развития в США». Одна из песен Грега ушла далеко в народ и ее исполнитель, при встрече с ним признался, что она принесла ему много денег. Отчислений Пушен не потребовал.
«Интересным наблюдением, даже открытием, — рассказывает Грег, — стала «импровизация по-американски». То, что называют импровизацией и что таким кажется при выступлении на сцене на самом деле заранее заготовлено и отрепетировано. Десять, скажем, концертов некоего американского джазового ансамбля, будут выглядеть практически одинаково на всех сценах за исключением некоторых незначительных изменений. Основный посыл остается неизменным. Музыкальные фразы заучиваются предварительно, тщательно репетируются и подаются в виде импровизации. В СССР на сцене реально импровизировали».
Оказавшись на другой стороне океана, Пушен не утратил связи с Узбекистаном и Россией. Не раз к нему приезжали записываться музыканты из России и Ташкента, с Молдавии и Украины. Илья Резник как-то приехал в США по делам (контакты с музыкантами, продажа текстов песен) и прожил около трех месяцев у Грега, который многим помог ему. В результате появилась песня Myself.
Пушен продолжает сотрудничать с Милой Романиди, дружит с ней со времен ансамбля ансамбля «Садо». Среди последних работ для нее – песни «Беби, гудбай» (на текст живущего в США Евгения Едрова) и «Синие глаза» (текст в оригинале — Грига Пушена, в исполнении Милы — Симона Осиашвили).
Сегодня Грег сотрудничает с Milky Boy Studio, у которой широкая сеть подразделений по всей стране (ночные клубы, учебные заведения, студии). Ей не один десяток лет. Основатель известный аранжировщик Лэри Голд, владелец более 20-ти Грэмми. «Тот самый, — говорит Грег, — кто, например, ввел потрясающую струнную партию в знаменитую I will survive. Он делал аранжировки для Франка Синатры, БарбарыСтрейзанд, Майкла Джексона… Ему сейчас за 90. С этой студией, например, работали AC/DC, Aerosmith….
Где-то год назад компания объединила около 40 композиторов, продюсеров, музыкантов, звукорежиссеров, авторов текстов… Вся команда предназначена для одновременной работы над созданием всего одной-двух песен. Для этого в здании компании есть около 30-ти студий. Оказывается это очень продуктивно. Я занимаюсь тем, что называется tunnig, то есть подчищаю почти готовые произведения. Можно назвать это редактированием. Потом материал получает Sound Designer. Сейчас эту должность занимает когда-то наш соотечественник с приятной фамилией Макс Ласковый. Он в Америке с раннего детства. Привезли с Украины. У него совершенно американский менталитет. Большой человек, один из двадцати продюсеров, которые отбирают музыкальные произведения для Грэмми. Сначала составляется Long List из нескольких тысяч песен. После прослушивания остается Short List: 200-250 песен. Он сокращается примерно до десятка и до финала доходят 3-5 произведений. Победителей выбирают генеральные продюсеры. Отбор производится по категориям: композиторы, аранжировщики, звукорежиссеры…
Очень трудно определить, чем они руководствуются. Не только мне, но и ребятам-американцам. На мой взгляд, многое зависит от лейбла, который представляет номинанта. Я заметил, нередко трудно понять, что хорошего в песне-победителе. Но потом ее запускают на теле- и радиоволнах и она начинает звучать!»
У Грега есть продюсерский центр на Украине. «Через них мы время от времени что-то продаем, поясняет Пушен. А вот в России ничего не продается, хотя мы туда периодически отсылаем нашу продукцию, но где-то там зависает. При том, например, что мы в замечательных отношениях, например, с A-Studio. Но в России за певцов многое решают администраторы»
Весной 2023 г. по случаю Дня джаза «Анор» и альбом «Вкус граната» вместе с «Сато» из Узбекистана, а также «Фирюза» и «Гунеш» из Туркмении, были включены в специальный обзор ЮНЕСКО, посвященный джазу в республиках Средней Азии в 1970-80-х гг.
Благодарю Григория Пушена за помощь при подготовке материала. Фотографии из архива Григория Пушена
Александр ПОПОВ
На заставке: Грег Пушен с Максом Ласковым, одним из лучших саунд-дизайнеров Филадельфии